Этапы и методы исследования

Гипотеза: у старшеклассников с высоким суицидальным риском существуют особенности взаимосвязей внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией 

Для её проверки организованно эмпирическое исследование, в соответствии с логикой задач:

· изучить теоретические исследования по проблемам внутриличностных конфликтов, суицидального риска, профессиональной мотивации и ценностей старшеклассников.

· исследовать внутриличностные конфликты ценностей, суицидальный риск и профессиональную мотивацию старшеклассников. 

· изучить взаимосвязь показателей внутриличностного конфликта ценностей с профессиональной мотивацие старшекласников с высоким и низким суицидальным риском.

· сравнить и описать особенности взаимосвязи показаелей внутриличностного конфликта с профессиональной мотивацией старшеклассников с высоким и низким суицидальным риском.

На первом этапе исследования создавали модификацию а для этого выявляли ценности, которые наиболее важны для старшеклассников методом незаконченных предложений.

На втором этапе исследовали внутриличностный конфликт с помощь модифицированного опросника. Изучали внутриличностные конфликты как расхождение между «Ценностью» и «Доступностью» в период подготовки к ЕГЭ. проводили оценку профессиональной мотивации учащихся 11 классов, а также уровень суицидального риска.

На третьем этапе мы выделили три типа учеников с разным уровнем суицидального риска.

На четвертом этапе изучали взаимосвязи между внутриличностными конфликтами ценностей и профессиональными мотивациями  старшеклассников с высоким и низким уровнем суицидального риска и особенности групп.

На 4 этапе мы проводили расчеты, выявляли различия и искали взаимосвязь показателей суицидального риска, профессиональной мотивации и внутриличностного конфликта.   

Практическую часть мы начали с опроса ценностей у старшеклассников.  Им были заданы вопросы: «Как вы думаете, какие ценности наиболее важны для учеников старших классов?», «Для учеников старших классов важно…», посчитали частоту встречаемости ответов.

 Дальше на основании полученных ответов были отобраны 12 самых выбираемых ценностей:

1 Внутреннее спокойствие

2 Уверенность в своих силах

3 Здоровье

4 Определенность будущего, как осознанный профессиональный выбор

5 Стрессоустойчивость, как умение противостоять стрессам и нагрузкам

6 Свобода, как отсутствие давления со стороны взрослых

7 Отдых, как возможность отвлечься от учебной нагрузки

8 Друзья

9 Хобби, как возможность заняться любимым делом

10 Поддержка и помощь от других

11 Стабильность как отсутствие не запланированных событий

12 Достижение результата во многих областях (успевать во всем)

Основываясь на ценностях, была проведена модифицированная методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой. Она рассматривает внутриличностный конфликт как соотношение двух «плоскостей сознания»: плоскость, вмещающая в себя сознание ведущих жизненных ценностей: личностных смыслов, дальних жизненных целей, и плоскость всего, что является доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в «зоне легкой досягаемости». Применительно к конкретной жизненной сфере соотношение этих двух плоскостей можно выразить психологическими параметрами «Ценность» и «Доступность». Возникновение внутренних конфликтов в различных жизненных сферах будет определяться во многом характером взаимосвязи и степенью диссоциации между ценностью и доступностью. Глубина внутреннего конфликта и связанная с ним степень психологической неудовлетворённости определяется высокой степенью превышения “Ценности” над “Доступностью”. Обратное соотношение, когда “Доступность” в значительной степени превышает “Ценность”, свидетельствует о состоянии «внутреннего вакуума», душевной пустоты, отсутствия побуждений[24]. Из первой матрицы, которая означала ценность, нужно было выбрать по столбикам ценное качество, сравнивая каждую пару и выбирая наиболее ценную. То же самое нужно было сделать со второй матрицей, но в ней выбиралась наиболее доступная ценность, так же сравнивая между собой ценности и выбирая. Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней между показателями "Ценность" и "Доступность" по какому-либо понятию (разница в 4 балла и выше) в случае, когда его ценность больше доступности. Значительный (разница в 4 балла и выше) разрыв между показателями "Ценность" и "Доступность", когда доступность какого-то понятия больше его ценности, будет указывать на наличие "внутреннего вакуума", "ощущения внутреннего балласта", "избыточности присутствия". Индекс расхождения "Ц – Д" – это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

«Мотивации выбора профессии» Л.А. Ясюковой. Для работы учащиеся получают и подписывают бланки, на которых имеется инструкция, и в таблице - сами суждения-мотивы и три варианта для оценки значимости каждого фактора при выборе дальнейшего жизненного пути. Старшеклассникам нужно было выбрать, что повлияло на их выбор того, куда они пойдут после школы (учиться, работать)? Им нужно было отметить, в какой степени каждый из факторов повлиял на их выбор. Напротив каждого из высказываний им нужно было ответить: когда я принимал решение, то данный фактор: оказал наибольшее влияние,    в некоторой степени способствовал выбору, совсем не играл никакой роли.

Для обработки необходимо присудить баллы выборам подростка. За каждый крестик в первом (левом) столбце, где отмечаются факторы, в наибольшей степени повлиявшие на выбор дальнейшего обучения, присуждается 3 балла. За каждый крестик второго (среднего) столбца, где отмечаются принимавшиеся во внимание факторы, присуждается 2 балла. За каждый крестик в третьем (правом) столбце, где отмечались незначимые факторы, присуждается 1 балл. Выделяются и анализируются 7 типов мотивации выбора профессии: 1 - собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности), 2 - коммуникативная мотивация (потребность в общении), 3 - прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности), 4 - статусная мотивация (забота о престиже), 5 - социальная мотивация (важность мнения значимых людей) 6 - учебная мотивация (познавательные потребности), 7-внешняя мотивация (случайные причины). При доминировании профессиональной мотивации подросток проявляет избирательность в учебе: интересующие его предметы изучает глубоко, с использованием дополнительной информации, «непрофильные» - более поверхностно, может запускать совсем. Если доминируют любые другие типы мотивации при выборе профессии, то вероятность формирования высококвалифицированного специалиста исключительно низка. Если к окончанию школы не сложились интеллектуальные задатки, ни к какому виду профессиональной деятельности, то и доминирует один из остальных шести типов мотивации. 

Опросник суицидального риска Шмелева А.Г. (модификация Т.Н. Разуваевой). Предназначен для диагностики суицидального риска, выявления уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения попыток самоубийства. Исследуемому предлагается к изучению бланк. Он представляет собой список из 29 утверждений. Если исследуемый соглашается с какими-либо из них, он ставит знак «+». Соответственно, если он считает, что то или иное утверждение в опроснике суицидального риска не про него, он указывает знак «-». Чтобы упростить интерпретацию результатов, исследуемому выдается чистый бланк, называемый регистрационным. Существует несколько критериев, по которым оценивается результат. Демонстративность, аффективность, уникальность, несостоятельность, социальный пессимизм, слом культурных барьеров, максимализм, временная перспектива, антисуицидальный фактор. Каждый из них представлен отдельной шкалой. По каждой шкале подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл умножается на коэффициент. Делается вывод о наличии/отсутствии факторов суицидального риска и степени их выраженности. Чем ближе значение фактора к максимально возможной его величине, тем более он выражен.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: