Методика полового дифференциала

Половой дифференциал построен В.Е. Каганом [9] на базе семантического дифференциала. Эта методика может быть рассмотрена как вербальная модель поведенческого реагирования на стимул. Показатели факторов полового дифференциала для каждого из оцениваемых понятий представляют собой психологические портреты в восприятии испытуемого — свой портрет и портреты типичных представителей мужского и женского пола. Она даёт одновременно два показателя половой идентичности — маскулинности (близость понятий «Я» и «большинство мужчин») и фемининности (близость понятий «Я» и «большинство женщин»), что отвечает модели маскулинности и фемининности как независимых измерений.

Методика состоит из 18 шкал, представляющих 4 фактора. Выделяются 6 шкал факторов С (сила, доминантность, авторитарность) и по 4 шкалы факторов О (оценка, отношение), А (активность, коммуникативность) и дополнительного четвёртого фактора, обозначаемого как фактор предсказуемости — П.

Все испытуемые шкалируют понятия «Я», «большинство мужчин», «большинство женщин».

 

 

Тестовый материал.

Инструкция: Оцените а) самих себя,

                                   б) большинство мужчин,

                                   в) большинство женщин по отобранным чертам личности. Внимательно прочтите каждую пару черт и зачеркните соответствующую цифру:

3 — совершенно верно,

2 — верно,

1 — пожалуй так,

0 — неопределённое.

 

Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно. Старайтесь не прибегать слишком часто к неопределённому ответу. Вы должны затратить времени не более 10 минут.

 



Бланк ответов.

  плавное 3 2 1 0 1 2 3 порывистое  
  легкое 3 2 1 0 1 2 3 тяжелое  
  глубокое 3 2 1 0 1 2 3 мелкое  
  медленное 3 2 1 0 1 2 3 быстрое  
  сложное 3 2 1 0 1 2 3 простое  
  слабое 3 2 1 0 1 2 3 сильное  
  полное 3 2 1 0 1 2 3 пустое  
  неповоротливое 3 2 1 0 1 2 3 проворное  
  ясное 3 2 1 0 1 2 3 смутное  
  нежное 3 2 1 0 1 2 3 грубое  
  острое 3 2 1 0 1 2 3 тупое  
  грустное 3 2 1 0 1 2 3 веселое  
  изменчивое 3 2 1 0 1 2 3 постоянное  
  твердое 3 2 1 0 1 2 3 мягкое  
  тусклое 3 2 1 0 1 2 3 яркое  
  активное 3 2 1 0 1 2 3 пассивное  
  расплывчатое 3 2 1 0 1 2 3 четкое  
  прочное 3 2 1 0 1 2 3 хрупкое  

 

Ключ к методике.

С – плавное 3 2 1 0 1 2 3 порывистое +
С – легкое 3 2 1 0 1 2 3 тяжелое +
О + глубокое 3 2 1 0 1 2 3 мелкое
А – медленное 3 2 1 0 1 2 3 быстрое +
П – сложное 3 2 1 0 1 2 3 простое +
С – слабое 3 2 1 0 1 2 3 сильное +
О + полное 3 2 1 0 1 2 3 пустое
А – неповоротливое 3 2 1 0 1 2 3 проворное +
П + ясное 3 2 1 0 1 2 3 смутное
С – нежное 3 2 1 0 1 2 3 грубое +
О + острое 3 2 1 0 1 2 3 тупое
А – грустное 3 2 1 0 1 2 3 веселое +
П – изменчивое 3 2 1 0 1 2 3 постоянное +
С + твердое 3 2 1 0 1 2 3 мягкое
О – тусклое 3 2 1 0 1 2 3 яркое +
А + активное 3 2 1 0 1 2 3 пассивное
П – расплывчатое 3 2 1 0 1 2 3 четкое +
С+ прочное 3 2 1 0 1 2 3 хрупкое

 

Обработка производится следующим образом. Для каждого из описываемых понятий определяются усреднённые факторные показатели (алгебраическая сумма набранных баллов по входящим в фактор шкалам делится на число заполненных шкал факторов) для факторов О, С, А, П. Факторные показатели выражаются в числах от + 3 до – 3 (ключ к методике). Эти 4 показателя образуют личностный портрет, учитывающий оценку объекта, его доминантность, коммуникативность и предсказуемость, и сам по себе являющийся предметом для анализа понятий «Образа-Я» и гендерных стереотипов.

Близость понятий в индивидуальном восприятии вычисляется по принятой формуле расчёта близости понятий:

 

 

 

где Р — расстояние между понятиями, Х — результат алгебраического вычитания показателя фактора одного понятия из показателей того же фактора другого понятия. Чем меньше Р, тем более близки сопоставляемые понятия. Вычисляются расстояния «Я» – «Большинство мужчин» и «Я» – «Большинство женщин», как, соответственно, индексы М и F.

Такие расчёты проводятся дважды:

1) в формуле расчётов в качестве показателей используются баллы по каждой из 6 шкал, входящих в фактор С (М – F), а получаемые индексы характеризуют структуру базовой идентичности;

2) в формуле расчёта используются показатели факторов О, С, А, П, а полученные индексы характеризуют структуру персональной идентичности.

Мера близости понятий «Я» и «Большинство мужчин» образует показатель (индекс М) маскулинности, «Я» и «Большинство женщин» — показатель (индекс F) фемининности. Получаемые показатели маскулинности и фемининности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополняющая пара. Индексы М и F представляют собой близость понятий, где ведущим является индекс с меньшим абсолютным значением, а индекс баланса при положительном значении характеризует фемининность, при отрицательном — маскулинность.

Интерпретация: Базовая половая идентичность не всегда совпадает с паспортным полом. Так, у лиц женского пола может доминировать показатель противоположного пола (т.е. соответствующая мера близости будет выражаться меньшей величиной), таких испытуемых называют изомерными по половой идентичности.

Базовая и персональная половая идентичность также могут не всегда совпадать друг с другом. Например, у испытуемого мужского пола, маскулинного по базовой половой идентичности, фемининный показатель персональной идентичности. Это может быть, например, вполне мужественный, но склонный к рефлексии, эмпатичный субъект.

Чем меньше расстояние между базовой и персональной идентичностью, тем больше соответствие традиционным моделям полоролевого типа поведения (χ²=4,25, р<0,05).

По близости понятий «Я – большинство женщин» (индекс F) и «Я – большинство мужчин (индекс М) испытуемые подразделяются на 6 групп:

1. мужчина маскулинного типа (обычный — базовая идентичность совпадает с паспортным полом, а персональная идентичность может и не совпадать).

2. мужчина фемининного типа (изомерный — базовая идентичность не совпадает с паспортным полом).

3. женщина фемининного типа (обычная),

4. женщина маскулинного типа (изомерная),

5. недифференцированный тип (с низкими показателями как маскулинности так и фемининности),

6. андрогинный тип (высокими показателями как маскулинности, так и фемининности).

Общую характеристику различий между ними даёт семантическая близость понятий. Получаемые показатели маскулинности и фемининности рассматриваются как характеризующая индивида взаимодополнительная пара. Определив меру близости понятий «большинство мужчин», «большинство женщин» по показателям базовой и персональной половой идентичности, можно получить представление о дифференцированности гендерных стереотипов.

Если показатели индекса М заключаются в пределах от –2 до –1, то можно делать заключение о маскулинности, если показатели индекса F заключаются в пределах от +1 до +2 — о фемининности.

Если индексы F и М заключаются в пределах от –1 до +1, то говорят о недифференцированности.

Об андрогинности свидетельствуют наличие одновременно показателей индекса F больше +2 и индекса М меньше –2.

Показатели факторов ОСАП для каждого из оцениваемых понятий представляют собой, соответственно, психологические портреты в восприятии испытуемого — свой, типичных представителей мужского и женского пола.

Половой дифференциал можно использовать аналогично общему набору семантического дифференциала для изучения восприятия испытуемым своей семьи и представления о своей будущей семье. Круг показателей шире за счёт характеризующих маскулинность – фемининность показателей других членов семьи и сопоставления себя с ними по этим характеристикам. Здесь возникает возможность изучения семьи как фактора половой социализации.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: