I. Исследования гендерной идентичности личности

СОДЕРЖАНИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................... 2

I. ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ.... 3

II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

2.1. Методика свободных описаний (вариант методики «Кто Я?»).......... 7

2.2. Методика полового дифференциала.................................................. 11

2.3. Методика С. Бем................................................................................. 16

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 19

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................. 20



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В последнее десятилетие гендерные исследования занимают всё более заметное место в кругу психологических наук, внося весомый вклад в решение многих проблем, возникающих на стыке психологии личности, педагогической, социальной, медицинской психологии. Для психологии, имеющей дело с развивающимся индивидом, как формирующейся системой взаимосвязанных и взаимообусловленных биологических, психических, личностно-социальных факторов, такой подход особенно актуален.

Одним из первоочередных шагов по реализации гендерного подхода в психологии является внедрение психодиагностических методик гендерного исследования в практику.

Психология продолжает испытывать дефицит в психодиагностических методиках, обеспечивающих научно достоверные, практически значимые и сопоставимые результаты.

Методическое пособие содержит методики, позволяющие изучить индивидуальные характеристики личности, связанные с гендерной идентичностью.

Будучи научно обоснованными, методики:

1. отвечают реальным запросам психолога;

2. доступны в использовании в повседневной работе;

3. сочетают качественный и количественный подходы;

4. обеспечивают возможность изучения единичных параметров в системы личностных конструктов, что позволяет внедрить в исследовательские процедуры принципы изучения «конкретного» человека.

Методики адресованы студентам психологических факультетов, практическим психологам.

Студентов, только начинающих работать с психодиагностическими методиками, необходимо предостеречь от абсолютизации их количественных результатов. Безусловно, параметризированные показатели удобны и полезны при сравнении гендерных групп. Но без качественного анализа эти показатели могут стать не только «мёртвой», но и дезориентирующей цифрой. Особо важное значение имеет интерпретация комплекса психодиагностических данных и сопоставление их с данными других методик.

При соблюдении перечисленных условий, приводимые методики могут стать эффективным психодиагностическим инструментом, помогут квалифицированно и качественно проводить диагностические исследования в области гендерной психологии.



I. ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ.

Проблема формирования и развития гендерной идентичности — одна из важнейших и актуальнейших проблем психологической науки [2, 3, 5, 7, 8, 11, 16 и др.]. Без её решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию личности. Внешние, социокультурные условия развития гендерной идентичности представлены гендерными стереотипами. На информационном уровне они описываются взаимодействием традиционных дихотомических и задаваемых существующей половой культурой стандартов. На установочном уровне — личностными смыслами, реализующимися в построении переживаний и поведения (В.Е. Каган). Гендерные стереотипы являются существенным элементом многоуровневой саморегуляции поведения субъекта. Они выполняют в поведении мотивирующую роль, включая, синтезируя в поведенческих актах социальные детерминанты, систему ценностных ориентаций личности.

Остановимся коротко на основных понятиях, которые используются в связи с феноменом гендерной идентичности — гендер, гендерные стереотипы, маскулинность, фемининность, андрогинность.

Гендер (социальный пол) — система норм поведения, предписывающая выполнение ими определенных социо-половых ролей; устойчивая система понятий о том, что представляютиз себя «женские» занятия, профессии, черты характера, а что — «мужские». Женщинам и мужчинам априорно навязываются определенные роли, отклонение от которых связано с общественным неприятием. Формируется ряд барьеров к полноценной реализации личности, основанных на стереотипном восприятии мужских и женских ролей. Данные стереотипы часто не имеют под собой никакого объективного обоснования, связанного, например, с биологическими особенностями организма мужчин и женщин, а являются сформированными социальной практикой.

Гендерная идентичность (осознание своего пола) означает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного пола мужчинами или женщинами, переживание ими своей маскулинности – фемининности. Это единство самосознания и поведения индивида, который причисляет себя к определённому полу и ориентируется на требования соответственной половой роли. Осознание индивидом своей гендерной идентичности предполагает определённое отношение к ней — полоролевую ориентацию и полоролевые предпочтения.

Гендерные стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям мужского или женского пола, схемы поведения, интересы, которые считаются свойственными одному полу и несвойственны другому. К ним относятся усвоенные идеи о психологических, социальных и поведенческих различиях между мужчинами и женщинами, принятых в данном обществе.

Маскулинность и фемининность — это нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин. Как системное целое, представления о маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими.

К типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. Маскулинная роль, таким образом, включает те типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин для поддержания целевой ориентации, и которые отражают невосприимчивость в межличностных контактах.

К типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются волевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам. Фемининная роль включает в себя виды активности, ориентированные на поощрение взаимно-полезных качеств в межличностных взаимодействиях.

«С изменением системы половых ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем раньше» (И.С. Кон).

Соответственно изменяется и содержание категорий маскулинности и фемининности в теоретической психологии. Раньше они считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, причем всякое отступление от норматива воспринималось как патология. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе западные психологи 30-60-х годов сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности и фемининности умственных способностей, эмоций, интересов (Шкала М/Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфорда). Эти шкалы предполагают, что индивиды могут в пределах какой-то нормы различаться по степени маскулинности и фемининности. Однако сами свойства маскулинности и фемининности представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно. Вскоре, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские».

Благодаря современным исследованиям маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые переменные, различные сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин (Э. Маккоби, К. Джаклин, С. Бем, В.Е. Каган и др.). Так, С. Бем рассматривает маскулинность и фемининность как независимые, ортогональные измерения личности. Она указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами; и полагает, что личности даже желательно быть андрогинной, т.е. вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

Таким образом, новые, более совершенные тесты (С. Бем, В.Е. Каган и др.) рассматривают маскулинность и фемининность уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам маскулинности и фемининности позволяет вычислить степень психологической андрогинии; андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по фемининности, и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.

В соответствии с существующими представлениями индивид необязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

С. Бем, в противоположность взгляду, что мужчины и женщины, для лучшей адаптированности, должны иметь традиционно установленные соответствия полу, показала малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип, имеющий черты того и другого пола. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а только поведения и установок личности.

Психологическая андрогинность — многомерная интеграция высоких показателей маскулинных и фемининных характеристик, позволяющая успешно адаптироваться в социуме, и достигнуть более высокого уровня развития и функционирования личности. Это важная психологическая характеристика индивида, определяющая способность менять своё поведение в зависимости от ситуации.

В отечественной психологии разрабатываются представления о структурных и содержательных составляющих гендерной идентичности. Так В.Е. Каган определяет гендерную идентичность как «соотнесение личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности» и рассматривает её в контексте представлений о биосоциальной природе человека и пола в качестве порождаемой и порождающей функции сознания, специфического личностного конструкта. И выделяет 3 основных блока детерминант гендерной идентичности: психофизиологическая организация индивида, половые роли и номинативный пол. Психофизиологический уровень гендерной идентичности, по мнению В.Е. Кагана, должен быть наиболее стабильным. Автор обозначил этот уровень как базовую идентичность. Таким образом, базовая идентичность описывает соотнесение личности с традициями, восходящими к филогенетическим половым различиям, дихотомиями мужского и женского.

Базовая идентичность обеспечивается причислением ребёнка к полу и, соответственно этому, номинацией пола и воспитанием. Достигаемая при этом степень согласованности сказывается на межличностном общении, в котором индивид сопоставляет себя с людьми другого пола на личностном уровне. В.Е. Каган обозначил номинацию пола как персональную идентичность. Таким образом, персональная идентичность описывает сочетание в личности маскулинности и фемининности в контексте индивидуального опыта переживаний межличностного общения и совместной деятельности.

Базовый уровень половой идентичности неосознаваем, персональный уровень — его смыслы — осознаваемы лишь частично.

Совпадение этих уровней, их «наложение», лишь в абстрактном идеале может быть полным. В реальности между ними всегда имеются большие или меньшие расхождения, создающие ту внутреннюю противоречивость, которая делает гендерную идентичность в целом достаточно динамичной.

В основе представленных в методическом пособии методик лежит концепция психологической андрогинии (С. Бем, В.Е. Каган и др.), полагающая, что расширение границ своего ролевого репертуара, и, в частности, полоролевого репертуара позволяет личности полнее выразить себя, обеспечивает ей возможность саомреализации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: