Также в 2019 году были инициированы новые проекты под кураторством департамента внутренней и кадровой политики области и управления культуры области

1) Проект «Музыка в архитектуре, архитектура в музыке: обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к архитектуре города Белгорода» начал свою реализацию в январе 2019 года. Совместно с Белгородской государственной филармонией в течение 2019 года проведен цикл мероприятий «Зримая музыка в мелодии архитектуры» для пользователей библиотеки разных возрастов с привлечением специалистов из сфер музыкального искусства, строительства и архитектуры. Состоялось 5 практических занятий
в городах Белгород, Валуйки, Строитель. Было проведено итоговое мероприятие: межрегиональная архитектурно-музыкальная галерея «Архитектура Белого города на языке тактильности, слов и музыки». На выставке трехмерных макетов и рельефно-графических изображений представлены здания драматического театра им. М.С. Щепкина, музея-диорамы, историко-краеведческого музея, художественного музея и митрополии, филармонии
и аэропорта, проекты будущего: здание музея цивилизаций, первого белгородского небоскреба – проектные идеи заслуженного архитектора РФ С.И. Доценко.

2) В начале февраля 2019 года стартовал проект «Симфонический оркестр – музыкальный символ региона» ГБУК «Белгородская государственная филармония». Большая работа была проделана для усиления кадрового потенциала симфонического оркестра, совершенствования материальной базы, расширения работы со СМИ. Также своё развитие получила гастрольная деятельность по России и за рубежом и репертуарная политика.

3) В марте 2019 года запущен проект «Организация работы передвижных многофункциональных культурных центров «Культура в движении». Разработан Стандарт деятельности многофункционального передвижного культурного центра Белгородской области, типовое положение отдела внестационарного обслуживания при методической службе муниципального образования Белгородской области. Проведены обучающие мероприятия для звукорежиссеров многофункциональных передвижных культурных центров. В пяти муниципальных образованиях области созданы отделы внестационарного культурного обслуживания при методических службах, также разработаны социально-демографические паспорта территорий, не имеющих стационарных клубных учреждений.

4) В апреле 2019 года управление культуры области запустило в реализацию проект «Совершенствование системы контроля за деятельностью учреждений культуры Белгородской области». В течение 2019 года велась активная работа по разработке Положений о проведении проверочных мероприятий в отношении муниципальных и государственных учреждений культуры. Проверочными мероприятиями были охвачены более 138 учреждений культуры области. Также был проведён мониторинг и анализ проверочных мероприятий,
по итогам которого в 2020 году был составлен рейтинг учреждений культуры по группам. Нововведением проекта стало создание специализированного (закрытого) ресурса
для размещения информации о проведенных проверочных мероприятиях.

5) В мае 2019 года положено начало реализации проекта «Создание уличного театра кукол». К концу 2019 года в рамках проекта создан творческий коллектив уличного театра
в количестве 9 человек из числа артистов Белгородского государственного театра кукол, создан один новый спектакль, для показа силами уличного театра адаптированы 2 постановки текущего репертуара. В 2019 году прошли 7 уличных спектаклей на открытых площадках муниципальных районов и городских округов области (г. Белгорода, г. Алексеевки,                     г. Бирюча, п. Волоконовки). Показами охвачено более 800 зрителей: таким образом, посещаемость мероприятий театра кукол в рамках проекта увеличена на 1 % по отношению
к уровню 2018 года.

6) В июле 2019 года начал реализацию значимый для управления культуры проект под кураторством департамента внутренней и кадровой политики области «Город крепость «Яблонов» – ожившая история» (концепция запуска и функционирования города-крепости «Яблонов»). В рамках проекта в 2019 году проведена работа по созданию филиала Белгородского государственного историко-краеведческого музея (ГК«Яблонов»), формированию штатного расписания, материально-техническому оснащению помещений, открытию сувенирной лавки. Проведена РR-кампания, а также мероприятия по культурно-просветительному, культурно-массовому направлению и научно-образовательному направлению с охватом более 10 тысяч человек. В 2020 году ГК «Яблонов» будет размещён
в туристическом путеводителе по Белгородской области, что приведёт к увеличению посещаемости культурно-просветительного центра. Вместе с тем, увеличится и количество проведённых мероприятий на территории ГК «Яблонов», общее количество которых составит более 80 с посещением около 60 тысяч человек. Впервые на территории ГК «Яблонов» будут проходить обряды регистрации брака с использованием элементов старинного свадебного обряда. Также будут внедрены новые формы работы просветительного центра «Город-крепость «Яблонов» по популяризации традиционных народных промыслов и ремёсел, а именно хлебопечения, бортничества и иконописи. Одним из ключевых мероприятий, которые пройдут
в рамках проекта, станет фестиваль «Парад крепостей». В нём планируют принять участие соседние регионы, а именно Воронежская, Липецкая и Тамбовская области, по территории которых проходит Белгородская черта. Стоит отметить, что Президент России поддержал идею возведения Великой Русской стены по линии Белгородской черты.

Проектные практики БГЦНТ

С апреля 2019 года в структуре Белгородского государственного центра народного творчества сформирован Центр бережливых компетенций. Приказом управления культуры области определено положение о работе центра, его структура, разработана и реализовывается дорожная карта внедрения бережливого управления в деятельность учреждений культуры области.

За время работы Центра было обучено более 500 специалистов учреждений культуры области, состоялись 4 стратегические сессии, 5 занятий в рамках внутрикорпоративного обучения, обучены 3 группы в рамках краткосрочных курсов повышения квалификации. Разработаны методические рекомендации по внедрению бережливого управления
в деятельность учреждений культуры с учетом отраслевой специфики.

Итогом применения полученных знаний стал запуск первой волны проектов, в которую вошли: 7 проектов улучшений управления культуры области, 13 бережливых проектов государственных учреждений культуры области и 24 бережливых проекта муниципалитетов:
10 проектов по улучшениям в клубных учреждениях, 7 в библиотеках, 5 в музеях и 2 в детских школах искусств.

Были определены базовые учреждения культуры для тиражирования образцов технологии. Базой стали 72 Центра культурного развития, 69 библиотек и 5 музеев области. Также были определены образцы технологии для тиражирования. В 2019 году Центром бережливых компетенций, в рамках апробации механизма внедрения бережливого управления, были разработаны и реализованы 2 бережливых проекта: «Оптимизация времени представления государственной услуги в электронном виде «Предоставление информации о проведении ярмарок, выставок народного творчества, ремёсел на территории Белгородской области»
и «Электронная сдача статистических отчетов национального проекта «Культура». Реализация первого проекта позволила на 44 % процента сократить срок формирования медиаплана работы учреждений культуры области, тем самым жителей области стали более оперативно информировать о проводимых мероприятиях; в рейтинге информационной активности культурной жизни регионов стабильно занимает 1 и 2 места.

Реализация проекта «Электронная сдача статистических отчетов национального проекта «Культура» позволила сократить время сдачи статистических отчетов муниципальных районов и городских округов области на 80 %. Применение типовой проверочной формы отчета, разработанной специалистами Центра, позволило снять бумажную нагрузку со специалистов учреждений культуры, запросы направляются раз в квартал, далее данные автоматически обрабатываются, также реализация проекта позволила отказаться от дублирующих бумажных форм отчета. В настоящее время специалистами учреждений культуры продолжается процедура картирования процессов, связанных с взаимодействием с посетителями учреждений:
в частности, пересмотр работы групп приема посетителей, создание навигации по зданиям крупных учреждений культуры, цифровизация отчетов, журналов и т.д.

Намеченные к реализации бережливые проекты в 2019 году исполнены в полном объеме. Вторая волна бережливых проектов охватила 138 учреждений и завершилась реализацией 165 проектов, что позволило Белгородской отрасли культуры достигнуть требуемых критериев модели «Эффективный регион»: 100 % государственных и 30 % муниципальных учреждений культуры реализуют не менее 150 бережливых проектов.

На следующем этапе развития Центра бережливых компетенций ГБУК «БГЦНТ» в 2020 году намечены к реализации по 2 проекта от каждого из 696 культурно-досугового учреждения. В ГБУК «Белгородский государственный центр народного творчества» и в МБУК «Центр культурного развития «Форум» Губкинского городского округа, как у включенных в перечень учреждений-образцов технологий бережливого управления, к реализации на 2020 год намечены по 4 проекта. Таким образом, портфель бережливых проектов культурно-досуговой сферы Белгородской области будет увеличен более, чем в 8 раз
по сравнению с 2019 годом.

С 21 октября на базе Центра компетенций Белгородского государственного центра народного творчества стартовала разработка Фабрики процессов, которая уже
в декабре 2019 года начала функционировать в тестовом режиме. Это учебная площадка практического обучения принципам
и инструментам бережливого управления, где каждый участник на практике опытным путём приходит к усовершенствованиям процесса.
В феврале 2020 года Фабрика процессов ГБУК «БГЦНТ» «Русская народная кукла – КУВАДКА» презентована на форуме «Бережливое управление 2.0. Энергия действий».

 В прошедшем году портфель муниципальных проектов составлял 369 единиц
(от 4-х в г. Белгороде до 31 в Губкинском городском округе).

       Несомненно, что социокультурное проектирование является современным способом развития деятельности учреждений культуры. Проекты в сфере культуры – результат интеллектуального и творческого труда, который может быть направлен на сохранение
и совершенствование отрасли и иметь конкретное воплощение.

На наш взгляд, интересны следующие проекты муниципалитетов:

– управления культуры Прохоровского района – «Создание условий для совершенствования форм общественного признания работников отрасли «Культура» Прохоровского  района», целью которого являлось повышение социального статуса профессии культработник посредством создания и утверждения нагрудного знака «За вклад
в развитие отрасли «Культура» Прохоровского района» к марту 2019 года. Бюджет – 50 тыс. рублей. В результате состоялось вручение лучшим, талантливым профессиональным культработникам и ветеранам нагрудного знака «За вклад в развитие отрасли «Культура» Прохоровского района».

– управления культуры Волоконовского района – «Привлечение детей школьного возраста, проживающих в сельской местности Волоконовского района, к культурно-творческой деятельности Пятницкой ДШИ». Период реализации: 01.10.2016 г. – 31.05.2019 года. Цель проекта: привлечь не менее 70 % детей школьного возраста, проживающих
в сельских поселениях Волоконовского района, к культурно-творческой деятельности Пятницкой ДШИ к 31 мая 2019 года. Реализация проекта осуществлена по трем направлениям: обучение детей, проживающих на территории сельских поселений района, в школах искусств района; районный фестиваль школьных хоров; концерты для сельских школьников. Для реализации плана по обучению детей созданы дополнительные рабочие места. В ходе выполнения подготовительных работ проведены встречи с коллективами преподавателей
и родителей на общешкольных родительских собраниях и семинар-презентация деятельности школ искусств для директоров сельских общеобразовательных школ, составлена смета расхода ГСМ на доставку детей в ДШИ. Бюджет проекта – это прямое бюджетное финансирование,
2 миллиона 283 тысячи рублей из местного бюджета: 450 тыс. рублей предусмотрены
на организацию подвоза детей в ДШИ на обучение и концерты, 1 млн. 833 тыс. рублей –
на заработную плату новых преподавателей.

       – Губкинского городского округа – проект «Семейная игротека «Территория хорошего настроения» (организация новой формы семейного досуга в Губкинском городском округе). Бюджет проекта – 126 тыс. руб. (средства грантового конкурса «Сделаем вместе!» ООО УК «Металлоинвест»).

Сроки реализации проекта – 01.07.2019 г. – 01.07.2020 г.

Цель проекта: внедрить и апробировать новою форму организации семейного досуга
с привлечением не менее 150 семей, проживающих в Губкинском городском округе                  (п. Троицкий, с. Бобровы Дворы, с. Скородное и м-н Лебеди), к июлю 2020 года.

Конечный результат проекта – к участию в мероприятиях по организации семейного досуга с использованием мобильной семейной игротеки привлечены семьи, проживающие
в Губкинском городском округе, количество семей – 150.

       Заслуживают внимания два проекта, направленные на сохранение традиционной южнороссийской песенной культуры, сохранившейся на Белгородчине:

       – Алексеевский городской округ – проект «Фольклор – душа народа» – создание компакт-диска самобытных песен села Глуховка в исполнении «Народного самодеятельного коллектива» – фольклорного ансамбля «Дубравушка».

     Цель проекта: сохранение нематериального культурного наследия и песенной культуры села Глуховка путем создания компакт-диска «Фольклор – душа народа», способствующего воспитанию духовно-нравственных идеалов у жителей Алексеевского района.

– Красногвардейский район – проект «Издание сборника песен «Поющий край Белгородчины», приуроченный к 65-летию образования Белгородской области. За время реализации проекта удалось достигнуть изначально запланированного результата: проведён комплекс из 8 мероприятий по сохранению, возрождению и популяризации песенной традиции Красногвардейского района, создано более 60 аудиозаписей фольклорных коллективов, проведён 1 фольклорный фестиваль (концерт) с охватом не менее 1000 человек, внесён аудиоматериал в фонд образцов фольклора ГБУК «БГЦНТ».

 

Особое значение для достижения существенных результатов в деятельности каждого учреждения культуры имеет финансовая поддержка. Основным источником софинансирования проектов является грантовая деятельность.

       На прошлой итоговой коллегии была поставлена задача перед органами культуры местного самоуправления о создании некоммерческих организаций при управлениях культуры.

Несмотря на то, что не при всех управлениях были созданы НКО, работа по представлению заявок на различные гранты, в том числе и на грант Президента России заметно активизировалась. В отчетном году специалистами учреждений культуры было подано 388 конкурсных заявок на соискание грантовой поддержки Президента Российской Федерации, Губернатора Белгородской области и в другие различные Фонды на реализацию особо значимых проектов. Поддержано более 80 заявок. Наибольшее количество полученных грантов
у Старооскольского городского округа, в основном, это Грантовый конкурс компании «Металлоинвест» «Сделаем вместе!» в городе Старый Оскол (11 проектов), Грантовая программа «Стальное дерево» (ОАО «Стойленский ГОК») – 7 проектов. Кроме того, получена поддержка 3-х проектов Фонда Президентских грантов.

       Наибольшее количество денежных средств по грантам получено учреждениями культуры города Белгорода –13 803 394 руб. (10 млн на две модельные библиотеки, 1 637 209,00 руб., Президентский грант (совместно с Белгородской местной общественной организацией инвалидов детства «Тепло души»), Шебекинского городского округа – 10 828,0 руб. (на модельную библиотеку 10 млн), Старооскольского городского округа – 5 690 391 руб., Белгородского района – 5 100,0 руб. (5 млн на кинозал), Ровеньского района – 4 582,0 (4 342 000 руб. на кинозал).

       Конкурс Президентских грантов позволил выявить некоммерческие предприятия, которые планируют заниматься важной социокультурной проблемой и имеют четкие цели, планы по решению этой задачи. Поддержание разработок в сфере культуры и искусства: сбережение культурных традиций, создание креативных площадок для народа, популяризация культурного наследия страны, привлечение средств культуры и искусства к восстановлению лиц с ограниченными способностями – вот главное условие проектов, в основу которых должна быть заложена оригинальная авторская идея, реализуемая в соответствии
с заявленными целями и задачами.

       Так, следующие проекты некоммерческих организаций и учреждений культуры нашего региона стали победителями второго конкурса фонда Президентских грантов 2019 года:

– Белгородская региональная творческая детско-юношеская организация «Креарт» совместно с Пушкинской библиотекой-музеем в городе Белгороде. Проект «Молодежный ТеАрт LOGOS» – 2 млн 166 тыс. 185 руб.;

– Белгородское региональное отделение Российского детского фонда совместно
с государственной детской библиотекой А.А. Лиханова. Проект «Вместе – лучше» – социокультурная реабилитация детей Белгородского дома ребенка – 385 тыс. 888 руб.;

– Белгородская региональная общественная организация «Творческий союз «Гильдия мастеров» совместно с Белгородским художественным музеем. Проект «В русле традиций
и новаторства: создание школы керамики на базе Белгородского государственного художественного музея»;

– Общеобразовательная автономная некоммерческая организация «Православная гимназия во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского № 38» совместно
с Центром культурного развития «Горняк» г. Старый Оскол. Проект «Создание инклюзивного интегративного детского театра кукол «СКАЗка» – 499 тыс. 962 руб.;

– Ракитянская местная районная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов совместно с Ракитянским краеведческим музеем. Проект «Священные места – незабвенная память» – 500 тыс. руб.;

– Местная общественная организация «Старооскольское творческое объединение мастеров декоративно-прикладного искусства, народных художественных промыслов и ремесел «Родное ремесло» совместно с Центральной библиотекой им. А.С. Пушкина города Старый Оскол. Проект «Путешествие по России с народной куклой» – 455 тыс.730 руб.;

– Старооскольская местная общественная организация «Ассоциация многодетных семей» совместно с Дворцом культуры «Молодежный» г. Старый Оскол. Проект «Оскол многодетный» – 376 тыс.437 руб.;

–  Чернянский местный общественный фонд содействия развитию поселка Чернянка совместно с Чернянским районным краеведческим музеем. Проект «Интерактивное путешествие по Свято-Троицкому Холковскому мужскому подземному монастырю»
 462 тыс. 130 руб.;

       – Местная общественная организация помощи пожилым людям и инвалидам Яковлевского городского округа «Добрые сердца» совместно с Центральной библиотекой Яковлевского городского округа.Проект «В комнате Совёнка – всё для ребёнка» – 497 тыс. 979 руб.

       Кроме того, в 2020 году ф инансовую поддержку по заявкам 2019 года на общую сумму 6 млн 571 тыс. 125 рублей получили:

       1. Белгородский государственный литературный музей – проект «Создание передвижной историко-литературной выставки «Невольник сказочной мечты», посвящённой писателю, педагогу, путешественнику В.Я. Ерошенко», совместно с БРОООО «Российский Союз Молодежи» – 975 тыс. 310 руб.

       2. Яковлевский городской округ – проект «Творческая мастерская «Рука – творенье», совместно с местной общественной организацией помощи пожилым людям и инвалидам Яковлевского городского округа «Добрые сердца» – 1 млн 184 356 тыс. руб.

       3. Ракитянский район – проект «Родник», совместно с Белгородской региональной общественной организацией «Культурный центр собирания русского опыта» – 376 тыс.050 руб.

       4. Ракитянский район – проект «Доступный и полезный музей», совместно с Ракитянской местной организацией Белгородской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» – 498 тыс.495 руб.

       5. Волоконовский район – проект «Великая Победа – одна на всех», совместно
с Волоконовской местной организацией Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов – 814 тыс. 495 руб.

       6. Краснояружский район – проект «Говорит и показывает Краснояружский Бессмертный полк», совместно с Краснояружской местной организацией Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов – 339 тыс.154 руб.

       7. Новооскольский район – проект «Великая Отечественная война глазами современных детей Новооскольского городского округа», совместно с Первичной организацией Белгородской региональной организации Российского профессионального союза работников культуры «Профорганизация управления культуры муниципального Новооскольского городского округа» Белгородской области – 495 тыс. 880 руб.

       8. Новооскольский район – проект «Подай руку помощи», совместно с первичной организацией Белгородской региональной организации Российского профессионального союза работников культуры «Профорганизация МУК «Централизованная библиотечная система» управления культуры муниципального Новооскольского городского округа Белгородской области» – 188 тыс. 310 руб.

       9. Вейделевский район – проект «Трогательная строка», совместно с Вейделевской местной организацией Белгородской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» – 917 тыс. 055 руб.

       10. Вейделевский район – проект «Выше облаков» – создание передвижного выставочного проекта, посвящённого военному аэродрому «Викторополь», совместно с Благотворительным фондом содействия социально-экономическому и культурному развитию Вейделевского района «Малая Родина»– 234 тыс.324 руб.

       11. Чернянский район – проект «Социальный коворкинг «Новые возможности», совместно с Чернянским местным общественным фондом содействия развитию посёлка Чернянка – 382 тыс.460 руб.

       12. Прохоровский район – проект «Сохранение памяти о событиях и героях Прохоровского района в годы Великой Отечественной войны посредством создания виртуальной карты «Память Прохоровской земли о Великой Отечественной Войне», совместно с первичной организацией Белгородской региональной организации Российского профессионального союза работников культуры «Профорганизация централизованной библиотечной системы отдела культуры администрации Прохоровского района» – 165 тыс. 410 руб.

            Таким образом, сегодня проектная деятельность является одним из основных инструментов привлечения финансовых средств в учреждение культуры. Наличие социальных партнеров, оказывающих поддержку проекта, увеличивает шансы на положительное решение экспертного совета. Сотрудничество учреждения культуры с другими организациями позволяет привлечь дополнительные финансовые и человеческие ресурсы, а значит, делает проект более реальным. Социальный проект должен напрямую соотноситься с целями и задачами учреждения культуры, а также иметь точные измеримые характеристики. Цели должны быть достижимыми.

































КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Перед работниками культуры и искусства региона всегда стоит одна задача – быть профессиональными, современными, востребованными и актуальными. Это значит меняться, находиться в постоянном поиске путей развития параллельно процессу, происходящему
в современном мире и обществе.

       По представленным данным кадровых служб государственных учреждений культуры
и органов культуры муниципальных образований, сегодня в отрасли насчитывается 9975 работников, 8 991 специалистов государственных и муниципальных учреждений культуры,
в том числе:

 –  8 498 работников муниципальных учреждений, из них 7 959 специалистов, в том числе 2 740 специалистов на селе. 

       Численность муниципальных работающих по видам учреждений:

КДУ: работники – 4361, в т.ч. специалисты – 4 153;

Библиотеки: работники – 1401, в т.ч. специалисты – 1347;

ДШИ: работники – 2187, в т.ч. преподаватели – 1960;

Музеи: работники – 228, в т.ч. специалисты – 209;

Театры: работники – 150, в т.ч. артисты, специалисты – 135.

Аппарат органов культуры местного самоуправления: всего – 171, в т.ч. специалисты – 155, в т.ч. муниципальные служащие – 90.

       Высшее образование имеют 4 837 специалистов муниципальных учреждений культуры, это 57 % от всех работников, из них высшее профильное образование сферы культуры имеют
3 146 специалистов, что составляет 37 %, 1 187 сельских специалистов (44 %) не имеют профильного образования.

        Среднее профессиональное образование имеют 2788 специалистов (34 %), из них
не имеют профильного образования сферы культуры 1895 специалистов (69 %).

       Наибольший процент специалистов с профильным образованием сферы культуры
в отрасли в Белгородском районе (84 %), в Старооскольском городском округе – 74 %,
в Волоконовском районе – 68 %.

       Большая часть специалистов сферы культуры находится в возрасте от 30 до 50 лет –
50 %, численность молодежи в возрасте до 30 лет – 15%, численность специалистов пенсионного возраста –19 %, имеющих инвалидность – 310 человек.

       Средний возраст специалистов, работающих в муниципальных учреждениях сферы культуры, – 44 года. Наиболее молодой состав в учреждениях культуры Ивнянского района – 41 год, Белгородском, Ровеньском районах, Старооскольском и Яковлевском городских округах – 42 года.

      В области сохраняется значительное количество вакансий. В культурно-досуговые учреждения требуются художественные руководители, режиссеры театрализованных мероприятий, хореографы, аккомпаниаторы, концертмейстеры, балетмейстеры. Востребованы преподаватели ДМШ по классу гитары, скрипки, духовых и народных русских инструментов. Интенсивное информационное развитие библиотек также требует притока квалифицированных кадров.

       В муниципальных районах и городских округах 108 вакансий. Как правило, недостаток специалистов связан с отсутствием жилья и незаинтересованностью некоторых органов местного самоуправления в организации активной работы учреждений культуры.
Эти проблемы можно решить только общими усилиями всех уровней власти.

       Закрепляемость молодых специалистов в муниципальных учреждениях культуры за три года составляет 187 человек. Обучаются в учебных заведениях сферы культуры 757 человек
на очном и заочном отделениях.

       Как показывает анализ, большое количество молодых людей из муниципальных районов обучаются в специальных учебных заведениях, но возвращаются в родные места единицы.
К примеру, из Алексеевского района обучаются в Белгородском государственном институте искусств и культуры 46 человек. За три года вернулись всего 2 выпускника.
Из Красногвардейского района в учебных заведениях обучаются 72 человека. За три года
в район вернулись 4 специалиста. Большая часть выпускников трудоустраивается в городах. Необходимы новые кадровые программы, новые методики обучения, предоставление жилья (по аналогии с программами «Земский доктор», «Земский учитель»).

       Отмечается, что во многих муниципальных районах работников культуры переводят
на сокращенное рабочее время (0,25, 0,5, 0,75 ставки). Наибольшее количество таких работников в Яковлевском городском округе – 109 работников, в Шебекинском городском округе – 105 работников, в Старооскольском городском округе – 96, в Новооскольском городском округе – 93, Ракитянском районе – 84, в Валуйском городском округе – 73 и других муниципалитетах.

       Успех каждого учреждения культуры во многом зависит от профессионализма его работников. Задача управлений культуры муниципалитетов – сохранить кадровый потенциал
в сфере культуры, создать условия для профессионального совершенствования.

В целях поддержки лучших работников культуры из сельских поселений ежегодно выделяется более 500 тысяч рублей из федерального бюджета. За 5 лет было получено без м а лого 3 млн рублей. С 2015 года премию Министерства культуры РФ получили 62 сельских работника культуры.

В 2020 году размер ежегодных премий Губернатора Белгородской области клубным, библиотечным, музейным работникам, преподавателям ДШИ увеличен с 30 до 50 тысяч рублей каждому.

Учитывая то, что получение образования связано с материальными затратами,
в Красногвардейском районе в целях усиления материальной поддержки обучающихся согласно распоряжению главы администрации района управлением культуры ежемесячно выплачивается образовательный займ в размере 3 000 руб. семистудентам-целевикам. Ещё одной существенной формой социальной поддержки является ежемесячная стипендия главы администрации района в размере 1 000 руб. На протяжении ряда лет её получают как студенты целевого обучения, так и те, кто является отличником учёбы и ведёт активную общественную жизнь. Однако несмотря на эти меры, в район за 3 года прибыло всего 4 выпускника.

В Вейделевском районе работникам отрасли, обучающимся на заочном отделении, установлена доплата в размере 20 % базового оклада, молодым специалистам – до 100 %. Кроме того, сохранены выплаты до 3 лет (10, 20 и 30 тыс. руб.) и 20, 30 и 40 тыс. руб. – за первые три года работы. На основании постановления администрации Вейделевского района обучающимся по целевому набору выплачивается стипендия в размере 1,5 тыс. руб. в месяц. Специалистам, проживающим в съемном жилье, производится его частичная оплата (от 5000 до 6000 руб.).

В соответствии с договором, специалисту МБУК «Ровеньский ЦКР» Бушля Л. В. предоставлено для проживания жилое помещение (41,7кв.м), принадлежащее на праве оперативного управления управлению культуры, туризма, молодежной политики и спорта администрации Ровеньского района. Два специалиста (ЦКР, СДК) участвуют в жилищной программе ИЖС «Молодая семья».

В Новооскольском городском округе по программе «Новый дом» пять специалистов учреждений культуры подали заявления о включении в проект. В 2017 году выделено муниципальное жилье в селе Беломестное художественному руководителю Беломестненского дома культуры Клоповой Марине Викторовне, в 2018 году – культорганизатору Центра культурного развития «Оскол» Синютину Олегу Викторовичу.

В 2019 году жилье по договорам найма служебного жилого помещения были выделено семи артистам Старооскольского театра, концертмейстеру ДШИ им. М. Г. Эрденко №1. Специалисту отдела комплектования и обработки документов Старооскольской ЦБС Ивановой Н.А. выделено жилье в рамках участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы. Сотрудник Старооскольского зоопарка участвует в программе ИЖС.

В рамках Года театра для поддержки деятельности государственных и муниципальных театров области за счет средств областного и муниципального бюджетов из областного и муниципального бюджетов выделены дополнительные средства на обеспечение заработной платы артистов профессиональных театров в общей сумме 21 565 тыс. руб.; дополнительно выделено 10 служебных квартир для улучшения жилищных условий артистов Белгородского государственного театра кукол, Старооскольского и Губкинского театров для детей
и молодежи. Кроме того, с 2019 года неработающие граждане, являющиеся ветеранами сцены – членами Белгородского отделения «Союза театральных деятелей Российской Федерации», получают адресную социальную помощь в виде ежемесячной денежной выплаты (в 2019 году на данные цели выделено 216 тыс. руб. из областного бюджета).

Предложения о мерах по привлечению квалифицированных специалистов:

решение жилищного вопроса работников сельских учреждений культуры, имеющих диплом о высшем профильном образовании, путем предоставления работнику целевой выплаты на приобретение жилья;

предоставление работнику ведомственного жилья;

принятие федеральной программы «Земский работник культуры».



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: