Общественно–политическая ситуация 30–х годов

Яков Петрович Полонский – русский поэт 19 века.

 

 30-40-х годы 20 века - время бурного социалистического строительства. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», - это не просто строка из популярной в 30-е годы песни, это девиз эпохи. Советские люди, действительно, творили сказку, творили своим трудом, своим энтузиазмом. Воздвигалось здание могучей социалистической державы. Строилось «светлое будущее».

В наши дни уже как легенда звучат названия Комсомольск-на-Амуре, Турксиб, Магнитка, Днепрострой. Вспоминается имя А. Стаханова. Довоенные пятилетки ликвидировали вековую отсталость России и выводили страну на передовые рубежи производства, науки и техники.

Экономические и политические процессы сопровождались коренной ломкой отживших представлений, перестройкой человеческого сознания. Советское крестьянство «с кровью рвало пуповину», соединявшую его с собственностью. Новые социалистические представления о роли труда в жизни, новые нравственные и эстетические ценности стали объектом пристального внимания советского искусства.

Все это находило отражение в литературе и того времени.

Революция и Гражданская война разрушили не только прежний политический строй, взгляды, но и заставили по-иному оценить окружающую действительность. Необходимо было создавать новый мир, новую жизнь. Естественно, что все эти перемены отразились на литературе.

17 августа 1934 года открылся Первый съезд советских писателей, который должен был объединить всех писателей, «стремящихся участвовать в социалистическом строительстве». На съезде свершился своего рода «эстетический переворот»: было найдено определение нового литературного метода – социалистический реализм.
Социалистический реализм – термин, употреблявшийся в советском литературном искусствоведении с 30-х годов для обозначения «основного метода» литературы, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного отражения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося с «задачей воспитания трудящихся в духе социализма». Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике привело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Главными критериями социалистического реализма стали:
- партийность, социалистическая идейность;
- мифологическое отражение действительности;
- иллюзия счастливого настоящего и будущего;
- манипуляция сознанием людей.

Перед писателями ставились задачи изображения революционных процессов в характерах персонажей и жизни общества и утверждения основой исторического процесса коллективная деятельность народных масс.

Социалистический реализм – это точное отражение эпохи 30-х годов как эпохи предвоенной, требовавшей предельной монолитности, отсутствия раздоров, эпохи аскетичной, в какой-то плане упрощенной, но крайне целостной, враждебной индивидуализму, аморальности, антипатриотизму.

Требования следовать принципам социалистического реализма фактически превратились в запреты, тормозившие развитие литературы, на долгие годы устранявшие из духовной жизни народа талантливые произведения А. Ахматовой, М. Булгакова, А. Платонова и многих других и стимулирующих создание посредственных конформистских произведений, следовавших плоским пропагандистским установкам. Попытки расширить в последующие годы «теоретическую базу» социалистического реализма новыми принципами не изменили официальный статус и идеологическую природу понятия. К концу 80-х годов социалистический реализм становится историко-литературным термином.

В 30-е годы происходит нарастание негативных явлений в литературном процессе. Начинается травля выдающихся писателей: Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, О.Мандельштам, происходит смена форм литературной жизни: после выхода в свет постановления ЦК ВКП(б) объявляют о своем роспуске РАПП и другие литературные объединения.

В августе 1934 года состоялся Первый съезд советских писателей, который единственно возможным творческим методом объявил социалистический реализм. В целом же началась политика унификации культурной жизни, происходит резкое сокращение печатных изданий.

Выражение «социалистический реализм» прозвучало лишь в 1932 году, но многие проявления этого метода очевидны были уже и в 20-е годы. Писатели, входившие в литературную группу РАПП, выступили с лозунгом «диалектико-материалистического метода». Писатель Алексей Толстой отстаивал идею «монументального реализма». Определения нового метода, данные рапповцами и А.К. Толстым, не синонимичны, но общее между ними было: восхищенное отношение к социальным сторонам жизни личности и забвение гуманистической исключительности, неповторимости каждого индивида.

Метод социалистического реализма очевидно перекликался с классицизмом: его персонаж – гражданин, для которого интересы государства – единственная и всепоглощающая забота; все личные чувства герой соцреализма подчиняет логике идейной борьбы; как и классицисты, создатели нового метода стремились создавать образы идеальных героев, воплощающих всею своею жизнью торжество утверждаемых государством социальных идей.

Метод революционной литературы, несомненно, был близок и реализму ХIХ века: пафос обличения мещанской морали был присущ и соцреализму. Но накрепко связанные с господствующей в то время государственной идеологией, революционные писатели отошли от традиционного для критического реализма постижения общечеловеческих аспектов гуманизма и сложного духовного мира личности.

На первом съезде Союза советских писателей председательствовал А.М.Горький. С речью перед собравшимися выступил ответственный партийный функционер Андрей Жданов. Он высказал мысль о том, что идеологическая, политическая направленность художественного произведения – определяющее качество при оценке его литературных достоинств. Приоритет классового сознания в характере персонажа подчеркнул в своей речи и М.Горький. Докладчик В. Кирпотин высказал мысль о том, что советских драматургов должна интересовать «тематика коллективного труда и коллективной борьбы за социализм». Возвеличивание большевистской тенденциозности, коммунистической партийности, политической образности в литературе определяло пафос большинства выступлений и докладов на съезде.

Подобная направленность писательского форума не была случайной. Коллективная борьба за социализм не была бы возможна при личностном подходе гражданина к исполнению своего жизненного назначения. Человек же, в подобной ситуации, лишался права на сомнения, духовную неповторимость, психологическое своеобразие. А это означало, что и литература не имела достаточной возможности развивать гуманистические традиции.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: