Внутриличностный конфликт как психологическое явление

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Особенности взаимосвязи внутриличностных конфликтов профессиональной мотивации старшеклассников с разным уровнем суицидального риска»

Работу выполнила: студентка

группы ОАБ 37.03.02-43

______________А.Д. Епифанова

 

 

Научный руководитель:

кандидат психол. наук, доцент

кафедры социальной психологии

и конфликтологии

___________М.М. Главатских

 

 

Зав. кафедрой социальной

психологии и конфликтологии

Допущена к защите:

«____» _______________

 

Ижевск 2020.

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Особенности взаимосвязи внутриличностных конфликтов профессиональной мотивации старшеклассников с разным уровнем суицидального риска. 4

Внутриличностный конфликт как психологическое явление. 4

Профессиональная мотивация старшеклассников. 16

Психологические особенности старшеклассников. 22

Глава 2. Результаты исследования и их обсуждение. 29

Этапы и методы исследования. 29

Результаты и их обсуждения. 34

Профессиональная мотивация и внутриличностный конфликт старшеклассников с разным уровнем суицидального риска. 34

Сравнение взаимосвязей показателей внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией. 40

Заключение. 48

Список литературы.. 49

Приложение 1. 53

 

 


Введение

 

Актуальность исследования. В период подготовки к ЕГЭ возникают внешние условия, в виде повышенных требований со стороны родителей, учителей и администрации школы. Давление, которое они оказывают на учеников, может усугубить стрессовую ситуацию и способствовать развитию внутриличностных конфликтов. Накопленные, не разрешенные внутриличностные конфликты представляют опасность тем, что могут привести к негативным последствиям в виде неврозов, психозов и как крайняя степень суициду.

Разработанность проблемы. Внутриличностный конфликт изучался в работах В.С Мерлина., Е.Б Фанталовой, А.Н.. Леонтьева. А так же зарубежными психологами и социологами: Зигмундом Фрейдом, Куртом Левином, Карлом Роджерсом, Абрахамом Маслоу, Виктором Франклом.

Д.Б. Эльконин разработал возрастную периодизацию развития ребенка, основанную на работах А.Н Леонтьева, Л. И. Божович и Л. С. Выготского Эта работа позволяет узнать особенности развития детей в разные периоды. Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи внутриличностных конфликтов с профессиональной мотивацией старшеклассников с разным уровнем суицидального риска.    

Задачи:

1. Изучить теоретические исследования по проблемам внутриличностных конфликтов, суицидального риска, профессиональной мотивации и ценностей старшеклассников.

2. Исследовать внутриличностные конфликты ценностей, суицидальный риск и профессиональную мотивацию старшеклассников. 

3. Изучить взаимосвязь показателей внутриличностного конфликта ценностей с профессиональной мотивацией старшеклассников с высоким и низким суицидальным риском.

4. Сравнить и описать особенности взаимосвязи показаелей внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией старшеклассников с высоким и низким суицидальным риском.

Объект: внутриличностные конфликты старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ.

Предмет: особенности взаимосвязи внутриличностных конфликтов с профессиональной мотивацией старшеклассников с разным уровнем суицидального риска. 

Гипотеза: у старшеклассников с высоким суицидальным риском существуют особенности взаимосвязей внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией.  

Проблема: внутриличностный конфликт, подкрепляемый особым типом профессиональной мотивации, взывает суицидальный риск.

Методы исследования: (по Ананьеву Б.Г.)

1. Организационный метод – сравнительный метод.

2. Эмпирический метод – психодиагностический, который включает методики: модификация методики «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой для старшеклассников в период подготовки ЕГЭ, тест «Мотивация выбора профессии» Л.А Ясюковой, опросник суицидального риска А.Г. Шмелева (модификация Т.Н.).Разуваевой

3. Количественные методы – достоверность различий (U-критерий Манна-Уитни), взаимосвязь (коэффициент корреляции r-Спирмена).

4. Структурированный метод интерпретации данных.

Исследование проводилось в 2020 году в городе Ижевске, в общеобразовательном учреждении, респондентами были учащиеся 11 класса в количестве 38 человек.

Глава 1. Особенности взаимосвязи внутриличностных конфликтов профессиональной мотивации старшеклассников с разным уровнем суицидального риска  

Внутриличностный конфликт как психологическое явление

Внутриличностный конфликт - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающей принятие решения [1].

Проблематика внутриличностных конфликтов хорошо изучена как зарубежными, так и отечественными авторами. Существует множество подходов к изучению внутриличностных конфликтов. Первым о внутриличностных конфликтах заговорил Зигмунд Фрейд, как основатель психоаналитического направления он изучал и занимался внутренними проблемами людей. Именно с него и началось научное изучение внутриличностного конфликта. Он утверждал, что человек постоянно испытывает противоречия между биологическими желаниями, влечениями и социальными нормами и правилами, то есть столкновения желаний и моральных норм и ценностей [27].

В изучение внутриличностного конфликта огромный вклад привнес Курт Левин, который раскрывал его через теорию полей. И определял внутриличностный конфликт как одновременно действующие противоположно-направленные силы равной величины. То есть борьбу желания и страха. Например, человек любящий животных, но боящийся гладить собак из-за страха, что они могут его укусить [12].

Дальнейшее развитие внутриличностный конфликт получил в трудах Карла Роджерса. Он выдвинул теорию «Я-концепции» и считал ее фундаментальным компонентом личности, благодаря ей у человека формируется образ собственного я. Но этот образ в свою очередь может стать причиной внутриличностного конфликта из-за существенного различия «Я-реального» и «Я-идеального», и в последствии перерасти в невроз и психические заболевания[19].

Согласно теории потребностей Абрахама Маслоу мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей[14]:

1) физиологические потребности;

2) потребность в безопасности;

3) потребность в любви;

4) потребность в уважении;

5) потребность в самоактуализации.

Самая высшая – потребность в самоактуализации. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать, но это ему не всегда удается. И этот разрыв между результатом и стремлением, лежит в основе внутриличностного конфликта[14].  

Еще одна теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом, создавшим новое направление в психотерапии - логотерапию[26]. По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла”. Согласно его концепции, каждый человек живет для поиска смысла своего существования и борьбы за него. Но найти смысл жизни удается не многим, и из-за этого у человека возникает чувство бесцельности и пустоты, которое впоследствии и порождает внутриличностный конфликт.

В России изучением внутриличностных конфликтов занималось множество психологов, в том числе Мерлин, Фанталова, Лурия и Леонтьев.

Среди отечественных психологов одним из первых внутренние конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции[48].

Мерлин В. С. рассматривал внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности»[15]. Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является психологическим внутриличностным конфликтом.

Психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внешние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным или ставится под угрозу». Возникновение этих внешних условий конфликта неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественной жизнью, а также в силу того, что на основе удовлетворения одних мотивов возникают другие, неудовлетворенные. [15]

Однако психологический конфликт возникает, только если эти внешние условия порождают определенные внутренние условия, которые представляют собой противоречия между различными мотивами и отношениями личности или между ее возможностями и стремлениями. Именно поэтому, подчеркивает Мерлин, психологические конфликты возможны только у человека. Еще одно необходимое, по Мерлину, условие психологического конфликта – это субъективная неразрешимость ситуации[15]. 

Фанталова Е.Б. рассматривает внутриличностный конфликт как соотношение двух «плоскостей сознания»: плоскость, вмещающая в себя сознание ведущих жизненных ценностей: личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскость всего, что является доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в «зоне легкой досягаемости». Применительно к конкретной жизненной сфере соотношение этих двух плоскостей можно выразить психологическими параметрами «Ценность» и «Доступность». Возникновение внутренних конфликтов в различных жизненных сферах будет определяться во многом характером взаимосвязи и степенью диссоциации между ценностью и доступностью. Глубина внутреннего конфликта и связанная с ним степень психологической неудовлетворённости определяется высокой степенью превышения “Ценности” над “Доступностью”. Обратное соотношение, когда “Доступность” в значительной степени превышает “Ценность”, свидетельствует о состоянии «внутреннего вакуума», душевной пустоты, отсутствия побуждений[25].

Деятельный подход Леонтьева А.Н.. Согласно его подходу на внутриличностный конфликт влияет структура личности. Она в свою очередь определяется отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разные виды деятельности. Любой человек, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Именно их противоречивое взаимодействие и образует конфликт[13]. 

Но во всех концепциях видна одна закономерность, это то, что внутриличностный конфликт это столкновение двух каких либо сил. И в этом нет ничего плохого, если бы не было конфликтов в нашей жизни, то произошла бы стагнация, застой в развитии общества и личности человека. Сталкиваясь с каким-то препятствием и преодолевая, его мы получаем какой-то опыт. Другое дело, когда мы не решаем конфликт, а игнорируем его. Тогда один конфликт накладывается на другой и так далее пока не произойдет что-то такое, что приведет к срыву и выплескиванию всех накопившихся не разрешенных противоречий.

В большинстве представленных выше концепций представлен один или несколько видов внутренних конфликтов. Условно их можно разделить на 3 основные структуры личности, вступающие в конфликт. Мотивы, ценности и самооценка. В зависимости от того, какие стороны вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и к безопасности или как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным конфликтом. Он рассматривается как конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентаций, которые имеют выраженный характер.

3. Конфликт нереализованного желания или конфликт комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только, когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить.

4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт).

5. Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т.е. как противоречие, возникающее на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле - при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека (профессиональными, физическими, психологическими).

6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением, с одной стороны, повысить требования, чтобы одержать максимальный успех, и, с другой стороны, понизить их, чтобы избежать неудачи.

Внутриличностные конфликты бывают как конструктивные, так и деструктивные.

Конструктивные внутриличностные конфликты характеризуются минимальными затратами на разрешение и максимальным развитием конфликтующих структур. Разрешение такого конфликта несет в себе позитивное воздействие на внутриличностные процессы и способствует самосовершенствованию личности и самоутверждение. Происходит становление воли и характера человека.

Деструктивные конфликты, это конфликты из которых личность не может найти выход, не в состоянии разрешить сложившиеся противоречия. Последствия такого конфликта очень серьезны, это может быть как прекращение развития личности, психическая и физическая дезорганизация, регресс, обособленность от общества, повышенная чувствительность к критическим высказываниям, стресс, фрустрация и невроз. А так же крайней степенью деструктивного разрешения внутриличностного конфликта является суицид. [45]

Суицид – преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное[35]. Эта тема часто привлекает внимание общества, так как является не однозначной. Многих отталкивает это явление, так как для некоторых людей это грех, для иных проявление слабости. Тем не менее, люди сводят счеты с жизнью регулярно.[38]

Разработаны различные представления обусловленности самоубийств в рамках социологического, анатомо-антропологического, психологического и психиатрического подходов.

Согласно социологической концепции Э.Дюркгейма, П.Сорокина и других — главные причины самоубийства имеют социально-политическую и экономическую подоснову и объясняются степенью социальной интеграции индивида и воздействия на него социальных норм[12], [39], [8].

Сторонники анатомо-антропологической концепции — И.Леонов, Ч.Ламброзо и другие — придерживаются идеи структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства, где важную роль играет наследственность[37].

В основе психопатологической концепции, которой придерживаются А.Амбурова, А.Полев, А.Слуцкий, лежит утверждение о психической патологии любого суицида, что долгое время как-то снижало эффективность научно-практической разработки проблемы самоубийства. Более поздние исследования показали, что существует обратная связь между характерологическими чертами человека и склонностью к суицидальным действиям, особенно в кризисных ситуациях. Существует также концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта[41].

Психологи и психиатры (Л. Бэллак, Н. Конончук, А. Ратинов, О. Ситковская, С. Семичев), исследовавшие феномен суицида, выявили наличие связи между определенными чертами личности и склонности к суицидальным действиям в ситуациях, в которых человек может счесть критическими[36].  

Виды самоубийств:

1. Истинный суицид. Всегда спланирован, не спонтанен, хоть иногда и выглядит таковым. Ему всегда предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни. При этом окружающие, в особенности близкие люди не замечают этого состояния. В группу риска входят, прежде всего, молодежь и старики, но и у других категорий встречается суицид.

2. Демонстративный суицид. Его совершают не с целью уйти из жизни, а с целью привлечь внимания, это своего рода крик о помощи, способ достучаться до кого-то. Так же иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа, например: «если ты не будешь со мной встречаться, я спрыгну с крыши» или «если ты мне это не дашь, я убью себя» и т.д. 

3. Скрытый суицид. Удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может. Тогда они начинаю заниматься экстремальными видами спорта, саморазрушением через алкоголь и наркотики, поездками в горячие точки. Таким людям бесполезно твердить об опасности, ведь именно ее они и ищут.

Теперь поговорим о причинах. Для каждой ситуации они разные, так как образуются в совокупности с мотивами и поводами. Но установить их не всегда дается из-за не достатка сведений, ведь как было сказано выше окружающие не замечают состояния самоубийцы, если он сам этого не пожелает. Но можно выявить основные.

·   Боязнь наказания (страх осуждения со стороны родных или общества у разоблаченных преступников)

·   Неурядицы в личной жизни

·   Несправедливость по отношению к себе

·   Несчастная любовь

·   Смерть кого-то из родных или друзей

·   Непонимание окружающими, одиночество

·   Проблемы на работе

·   Целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства)

·   Физические издевательства (изнасилования, побои)

·   Финансовые проблемы

·   Нереализованность в жизни (творческая, профессиональная)

·   Потеря интереса к жизни, усталость от жизни

·   Проблемы со здоровьем

·   Психические/психосоматические болезни (депрессия, нарушение пищевого поведения, биполярное аффективное расстройство, шизофрения).

Предложено множество классификаций мотивов суицидального поведения. Так, согласно классификации В. А. Тихоненко [44], мотивы самоубийств представлены следующим образом:

· протест, месть (желание наказать обидчика);

· призыв (желание привлечь внимание);

· избегание (желание избежать наказания, страдания);

· самонаказание (самоуничтожение, бегство в смерть);

· отказ (от борьбы за свое существование).

Данная классификация вызывает по ряду моментов возражения и сомнения со стороны других суицидологов, ведь любой суицид включает в себя мотив прекращения страданий, мотивы могут полностью не осознаваться либо осознаваться неверно, часто имеется не один, а несколько суицидальных мотивов [43].

Еще один довольно известный вариант классификации суицидально-поведенческих мотивов был предложен С. В. Бородиным, А. С. Михлиным (1978):

1. Личностно-семейные конфликты:

· семейные конфликты и развод;

· болезни и смерть близких;

· одиночество;

· неудачная любовь;

· оскорбление со стороны окружающих;

· половая несостоятельность.

2. Состояние здоровья:

· психические заболевания;

· соматические заболевания;

· уродства.

3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

· опасение уголовной ответственности;

· боязнь иного наказания или позора.

4. Конфликты, связанные с работой, учебой:

· конфликты на работе;

· неуспехи в учебе.

5. Материально-бытовые трудности.

6. Другие мотивы.

Очевидно, что отчетливое разделение мотивов и причин вряд ли возможно, одна причина может вызывать другие, а те, в свою очередь, формируют сложный мотив самоубийства. Так, например, соматические заболевания могут обусловить и семейный конфликт, и неудачную любовь, и неуспехи в учебе и т. п. Половая несостоятельность, как причина, может относиться к рубрике «личностносемейные конфликты», но с такой же вероятностью ее можно отнести к группе «состояние здоровья» (Блейер Е., 1993) [42].

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

Признаки готовящегося суицида:

1. Наличие суицидальных мыслей. Полная потеря аппетита и интересов. Ощущение безнадежного отчаяния, неспособность выразить свои мысли и чувства – все это прямые признаки тяжелой депрессии.

2. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

3. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

4. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

5. Социальная изоляция, отгороженность от окружающих.

6. Появившаяся импульсивность и желание идти на неоправданный риск. Вспышки гнева у подростков.

7. Бессонница (особенно в утренние часы).

8. Увеличение злоупотребления алкоголем или наркотиками.

9. Послеродовая депрессия, развивающаяся в первые дни после родов, также может быть причиной импульсивных суицидальных попыток, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать развивающиеся опасные симптомы-предвестники: беспокойство, потерю аппетита, нарушение сна, причудливые навязчивые идеи и необоснованные страхи в отношении своего ребенка.

В основе любого конфликта лежат причины его возникновения, те противоречия, недопонимания, расхождение во мнениях из-за которых и происходит конфликт. Причины возникновения внутриличностных конфликтов разделяют на: внутренние и внешние. Но деление это условное, так как они по сути своей взаимосвязаны.

Внутренние причины внутриличностного конфликта заключаются в противоречиях между противоположными мотивами личности и ее рассогласованности. Чем сложнее внутренний мир человека и больше способность к самоанализу и рефлексии, тем больше личность подвержена внутриличностному конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих конфликт внутри личности, можно выделить: противоречие между потребностью и социальной нормой; противоречие мотивов, интересов и потребностей; противоречие социальных ролей; противоречие социальных ценностей и норм. Данные противоречия должны быть личностно значимыми и оказывать одинаковую силу воздействия, иначе человек выберет то, что более приемлемо и безвредно для него. И конфликта не будет[3].

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены положением личности в группе и обусловлены положением личности в обществе. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. Когда мы не имеем возможности их удовлетворения, мы находимся в состоянии фрустрации[3].

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни[3].

Также существует такое понятие как суицидальное поведение. Это осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. К нему так же можно отнести употребление алкоголя, наркотиков, сознательное участие в драках и войнах. То есть это тоже форма самоубийства, но скорее не осознаваемая и не быстрая[40].

Суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние[49]. Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.

К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе – семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстремальность, ответственность и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.

В молодом возрасте (от 18 до 30 лет) преобладают протестные и призывные формы суицидального поведения, в более пожилом (после 45 лет) преобладают суициды типа избегания страдания, самонаказания и отказа[50].

Внутриличностные конфликты, возникающие у старшеклассников, могут быть связаны с различными как внутренними, так и внешними причинами. Одной из многих выделяемых причин может стать профессиональная не определенность, то есть отсутствие у учеников старших классов определенности в дальнейшей жизни. Для предотвращения развития внутренних противоречий, важно чтобы у школьников развивалась профессиональная мотивация, и были проведены различные тестирования, направленные на профессиональную ориентацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: