Анкетирование. (Приложение 3.)

Этот вид работы я проводила среди обучающихся школы разных возрастов.

Вопросы  для 1 круга респондентов:

1. Какие народные праздники вы знаете?

2. Существуют ли традиции в вашей семье? Какие?

3. Читаете ли в вашей семье мордовские сказки? Как часто? Кто чаще всего читает?

4. Какие национальные подвижные игры вы знаете?

 

На первом этапе опрос был проведен среди обучающихся школы. Отрадно отметить, что эти простые вопросы не вызвали затруднений среди школьников. Почти на все были положительные ответы выше 50 % в старшем и среднем звене, а в начальной школе ниже 50%. Видимо, это благодаря  занятиям мордовского кружка «Тештине». Старшеклассников заинтересовали 1 и 2 вопросы. Они охотно рассказывали о традициях в своих семьях. К сожалению, большинство из них не относятся к национальным традициям.

 

Социологический опрос. (Приложение 3.)

Вопросы для 2 круга респондентов:

 

1. Считаете ли вы необходимым приобщать ваших детей к народной культуре и традициям родного края? Почему?

2. Считаете ли вы важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит? Почему?

3. Рассказываете ли вы своим детям(внукам) о своих предках и корнях семьи?

4. Укажите на Ваш взгляд, главные причины возможных затруднений в приобщении к национальной культуре в современном обществе?

5. Примите ли вы участие в организации и проведении народного праздника в школе?

 

На втором этапе опрос проводился среди учителей школы и жителей с. Новоникитино.

Если обобщить их ответы, то можно отметить, что большинство современных людей не хотели бы, чтобы культура и традиции мордовского народа бесследно исчезли. Традиции и культуру мордвы, народы, живущие в нашем селе, развивают и хотят сохранить для потомков, как историческую и культурную ценность. Ведь история - это наше прошлое, хотя и далекое, но которое творит прекрасное будущее.

 

Заключение.   

С. Новоникитино – моя малая родина, основанная мордвами-эрзя, оно является теперь любимым селом для всех народов, проживающих здесь. Если проанализировать все события, всю работу, проделанную за эти годы, то можно убедиться в том, что мордва – сильные люди, готовые на самоотверженные поступки ради блага всей страны и всего проживающего здесь населения, люди с большим трудолюбием, умеющие ставить цель и делать всё возможное для её реализации. У села Новоникитино и его коренных жителей - эрзян славная и богатая история, которую интересно и увлекательно изучать.

В последние годы сохранение народных традиций стало национальной политикой страны.

Культура, народные традиции, язык не забыты. Поддерживают их люди старшего и среднего поколения. Не отстает и молодежь. Учителя стремятся  сохранить и передать мордовскую культуру в кружке и на классных часах.

Мы, молодое поколение, не должны забывать традиции, культуру и язык народа, основавшего наше село, уважать его культурное наследие и учить этому своих детей.

 «Изучая предков, узнаем самих себя, без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир, как и для чего живем, как и к чему мы должны стремиться»,-утверждал историк В.О. Ключевский, и с этим нельзя не согласиться. (См. фотоприложение № 4)

В связи с этим результаты моей исследовательской работы имеют практическую направленность. Они могут быть использованы не только на занятиях кружка, но и во внеклассной работе, на уроках литературы и мировой художественной культуры.

 

Список источников.

 

1. Юрченков В.А. Хронограф. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество.- Саранск: «Мордовское книжное издательство», 1991г.

2. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторически, культурные. - 2-е издание, Саранск: «Мордовское книжное издательство»,  1982 г.

3. Мокшин Н.Ф. Этническая история Мордвы. – Саранск: ««Мордовское книжное издательство», 1977г.

4. Филатов Л.Г., Юрченков В.А. Мифы и реальность. Критика немарксистских концепций истории мордовского народа. -«Мордовское книжное издательство», 1989г.

5. Майнов В.Н. Очерк юридического быта мордвы. – СПб, 1885 г.

 

 

Интернет-источники.

1. https://studfiles.net/

2. https://yandex.ru/

3. http://tanat.info/

4. http://nn.mk.ru/

5. http://nnov.ec/

6. http://annales.info/

7. http://gadanie-lenorman.ru/

8. http://www.mordovia.info/

9. http://www.nn.ru/

10. http://ru.wikipedia.org/

11. http://www.nevmenandr.net/

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мордва

13. http://mordvapnz.ru/

14. https://4stor.ru/

15. http://saransk.sd-magazine.ru/

16. https://nsportal.ru/

17. https://infourok.ru/

18. http://открытыйурок.рф/статьи/664611/

 

 

Приложение 1.

Образ Великого Дерева - и поклонение деревьям, существовали у мордвы, и были неотъемлемой частью мордовской мифологии. Дерево (Великое Дерево, Мировое дерево) было воплощением мироздания. Оно соединяло небо и землю. Оно было символом плодородия. На его ветвях собирались боги, чтобы решать важные вопросы жизни людей и вселенной. Первый человек, согласно мордовским мифам, произошел из древесного пня... Великому дереву - священному дереву, которое узнавали по пышной кроне, могучему стволу и глубоким корням, молились и приносили жертвы.

Описывая моления пензенской мордвы, исследователь Б.Т. Евсеев отмечает большое значение культа священных деревьев у мордвы еще в 19 в. Крещеный лишь в конце 17 в., этот народ оставался в значительной степени языческим. Древний культ был так силен, что христианское духовенство было вынуждено с ним мириться и нередко строить церковь в непосредственной близости от священного дерева. Помолившись в церкви новому богу, мордва выходила и начинала молиться у какой-нибудь своей священной липы, принося ей жертвы. И православный священник вынужден был освящать эти моления у липы или ручья своих прихожан.

До сих пор, перед смертью, в некоторых деревнях, умирающие просят отвезти их в лес, чтобы попросить прощения у богов за то, что иногда без надобности ломали деревья.

Здесь надо вот что упомянуть, в тему углубляясь... Самих подвешенных к деревьям гробов в Самарской и Саратовской областях, давно никто не видел. НО ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЯ, что они встречались здесь раньше. Подозрения эти, к слову - не на пустом месте родились - а из изучения во-первых, местного фольклерного наследия, а во-вторых - археологических данных. Правда, данные эти относятся к тому периоду, когда самих нынешних финно -угорских народов - мордвы и марийцев, как таковых, еще не существовало. А проживали в этих местах их предки, относящиеся к так называемой городецкой археологической культуре. Культура эта, помимо прочего интересна тем, что городищ, к ней принадлежащих, найдено десятки, а могильников - ни одного. Что ведет к закономерному выводу: в земле своих покойников представители этой культуры не хоронили..

В более поздний период - в 10 веке, арабский путешественник Ибн Фадлан, посетивший Поволжье, оставил первое письменное описание воздушного способа погребения, бытовавшего у местных народов (принято считать, что речь идет о мордве):«Делают для него (покойного) ящик из дерева хаданга (белый тополь), кладут его внутрь него, заколачивают его над ним и кладут вместе с ним три лепешки и кружку с водой. Они ставят для него три куска дерева наподобие дышел, подвешивают его между ними и говорят: «Мы помещаем его между небом и землей, его постигнет дождь и солнце… И он остается подвешенным, пока не износит его время и не развеют ветры»...

Как фольклорный пример, можно привести известную мордовскую сказку Дуболго Пичай. Описываются там следующие леденящие душу подробности:
...Извели Дуболго Пичай невестки и велели своим мужьям, ее братьям, похоронить ее. Сделали они из какого-то негниющего дерева гроб, положили в него сестрицу свою Дуболго Пичай. Отвезли ее в какой-то большой лес, где три дороги сходятся. Подставили подставки, на них положили гроб. На подставки возле гроба поставили наполненные пшеницей лукошки...

Другой пример - народная песня Луша - Лушенька, в которой имеются такие слова, произнесенные дувушкой перед смертью - явно не по причине болезненно развитой фантазии:
...Не хороните меня, матушка, на кладбище,
Похороните меня, матушка, около большой дороги.
Около большой дороги, на старом дубе.

В целом, способов захоронения в воздухе, если опираться на местные предания, было несколько:
- размещение покойника в развилке дерева,
- подвешивание его к ветвям дерева,
- использование специальных деревянных помостов, на которых размещали останки,
- не исключается, что младенцев, в какой-то период древности, могли хоронить в дуплах деревьев, как это принято и у некоторых других народов с аналогичными обычаями.

Помимо данных археологии и фольклера - и сохранившиеся местами обычаи вполне убедительно свидетельствуют о реальности существования у мордвы воздушных захоронений.

К примеру, в 19 веке был зафиксирован учеными обряд у эрзи сел Сабаево и Давыдово в Кочкуровском районе Мордовии. Там умерших зимой или ранней весной хоронили в лесу, однако вместо традиционного погребения в землю, гробы с покойными, изготовленные из двух выдолбленных колод, крестьяне подвешивали на деревья. Подобное явление можно объяснить нежеланием селян долбить примитивными орудиями труда мерзлую почву. Когда же весной земля достаточно прогревалась, они снимали гробы с деревьев и закапывали в могилы.
Нечто подобное было отмечено и в селе Налитово Дубенского района Мордовии, а также у мокшан села Лебежайка Саратовской губернии. В последнем «зимних» покойников вообще не носили на кладбище, а зарывали по весне вместе с гробами под теми березами, на которых они висели зимой.

Однако есть упоминания очевидцев, что мертвые тела покоились на деревьях, помостах или в так называемых «домиках мертвых» до полного истлевания. Так, в деревнях Саратовской губернии, умерших зимой не хоронили в традиционные могилы, а относили на так называемую «гору плача», подвешивая там, на ветви деревьев.

У мокшан села Подгорное, Темниковского района Мордовии сохранилось предание о священных липах, росших в поле у большака, на которые в больших корзинах якобы некогда подвешивали древних стариков, которые никак не могли скончаться естественной смертью. Для помина предков к деревьям традиционно подъезжали свадебные поезда. Погребальные липы росли вплоть до начала ХХ века.

 

Приложение 2.

Знания русского народа об этносах: эрзе, мокше и полностью исчезнувших мордве-терюханах, - издревле проживавших на территории Нижегородского края, достаточно ограничены. В частности, интересен самый древний из ритуалов – мордовский погребальный обряд. И хотя в настоящее время точная семантика и смысл его по больше мере утрачены навсегда, о нем наш сегодняшний рассказ.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: