1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван IV – первый царь всея Руси и его внутренняя политика.
2. Османская империя – от Мехмета Завоевателя до Сулеймана Великолепного (1453-1566 гг.).
3. Возвышение монархии Габсбургов в Западной и Центральной Европе (1519-1576 гг.).
4. Создание империи Великих Моголов в Индии (1526-1556 гг.).
5. Тауантинсуйу – империя инков в Южной Америке (1438-1533гг.)
6. Эпоха Великих географических открытий и усиление Европы.
7.Смута в России в начале XVII в.: причины, этапы, последствия.
8. Первые Романовы на русском престоле: Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич.
9. Преобразования Петра I Великого: превращение России в империю.
10. Английская революция 1640 г., первая революция нового времени.
11. Эпоха «просвещенного абсолютизма» в Европе.
Тема 3. Общественные движения, революции и гражданские войны. Культурные и технологические трансферы, модернизация и вестернизация. (конец XVIII-XIX вв.)
1. Американская революция и война за независимость США.
|
|
2. Великая французская революция 1789 г.: причины, ход, последствия.
3. Создание колониальных империй нового времени: Испания, Франция, Великобритания.
4. Наполеоновские войны 1800-1815 гг. Роль России в противостоянии имперской Франции.
5. Эпоха Великих реформ в России: причины, характер и последствия изменений 1860-х гг.
6. Российская империя в последней четверти XIX в.: контрреформы и индустриальное развитие.
7. «Империя, над которой никогда не заходит Солнце»: Британская империя на пике могущества.
8. От Пруссии к Германской империи: немецкие земли в 1860-х – 1890-х гг.
9. США во второй половине XIX в.: от разобщенности к единству.
10. Япония в период Революции Мэйдзи (1868-1889 гг.).
Тема 4. Новейшая история (XX в.): реформы, революции и основные направления развития государственности. Феномен мировых войн ХХ в. Восток-Запад и холодная война: напряженность, контакты и образы.
1. Первая мировая война 1914-1918 гг. Причины, основные этапы, участие России.
2. Великая российская революция 1917 года и Гражданская война в России.
3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений в 1920-е – 1930-е гг.
4. Великая депрессия в США 1929 г. и ее последствия для страны и мира.
5. Приход нацистов к власти в Германии и создание Третьей Империи в 1933-1939 гг.
6. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Причины, этапы, роль СССР в победе.
7. Формирование военно-политических блоков, НАТО и Варшавского договора. Начало Холодной войны.
8. Советский Союз в период «Оттепели» конца 1950-х – начала 1960-х гг. и эпоха «Застоя» в Советском Союзе» и кризис социалистической системы в 1970-х – 1980-х гг.
9. США в 1950-х – 1970-х гг.: основные черты социального, экономического и политического развития.
|
|
10. Европа на пути к объединению. От Европейского экономического сообщества к Европейскому союзу (1957-1992).
11. «Четыре азиатских тигра»: экономическое чудо Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня в 1960-х – 1990-х гг.
Тема 5. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв.
1. Попытка «Перестройки» и крушение Советского Союза: причины и последствия для России.
2. Образование Европейского Союза и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС.
3. Россия в процессах глобализации. Концепция многополярного (полицентрического) мира
4. Китайская Народная Республика в правление Ден Сяопина: «социализм с китайской спецификой».
5. Влияние мирового экономического кризиса 2008 г. на Россию, Запад, Восток.
6. Сотрудничество и соперничество в Арктике в конце ХХ –начале XXI вв. Арктические стратегии.
Работа студента на каждом семинаре оценивается, исходя из качества сделанного доклада и участия в последующей дискуссии:
5 баллов ставится, если студент:
- уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;
- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);
- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения историографических проблем.
- уверенно владеет понятийным аппаратом;
- активно участвовал в семинаре, выступая с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих одногруппников, стремясь к развитию дискуссии.
4 балла ставится, если студент:
- в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе, но допускает отдельные фактологические неточности непринципиального характера;
- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.
- владеет понятийным аппаратом;
- выступал с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих коллег, стремясь к развитию дискуссии.
3 балла ставится, если студент:
- в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;
- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;
- делал недостаточно содержательные сообщения, выступал с поверхностными дополнениями.
Оценка 2-1 балл ставится, если студент:
- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.
- отказался участвовать в работе семинара;
Темы для эссе
1. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.
2. Федеративные отношения и этнополитические конфликты в современной России.
3. Духовная жизнь народов Западной Европы и США в современных условиях: характерные черты, особенности
4. Мировые войны XX в. и их влияние на развитие мировой и российской цивилизаций.
5. Проблема однополярности и многополярности на рубеже тысячелетий.
6. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.
7. Россия и внешние вызовы современности.
8. «Национализм и экстремизм в современном мире
9. Глобализация как тенденция мирового развития. Глобальные проблемы современного мира.
10. Россия и Китай. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.