Исследовать культуру и быт мордовского народа

На всероссийский конкурс исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура, этнос».

Исследовательская работа на тему:

«Исторические основатели моего села Новоникитино-мордва: природа, культура, этнос мордвы – эрзя»

Автор:

 Юмашева Софья, воспитанница кружка «Тештине», 12 лет

                                    

Руководитель кружка мордовской национальной культуры эрзя «Тештине»:  Анисимова Ирина Николаевна.

  

 

 

Содержание

I. Введение.                                                              3 – 5                                   

1. Цель исследования.                                    5                                   

2. Задачи исследования.                                 5                                

3. Методы исследования.                               5                            

4. Объект исследования.                                5

5. Актуальность исследования.                     5

 

        II. Основная часть.                                                    6 – 16

 

2.2. История заселения мордвами с. Новоникитино.

2.3. Религиозная природоохранная культура мордвы эрзя……………4

 

2.4. Этнос мордвы эрзя……………………………………………9

 

 

2.5. Культура и быт мордвы эрзя………………………12

 

3. Заключение…………………………………………………………18

4. Список использованной литературы…………………………20

5. Приложения………………………………………………….21

 

Самая  главная и самая привлекательная особенность национальной культуры — это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость.

У каждой национальности есть свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое мировоззрение.

В наше время люди разных национальностей по разным причинам заброшены судьбой далеко от своих родных мест, но объединённые общим этническим происхождением, имеющие общее культурное наследие, связанные духовными интересами, сохраняют и поддерживают национальные традиции.

Уникальность отдельно взятого народа заключается именно в его культурных особенностях, которые присущи только ему.

В своей работе, я попытаюсь раскрыть уникальность и неповторимость мордовского эрзянского этноса.

 

Целью моей исследовательской работы является изучение истории заселения мордвами с. Новоникитино, природы, этноса и культуры мордовского эрзянского народа.

Для достижения поставленных целей, я ставлю следующие задачи:

Изучить историю заселения мордвами с. Новоникитино.

Изучить особенности мордовского этноса.

Рассмотреть значение природы в жизни мордовского народа.

Исследовать культуру и быт мордовского народа.

Методологической основой для данного исследования послужил анализ следующих работ: историко-этнографические очерки «Мордва» профессора Казанского университета И.Н.Смирнова, исследования Н.Ф.Мокшина, известного учёного, доктора исторических наук, профессора. Книги «Религиозные верования мордвы» (1968, 1998), «Этническая история мордвы» (1977), «Мордовский этнос» (1989), «Материальная культура мордвы» (2002), обрядовая жизнь мордовского народа, рассмотреная в трудах Г.А.Корнишиной, Н.Ф.Беляевой, Л.И.Никоновой, Ю.Н.Мокшиной. Также мной проанализирован местный поисковый материал, собранный обучающимися МБОУ «Новоникитинская СОШ», учителями Костылёвой В.П., Кузнецовой Е.М., Анисимовой И.Н. и библиотекарем сельской библиотеки Лапшиной С.Н.

Объект исследования – коренныежители с. Новоникитино мордовской (эрзянской) национальности, особенности мордовского (эрзянского) этноса, место природы в культуре мордовского народа.

Предметом исследования является отношение мордовского народа к обрядам и традициям, связанных с природой.

Гипотеза исследования – я полагаю, что современная мордва до сих пор обращается к природе во время проведения обрядов.

Методы исследования

Мною использованы следующие методы исследования:

· анализ,

· анкетирование,

· эксперимент,

· наблюдение,

· сравнение,

· обобщение,

· сбор информации из книг и Интернет-источников.

Основные понятия и термины:

· Культура мордовского (эрзянского) народа, традиции, обычаи, обряды.

· Обоснование выбора темы: Представляется существенным вспомнить, что именно национальные отношения в современном мире представляют собой наиболее острую и актуальную тему. Для мордовского народа важно осознавать свое место по отношении к другим нациям, проживающим в Российской Федерации, взаимоотношения, связывающие эрзянский этнос с русским народом.

· Практическая значимость: Полученную информацию в результате проведенной работы сформировать в форме доклада и презентации и выступить с ней на научно - практической конференции, использовать  на занятиях кружка мордовской культуры «Тештине», внеклассных мероприятиях.

 

Кто такие мордва? Как попали люди этой национальности в Оренбургскую область и основали село Новоникитино в Октябрьском районе?

Что нам известно по данной проблеме из литературных источников, СМИ?

Мордва - один из коренных народов Российской Федерации - относится к финно - угорской языковой группе уральской языковой семьи. Мордва как этнос состоит из двух субэтносов - эрзя и мокша, каждый из которых имеет свой язык (мордовский - эрзя или и мордовский - мокша), особенности в антропологическом облике, расселении, быте, материальной и духовной культуре. Угро-финская народность, проживающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой.

Мордва относится к так называемым бинарным этносам. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи.
Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва мордвинами не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша. Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом.
Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки.

Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

В Оренбургской области очень много мордовских эрзянских сёл – в Северном, Бугурусланском и многих других районах. В нашем Октябрьском районе исконно мордовским (эрзянским) селом является моё родное село Новоникитино. Из уст в уста передаётся история основания села Новоникитино.

Село Новоникитино было основано около 1830 года.  Люди приезжали сюда из Самарской, Нижегородской, Курской губерний и из Башкирии. По указу императора Николая Ⅰ, помещики продолжали заселять Оренбургские земли крепостными крестьянами. Таким образом было заселено и с. Новоникитино (по архивным данным помещиком Соколовым).

Местом расположения будущего населенного пункта была

выбрана территория, расположенная на востоке села

Октябрьского на расстоянии 5-6 километров от него. Раньше

состояло из Верхней и Нижней деревень. Название дано в

зависимости расположения к реке Юшатырь. А улица оторванная

от села - Оторвановка. Но селу проходила дорога на Оренбург и

самую длинную улицу - Верхнюю разделили на Каргалу

(расположена в стороне Татарской Каргалы), Середину и

Калтаевский конец расположен в сторону Башкирии). Жили в селе

в основном мордва. Язык мордовский звучный, простой, красивый.

Так «здравствуйте» звучит как «здоровти», заходи - «подика»,

идем кушать-«айдаярсамо» и.т.д. Жили в селе дружно. По

праздникам и воскресениям ходили в церковь. Друг другу помогали

или, как говорили «собирали помочь». На «помочь» звали строить

дома, делать кизяк (топливо, сделанное из навоза).  Дома крыли соломой или тесом (тонкими досками), редко - железом. Никаких производственных

предприятий не было, поэтому все сельчане работали только в

своем личном хозяйстве. И за счет этого и жили. По фамилиям крестьяне

мало знали друг друга, а чаще обращались друг к другу по

прозвищам. Прозвища давали по характеру, по приметам.

Например «Бука» - сердитый, «Баксор» --жадный, «Фурсик» -

разбитый нос, «Куряк»- из Курской губернии. Село было названо в

честь первого поселенца Никиты. В отличие от деревни Никитина

Шарлыкской волости, назвали село Новоникитино Исаево-Дедовской волости Оренбургской губернии. Наше село существует около 190 лет.

Быт крестьян.

Дома в этих безлесных местах строили из самана или же глинобитные. Около домов стояли плетни из веток. Некоторые из зажиточных крестьян покупали в Башкирии деревянные срубы, привозили их в село, ставили дома и каменные амбары.

Верхней одеждой являлись шубы, тулупы, кафтаны. Платья, сарафаны, юбки, косоворотки шили из домотканых материалов. Ткань получали из конопли и льна. Коноплю мочили, подсушивали, а затем толкли сначала ногами, а потом в ступе деревянной палкой. Волокна расчёсывали щёткой, сделанной из свиной шерсти, затем гребнем. Пряли на прялке, а потом на ткацком станке ткали холст.

Стирали и мыли голову щелоком. Делали щелок из древесной золы. Золу заливали водой, отстаивали, сливали воду и в этой воде стирали.

Белили печки белой глиной, которуюпривозили с Белой горы башкиры и меняли на яйца, молоко, масло, картошку.

Те, у кого были колодцы, сажали во дворе перец, огурцы, лук, чеснок, редьку, тыкву, бобы. Солили в деревянных бочках.

Основной обувью были лапти, их носили все и зимой, и летом. Лапти плели сами. Привозили лыко из Башкирии. В праздники многие надевали сапоги.

Хлеб пекли в печках из муки, смолотой на водяной мельнице. Хлеб косили косами, серпами. Обмолачивали зерно каменными молотилками, цепами. Землю обрабатывали вручную, пахали сохой. Работали от зари до зари.

Посуда была глиняная, ложки - деревянные. Основными мордовскими блюдами считались пшённая каша, лапша, курники, толстые блины, чумарики (галушки с салом).

Управлял селом староста. А в роли милиционера был сотский, который избирался жителями села на два года. В селе была деревянная церковь, высокая, потолок расписан. В 30-ые годы церковь разорили, иконы рубили топором. Сначала в ней было зернохранилище, позднее из церковного леса построили школу, а потом дом.

Население было почти неграмотным.

История бунта.

До советской власти был в селе и помещик по фамилии Соколов. Жил он в 10 км от села, в своей усадьбе Ильичи. На него беднота и работала.

В 1905 году, когда крестьянские волнения участились, Соколов, добро которого растаскивали мужики окрестных деревень, обратился в губернское полицейское управление с просьбой прислать вооружённую охрану. Вскоре приехали черкесы. Получив самые широкие права, они начали бесчинствовать. Загоняли скот на усадьбу за потраву. Чтобы выручить свою скотину, нужно было платить штраф. За сбор ягод на помещичьих землях гнали девчат, завязав юбки на голову, нагайками. Это возмущало всё село. Но это ещё не было причиной бунта.

Никитинское стадо пасли два казаха: отец и сын Гумар. Однажды Гумар пас один, была жара, он сел в тень и уснул. Коровы разбрелись по помещичьему лугу. Черкесы угнали стадо, а Гумару отрубили пятку. Ни просьбы крестьян, ни визит к управляющему сельского старосты - ничего не помогло. Всем пришлось платить штраф или отрабатывать на полях помещика. В одну из пятниц, в базарный день, в Исаеве -Дедово мужики увидели одного черкеса. Рисуясь перед толпой, он не замечал полных ненависти взглядов мужиков. Вдруг толпа двинулась на черкеса. Его свалили с коня, но он вскочил на ноги и кинулся на людей с обнажённой шашкой, сзади кто-то успел его ударить оглоблей, и через минуту он лежал бездыханный.

- Черкесы! - крикнул кто —то. — И в миг базар разбежался кто - куда.

Вскоре состоялся суд. Главные зачинщики бунта угодили на

каторгу. Многие из них так и не вернулись.

В 1907 году в селе построили церковно - приходскую школу, где учились дети зажиточных крестьян. Коренным населением села были мордва-эрзя, они заложили фундамент не только главных построек, но и культурной жизни села, основанной на мордовских традициях и обрядах, стержнем которых являлось отношение человека к природе.

Отношение общества с природой складывались исстари. Древние люди, жившие за счет природы, уже осознавали, что от сохранения природы зависит благосостояние человеческой общины, племени. Эта заинтересованность людей в сохранении определённых территорий, животных и растений со временем закрепилась в различных традициях, культовых обрядах, суевериях, праздниках народов России.

Тема природы находит широкое отражение в обрядах, преданиях и обычаях мордовского народа. Они традиционно передавались из поколения в поколение и таким образом сохранились до настоящего времени. И нам, молодому поколению, интересно узнать о них.

Первобытные мордва очень почитали силы природы в виде разных злых и добрых духов, от которых якобы зависел урожай, приплод скота, охота, рыбная ловля и другие благополучия рода. Добрыми «покровителями» были: Норав - ава - богиня урожая, Ведь - ава - богиня воды, Вирь - ава - богиня лесов, Норов - ава – богиня полей. Для того, чтобы боги были добрыми и оказывали мордве всяческую помощь в хозяйстве и жизни, люди устраивали моления, которые совершались на берегу речки Б.Юшатырь, здесь же была искусственно посажена роща, которая впоследствии разрослась и стала местом активного отдыха сельчан. На этих молениях в жертву приносили скот и птицу, которых с надлежащими церемониями варили и съедали. Во главе всей природы стоял бог солнца – Чи - паз у эрзи. Большинство этих богов люди представляли себе в образе и подобии человека, наделенного сверхъестественными свойствами.

Особое место в повседневной жизни крестьян занимали семейно - бытовые праздники и обряды. И служили они упрочению семьи, традиций добрых. Связаны были также с природой и праздники, которые проводились на свежем воздухе.

Самый любимый праздник, связанный с природой, - это Троица. В этот день дома и улицы украшались срезанными березовыми ветками, цветами. Проводились гулянья, игры, хороводы вокруг березки. Девушки бросали венки в реку: если пристанет к берегу, останется в девках, уплывет - выйдет замуж, утонет - умрет, или конец любви. Березку, наряженную в ленты и косынки, прославляли всю неделю, чтобы она отдала всю свою силу полю, принесла богатство и благополучие людям, а также здоровье и счастье мордовскому народу.

Расспрашивая моих односельчан о традициях и праздниках эрзянского народа, я узнала ещё об одном интересном празднике. Он, проводился на пятидесятый день после Пасхи в селе Новоникитино. Всем селом собирались в роще около речки. Из каждого дома приносили брагу и еду, необходимую для братчины. Здесь же варили яйца, лапшу, кашу. Затем собирались около иконы, она стояла у воды. Одна из пожилых крестьянок обращала слова благодарности к всевышнему, просила доброго урожая, избавления от града, болезней и других напастей. Окружающие, как молитву, повторяли ее слова. После этого довольно впечатляющего ритуала приступали всем миром к трапезе. Ну а затем разгоралось веселье, и до позднего вечера звучали песни, музыка, плясали.

Также с нетерпением ждали праздника, который называли «Чей луга» («Осотовый луг»). Собирались на зеленом лугу, становились в круг и в хороводе пели песни. Искусники состязались в игре на балалайке и гармошке. Парни молодецкую удаль свою показывали в игре в лапту.

Праздник «Игрище» проводили в первое воскресенье июня. Как раз заканчивались весенние работы в поле, а до сенокоса оставалось время, и наступала пора более или менее свободная от сельскохозяйственных работ - междупарье. В этот день провожали весну и встречали лето. Собирались на лугу, отсюда шли в рощу, на поляну, где у зажиточных крестьян стояли пасеки «Нешке пире» («Пасечная поляна»).

От односельчанки, исконной эрзянки Абросимовой В.Н. я узнала о празднике Раськень Озкс – родовое моление. 

Начинался праздник с поминовения усопших. Зажигалась большая свеча – Пазонь штатол. Потом каждый пришедший на Озкс высыпал принесённую с собой горстку земли, на которой он родился. Этот ритуал символизирует преемственность поколений, непрерывность связи со своей родной землёй. (Ритуалы мордвы-эрзя, найденные в библиографических источниках см. в приложении 1 и2)

Многие обряды древней мордвы связаны с объектами неживой природы: водой, огнём, ветром, с небесными телами и явлениями. Мордовские племена поклонялись силам и предметам внешней природы.

Особое предпочтение отдавала мордва земле. Ярко проявлялась забота мордвина - земледельца об урожае, о плодородии полей, от которых, по существу, зависела вся его жизнь.

Другим обычаем мордовского народа, связанным с сохранением природы, является облагораживание родников и ключей. Исстари принято в окрестностях таких мест убирать мусор, огораживать водяной источник деревянным срубом. К сожалению ни родники, ни срубы в современности не сохранились, но учащиеся нашей школы тщательно изучают сельскую местность, расспрашивают коренных жителей и всё же надеются найти и восстановить хотя бы один родник.

Хорошим обычаем доброго отношения к родной природе в с. Новоникитино является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы. Это, в первую очередь, касается естественных и искусственных растительных насаждений: рощ, лесопосадок. Но, к большому сожалению, этот обычай постепенно угасает.

В рамках исследования мною был проведен опрос среди населения. Им были предложены следующие вопросы:

· Знаете ли вы мордовские традиции?

· Какое место занимают традиции в вашей жизни?

· Используете ли Вы для своего лечения растения?

· Передадите ли вы свой опыт своим детям?

 

По результатам анкетирования можно сделать вывод, что многие мои односельчане знают культуру своего народа и используют средства народной медицины. Мне бы очень хотелось, чтобы они не забывали, что мы часть природы, и сама природа для нас хороший учитель, а мы, в свою очередь, должны ее беречь - это наш долг.

Таким образом, в ходе моего исследования было выявлено:

1. Мордовский народ, как и другие народы, был очень тесно связан с природой, поэтому его жизнь и занятия были зависимы от природы, которая играла серьёзную роль на историческом пути превращения человека в гуманиста, учёного, художника;

2. Обожествляя и поклоняясь природе на заре своего развития, изучая и используя её в последующие времена, мордовский народ научился восхищаться, любить и сохранять природу сегодня;

3. У мордовского народа есть много традиций и обычаев по сохранению природы, её живых и неживых объектов, которые сохранились до наших дней.

 

Хочется надеяться, что мордовский народ не утеряет своей культуры, возродит свои лучшие традиции. Только при этом условии жизнь будет интереснее, духовно богаче.

 

В ходе исследования проводилась работа с архивным материалом, краеведческой литературой, периодическими изданиями, сбор информации среди населения. Исследования проводились в 2019 г.

 



Часть 2.

Практическая работа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: