Профессиональная мотивация старшеклассников

Перед учениками старших классов всегда стоит вопрос «Кем быть?», помочь в определении профессии может профессиональная ориентация. Она является 1 этапом структуры профессиональной мотивации. Которая необходима для дальнейшего развития и становления учеников старших классов, важно иметь мотивацию на обучение и получение профессиональных знаний, умений и навыков, которые помогут им в работе по профессии.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее ее направленность[47].

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации [15]:

•   Интринсивная (внутриорганизованная, диспозиционная) – мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, потребностями, установками, интересами, влечениями. 

•   Экстринсивная (внешнеорганизованная, ситуационная) – мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельностями, обстоятельствами текущей ситуации.

Очень редко мотивация бывает в «чистом» виде сугубо интринсивной или экстринсивной. Как правило, поведение человека обусловлено совокупностью внешних и внутренних причин, тесно переплетенных между собой.

Мотивация обуславливается деятельностью человека и его поведением, она оказывает влияние на профессиональное самоопределение, удовлетворением от процесса выполнения своего труда, престижем и самоутверждением.

Профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. У юношей и девушек профессиональная мотивация формируется под влиянием окружающей среды и различных видов профессиональной ориентации, которая может проводиться в образовательных учреждениях, а так же специальных центрах [2].

Как и другие виды мотивации, профессиональная мотивация подвержена влиянию внешних и внутренних факторов, которые могут быть как постоянными, так и временными. Поэтому она является одновременно относительно устойчивым, и относительно изменчивым образованием. В зависимости от психологических особенностей личности и внешних обстоятельств ее жизнедеятельности профессиональная мотивация одного человека может в целом сохраняться в течение нескольких десятилетий, а профессиональная мотивация другого человека – полностью перемениться за значительно более короткий срок.

Существует множество теорий мотивации, которые пытаются дать объяснения поведению человека в разных ситуациях. 

Теория ожидания В. Врума. По данной теории человек выбирает действия, основываясь на своих представлениях о том, какие последствия принесут данные действия. Человек прилагает усилия, желая, получить ценный для него результат или избежать этого результата. Очень важно чтобы работник имел представление о том, что от прилагаемых им усилий зависят результаты его труда. Из результатов труда вытекают последствия, которые, так или иначе, имеют для него какую либо ценность[4].  

А. Маслоу считал, что мотивация основана на стремлении человека к удовлетворению своих потребностей. По Маслоу люди удовлетворяют свои потребности поочередно от базовых к высшим. Переход к удовлетворению потребностей более высокого уровня происходит только после того, как будут удовлетворены все потребности более низкого уровня: «человек желает удовлетворить из двух потребностей более базовую, когда он не удовлетворен в отношении их обеих»[13].

Психодинамическая теория лучше всего представлена в работах Анны Роу. Роу считает, что профессиональные интересы развиваются в результате взаимодействия между родителями и их детьми. Выбор карьеры отражает желание удовлетворить потребности, которые не были удовлетворены родителями в детстве. С психодинамической точки зрения формирование жизненных стереотипов происходит, прежде всего, в течение нескольких первых лет детства. Роу полагает, что существует бессознательное побуждение, сформированное в этот период, которое влияет на выбор людьми такой карьеры, в которой эти потребности могут быть выражены и удовлетворены[5].

В основе теории мотивации Герцберга заложены 2 фактора: гигиенический и мотивирующий[2].

Отсутствие или недостаточность гигиены вызывает у работника неудовлетворение, как работой, так и заданием. Тем не менее если гигиенические факторы в норме, они не вызывают удовлетворение работой и не мотивируют работника на улучшение результата. Отсутствие же мотивации не приводит к неудовлетворению работой, а остается на том же уровне. Но наличие и мотивации и гигиены вызывает удовлетворение работой и повышает эффективность деятельности. 

По мнению румынского социолога К.Замфир, в структуре мотивации трудовой деятельности можно выделить три составляющие[8]:

1. Внутренняя мотивация (ВМ) – мотивация, возникающая из потребностей самого человека и связанная непосредственно с процессом и результатом труда, на основе которой он трудится с удовольствием, без какого-либо внешнего давления.

2. Внешняя положительная мотивация (ВПМ) – содержит мотивы, лишь опосредованно связанные с процессом и результатом труда: «материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, т.е. те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия».

1. 3. Внешняя отрицательная мотивация (ВОМ) – включает так же мотивы, не связанные непосредственно с процессом и результатом труда, но имеющие негативную эмоциональную окраску избегания: наказания, критику, осуждение, штрафы.

В соответствии с классификацией мотивов выбора профессии, разработанной Э.С.Чугуновой, выделяются следующие типы профессиональной мотивации[28]:

1. Доминантный тип профессиональной мотивации – предполагает устойчивый интерес к профессии. Интересы субъективно проявляются. Выбор профессии на основе профессиональных интересов является необходимым условием, во-первых, успешного обучения профессии и овладения профессиональной деятельностью (формирования знаний, умений, навыков), во-вторых, успешного затем ее осуществления и удовлетворенности трудом.

2. Ситуативный тип профессиональной мотивации предполагает преобладающее влияние жизненных обстоятельств, которые не всегда согласуются с интересами человека. В основе ситуативной мотивации могут лежать экономические и семейные обстоятельства, характеризующиеся острой актуальностью: «В периоды экономического спада и массовой безработицы у людей может не быть выбора, и им, возможно, придется выбрать такую профессию, которая, по их мнению, позволит им найти работу и даст средства к существованию. … Необходимость помогать супруге (супругу) или содержать детей может также заставлять людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были развязаны руки» [15].

3. Конформистский (суггестивный) тип профессиональной мотивации, в основе которого лежит внушающее влияние со стороны ближайшего социального окружения (советы родных, друзей, знакомых).

Общая закономерность состоит в том, что в своем развитии мотивация профессиональной деятельности проходит, как минимум, несколько этапов, каждый из которых характеризуется своей особой структурой профессиональной мотивации:

1 Этап выбора профессии или специальности;

2 Этап выбора места работы;

3 Этап непосредственно реализации профессиональной деятельности.

Для полноценного развития профессиональной мотивации важно выбрать специальность, которая бы соответствовала способностям и интересам старшеклассников. Но мало у кого самостоятельно, получается, определиться с профессией. В этом могут помочь родственники, учителя школа или специальные учреждения, направленные на профессиональную ориентацию.

Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве[4].

Профессиональная ориентация включает в себя:

 1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.

2) Профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. В психолого-педагогической литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».

Значимость выбора профессии для дальнейшего самоопределения рассматривалась такими авторами, как Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, А. И. Смирнов, А. П. Чернявская и др. Адекватный выбор профессии залог положительной дальнейшей социальной и трудовой адаптации, что является успешным условием самореализации человека. Неверный же выбор профессии может понести за собой нежелательные последствия, как в профессиональной, так и в остальных сферах жизни. Именно поэтому так значимо изучение проблем осознанного выбора профессии. Профессиональное самоопределение, сложный динамический процесс способствующий формированию отношений личности к профессионально-трудовой среде, развитие и самореализация физических и психологических возможностей, формирование реалистичных профессиональных намерений и планов, становление образа себя как профессионала[6].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: