Половой дифференциал построен В.Е. Каганом [9] на базе семантического дифференциала. Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого — свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она даёт одновременно два показателя половой идентичности — маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и фемининности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и фемининности как независимых измерений.
Методика состоит из 18 шкал, представляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шкалы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвёртого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости — П.
Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».
|
|
Тестовый материал.
Инструкция: Оцените а) самих себя,
б) большинство мужчин,
в) большинство женщин по отобранным чертам личности. Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:
3 — совершенно верно,
2 — верно,
1 — пожалуй так,
0 — неопределённое.
Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределённому ответу. Вы должны затратить времени не более 10 минут.
Бланк ответов.
плавное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | порывистое | ||
легкое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | тяжелое | ||
глубокое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мелкое | ||
медленное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | быстрое | ||
сложное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | простое | ||
слабое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сильное | ||
полное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | пустое | ||
неповоротливое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | проворное | ||
ясное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | смутное | ||
нежное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | грубое | ||
острое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | тупое | ||
грустное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | веселое | ||
изменчивое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | постоянное | ||
твердое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мягкое | ||
тусклое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | яркое | ||
активное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | пассивное | ||
расплывчатое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | четкое | ||
прочное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | хрупкое |
Ключ к методике.
С – | плавное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | порывистое | + |
С – | легкое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | тяжелое | + |
О + | глубокое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мелкое | – |
А – | медленное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | быстрое | + |
П – | сложное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | простое | + |
С – | слабое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | сильное | + |
О + | полное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | пустое | – |
А – | неповоротливое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | проворное | + |
П + | ясное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | смутное | – |
С – | нежное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | грубое | + |
О + | острое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | тупое | – |
А – | грустное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | веселое | + |
П – | изменчивое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | постоянное | + |
С + | твердое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | мягкое | – |
О – | тусклое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | яркое | + |
А + | активное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | пассивное | – |
П – | расплывчатое | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | четкое | + |
С+ | прочное | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | хрупкое | – |
|
|
Обработка производится следующим образом. Для каждого из описываемых понятий определяются усреднённые факторные показатели (алгебраическая сумма набранных баллов по входящим в фактор шкалам делится на число заполненных шкал факторов) для факторов О, С, А, П. Факторные показатели выражаются в числах от + 3 до – 3 (ключ к методике). Эти 4 показателя образуют личностный портрет, учитывающий оценку объекта, его доминантность, коммуникативность и предсказуемость, и сам по себе являющийся предметом для анализа понятий «Образа-Я» и гендерных стереотипов.
Близость понятий в индивидуальном восприятии вычисляется по принятой формуле расчёта близости понятий:
где Р — расстояние между понятиями, Х — результат алгебраического вычитания показателя фактора одного понятия из показателей того же фактора другого понятия. Чем меньше Р, тем более близки сопоставляемые понятия. Вычисляются расстояния «Я» – «Большинство мужчин» и «Я» – «Большинство женщин», как, соответственно, индексы М и F.
Такие расчёты проводятся дважды:
1) в формуле расчётов в качестве показателей используются баллы по каждой из 6 шкал, входящих в фактор С (М – F), а получаемые индексы характеризуют структуру базовой идентичности;
2) в формуле расчёта используются показатели факторов О, С, А, П, а полученные индексы характеризуют структуру персональной идентичности.
Мера близости понятий «Я» и «Большинство мужчин» образует показатель (индекс М) маскулинности, «Я» и «Большинство женщин» — показатель (индекс F) фемининности. Получаемые показатели маскулинности и фемининности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополняющая пара. Индексы М и F представляют собой близость понятий, где ведущим является индекс с меньшим абсолютным значением, а индекс баланса при положительном значении характеризует фемининность, при отрицательном — маскулинность.
Интерпретация: Базовая половая идентичность не всегда совпадает с паспортным полом. Так, у лиц женского пола может доминировать показатель противоположного пола (т.е. соответствующая мера близости будет выражаться меньшей величиной), таких испытуемых называют изомерными по половой идентичности.
Базовая и персональная половая идентичность также могут не всегда совпадать друг с другом. Например, у испытуемого мужского пола, маскулинного по базовой половой идентичности, фемининный показатель персональной идентичности. Это может быть, например, вполне мужественный, но склонный к рефлексии, эмпатичный субъект.
Чем меньше расстояние между базовой и персональной идентичностью, тем больше соответствие традиционным моделям полоролевого типа поведения (χ²=4,25, р<0,05).
По близости понятий «Я – большинство женщин» (индекс F) и «Я – большинство мужчин (индекс М) испытуемые подразделяются на 6 групп:
1. мужчина маскулинного типа (обычный — базовая идентичность совпадает с паспортным полом, а персональная идентичность может и не совпадать).
2. мужчина фемининного типа (изомерный — базовая идентичность не совпадает с паспортным полом).
|
|
3. женщина фемининного типа (обычная),
4. женщина маскулинного типа (изомерная),
5. недифференцированный тип (с низкими показателями как маскулинности так и фемининности),
6. андрогинный тип (высокими показателями как маскулинности, так и фемининности).
Общую характеристику различий между ними даёт семантическая близость понятий. Получаемые показатели маскулинности и фемининности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополнительная пара. Определив меру близости понятий «большинство мужчин», «большинство женщин» по показателям базовой и персональной половой идентичности, можно получить представление о дифференцированности гендерных стереотипов.
Если показатели индекса М заключаются в пределах от –2 до –1, то можно делать заключение о маскулинности, если показатели индекса F заключаются в пределах от +1 до +2 — о фемининности.
Если индексы F и М заключаются в пределах от –1 до +1, то говорят о недифференцированности.
Об андрогинности свидетельствуют наличие одновременно показателей индекса F больше +2 и индекса М меньше –2.
Показатели факторов ОСАП для каждого из оцениваемых понятий представляют собой, соответственно, психологические портреты в восприятии испытуемого — свой, типичных представителей мужского и женского пола.
Половой дифференциал можно использовать аналогично общему набору семантического дифференциала для изучения восприятия испытуемым своей семьи и представления о своей будущей семье. Круг показателей шире за счёт характеризующих маскулинность – фемининность показателей других членов семьи и сопоставления себя с ними по этим характеристикам. Здесь возникает возможность изучения семьи как фактора половой социализации.