Вернемся к нашим трем чертежам. Введем систему координат так, как показано на рисунках. Плоскость Оху совпадает с плоскостью α, а центр С сферы лежит на положительной полуоси Оz. В этой системе координат т. С имеет координаты (0;0; d), поэтому уравнение сферы будет иметь вид x2 +y2 +(z-d)2 = R2. Плоскость α совпадает с плоскостью Оху и поэтому ее уравнение имеет вид z=0 (попытайтесь ответить, почему z=0?).
Таким образом, вопрос о взаимном расположении сферы сводится к исследованию системы уравнений
Вы видите на экране три вида взаимного расположения сферы и плоскости, значит, нам нужно сделать три вывода о том, как это расположение сферы и плоскости зависит от разности значений R и d. Давайте разобьемся на 3 группы. Каждая группа поработает со своим рисунком и выбранный представитель от группы поделится со всеми своими выводами.
Каждой группе задание - исследовать зависимость взаимного расположения сферы и плоскости от разности значений R и d.
Класс разбивается на три группы-«мозговой штурм».
|
|
Каждая группа получает инструкцию по работе над исследованием.
Инструкция для 1 группы:
1. Если точка М с координатами (х; у; z) находится и на сфере и на плоскости, то какой делаем вывод?
2. Подставить первое уравнение системы во второе.
3. Рассмотреть разность R2–d2, когда d<R. Сделать вывод, соответствующий данному случаю
4. Если не получается см. стр.131 учебника
Инструкция для 2 группы:
1. Если точка М с координатами (х; у; z) находится и на сфере и на плоскости, то какой делаем вывод?
2. Подставить первое уравнение системы во второе.
3. Рассмотреть разность R2–d2, когда d=R. Сделать вывод, соответствующий данному случаю.
4. Если не получается см. стр.131 учебника.
Инструкция для 3 группы:
1. Если точка М с координатами (х; у; z) не находится и на сфере и на плоскости одновременно, то какой делаем вывод?
2. Подставить первое уравнение во второе.
3. Рассмотреть разность R2–d2, когда d>R. Сделать вывод, соответствующий данному случаю.
4. Если не получается см. стр.131 учебника.
Представители от группы вызываются к доске для отчета по работе группы.
На экран высвечиваются критерии оценивания выступающего:
Критерии для оценивания выступления от группы:
1. Время
2. Правильность
3. Доступность изложения
4. Логика изложения
5. Речь
6. Эмоциональность
Во время отчета выступающего все остальные учащиеся оформляют записи в тетради.