II. Методы психологической диагностики гендерной идентичности личности

Методика свободных описаний (вариант методики «Кто Я?»).

Для изучения связанных с гендерной идентичностью аспектов психики и личности можно использовать вариант методики «Кто я?» [4]. Это техника, основанная на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент-анализом.

Интерпретацию полученных ответов хорошо проводить с помощью тезауруса личностных качеств [15]. Эта методика является эффективным психосемантическим средством изучения представлений индивида о своей личности и окружающих людях, как представителях определённого пола. Тезаурус включает в себя 1 650 слов, которые несут определённые нагрузки по полюсам 15 наиболее значимых факторов, с помощью которых можно описать любую личность. Каждый фактор содержит по 110 слов — носителей личностных черт. По содержательному принципу все 15 факторов сгруппированы в 6 групп:

I. Факторы морально-нравственного облика личности:

1. нравственное чувство: «добрый – злой»;

2. праведность: «правдивый – лживый»;

3. деликатность: «тактичный – грубый».

II. Факторы интеллектуального развития и духовной сферы:

4. интеллект: «умный – глупый»;

5. зрелость: «реалистичный – мечтательный»;

6. уникальность: «одарённый – обыкновенный».

III. Факторы эмоционально-волевой регуляции поведения:

7. актуальная энергия: «активный – пассивный»;

8. рациональный самоконтроль: «организованный – разбросанный»;

9. потенциальная энергия: «сильный – слабый».

IV. Факторы нервно-психического здоровья и комфорта:

10. психопатизация: «вспыльчивый – спокойный»;

11. невротизация: «напряжённый – безмятежный».

V. Факторы социального поведения:

12. доминантность: «подчиняющий – подчиняющийся»;

13. новаторство: «радикал – консерватор».

VI. Факторы самоотношения и самоподачи:

14. демонстративность: «избалованный – непритязательный»;

15. самомнение: «самолюбивый – скромный».

На основании этих 6 факторов все определения, данные испытуемыми, распределяются по содержательному признаку на соответствующие 6 групп:

1. Морально-нравственный облик личности. Определения, характеризующие поведение личности по отношению к интересам других людей, высшим моральным ценностям, социальным и эстетическим нормативам и этикету.

2. Интеллектуальное развитие и духовная сфера. Определения, характеризующие развитие операций мышления, уровень накопленного опыта и реальных знаний, творческий потенциал — способность к эвристике, открытиям, креативность.

3. Эмоционально-волевая регуляция поведения. Определения, характеризующие уровень активизации, выносливости и координированности избирательного торможения.

4. Нервно-психическое здоровье и комфорт. Определения, отражающие дезадаптацию в виде неадекватного сдвига либо в сторону агрессивно-оборонительного стиля поведения, либо в сторону пассивно-оборонительного стиля.

5. Социальное поведение. Определения, отражающие типичную стратегию приспособления к поведению в иерархических социальных структурах и в процессах социальных инноваций.

6. Самоотношение и самоподача. Определения, отражающие стратегию самоутверждения — путём непосредственной провокации восторженного отношения окружающих и максимизации «Я-образа» (чувственного образа собственной личности в сознании других и в самосознании) или путём социальных достижений и социального положения, путём максимизации «Я-концепции» (интеллектуального понимания собственных достижений и их признания в сознании других).

Инструкция. Испытуемым предлагается написать по 10 прилагательных для каждого из понятий: «большинство мужчин», «большинство женщин», «идеальный мужчина», «идеальная женщина». Ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике. Обработка результатов проводится с помощью семантического словаря черт личности (Приложение).


Тестовый материал.

Инструкция: Назовите по 10 прилагательных к каждому из понятий:

 

а) Большинство женщин 1. _______________________ 2. _______________________ 3. _______________________ 4. _______________________ 5. _______________________ 6. _______________________ 7. _______________________ 8. _______________________ 9. _______________________ 10. __________________ б) Большинство мужчин 1. _______________________ 2. _______________________ 3. _______________________ 4. _______________________ 5. _______________________ 6. _______________________ 7. _______________________ 8. _______________________ 9. _______________________ 10. _________________________
в) Идеальная женщина 1. _______________________ 2. _______________________ 3. _______________________ 4. _______________________ 5. _______________________ 6. _______________________ 7. _______________________ 8. _______________________ 9. _______________________ 10. ________________________ г) Идеальный мужчина 1. _______________________ 2. _______________________ 3. _______________________ 4. _______________________ 5. _______________________ 6. _______________________ 7. _______________________ 8. _______________________ 9. _______________________ 10. _________________________  

 

Интерпретация: В результате диагностики исследователь получает, во-первых, проекции установок испытуемых, которые он затем подвергает качественному анализу, во-вторых, качество отношения, так называемое установочное поле данного испытуемого.

В идеальных представлениях отражаются не только гендерные стереотипы как таковые, но и степень личностной удовлетворённости отношениями полов: идеальные представления и реальные образы соотносятся не только как должное и сущее, но и как желаемое и действительное.

Преобладание негативных определений свидетельствует о личностной неудовлетворённости существующими гендерными стереотипами. Включение негативных характеристик в стереотипы восприятия своего пола объясняется напряжением идентификации, сказывается и «романтизация полового сознания», благодаря которому стереотипы противоположного пола воспринимаются более позитивно.

Наличие одновременно противоположных характеристик при описании (например, при описании образа «большинство мужчин» одновременно используются такие определения, как умные – дураки, сильные – слабые, смелые – трусы и др.), свидетельствует об отсутствии жёстких рамок стереотипа восприятия других людей как своего, так и противоположного пола.

Резкое противопоставление идеального и реального образов свидетельствует о сильном когнитивном диссонансе, негативно сказывающимся на эмоциональном состоянии личности. Нами обнаружена статистически значимая на однопроцентном уровне разница в распределении количества ответов по категориям «реальные образы мужчины и женщины» и «идеальные образы мужчины и женщины» (r =0,60, p <0,01) [12, 13 ].

Отсутствие противопоставления при описаниях идеальных и реальных образов свидетельствует о согласованности желаемого и действительного.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: