Тема 2. Раннее Новое Время: глобальный рынок и капитализм (с конца ХV до середины ХVIII века)

1. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван IV – первый царь всея Руси и его внутренняя политика.

2. Османская империя – от Мехмета Завоевателя до Сулеймана Великолепного (1453-1566 гг.).

3. Возвышение монархии Габсбургов в Западной и Центральной Европе (1519-1576 гг.).

4. Создание империи Великих Моголов в Индии (1526-1556 гг.).

5. Тауантинсуйу – империя инков в Южной Америке (1438-1533гг.)

6. Эпоха Великих географических открытий и усиление Европы.

7.Смута в России в начале XVII в.: причины, этапы, последствия.

8. Первые Романовы на русском престоле: Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич.

9. Преобразования Петра I Великого: превращение России в империю.

10. Английская революция 1640 г., первая революция нового времени.

11. Эпоха «просвещенного абсолютизма» в Европе.

 

Тема 3. Общественные движения, революции и гражданские войны. Культурные и технологические трансферы, модернизация и вестернизация. (конец XVIII-XIX вв.)

1. Американская революция и война за независимость США.

2. Великая французская революция 1789 г.: причины, ход, последствия.

3. Создание колониальных империй нового времени: Испания, Франция, Великобритания.

4. Наполеоновские войны 1800-1815 гг. Роль России в противостоянии имперской Франции.

5. Эпоха Великих реформ в России: причины, характер и последствия изменений 1860-х гг.

6. Российская империя в последней четверти XIX в.: контрреформы и индустриальное развитие.

7. «Империя, над которой никогда не заходит Солнце»: Британская империя на пике могущества.

8. От Пруссии к Германской империи: немецкие земли в 1860-х – 1890-х гг.

9. США во второй половине XIX в.: от разобщенности к единству.

10. Япония в период Революции Мэйдзи (1868-1889 гг.).

Тема 4. Новейшая история (XX в.): реформы, революции и основные направления развития государственности. Феномен мировых войн ХХ в. Восток-Запад и холодная война: напряженность, контакты и образы.

1. Первая мировая война 1914-1918 гг. Причины, основные этапы, участие России.

2. Великая российская революция 1917 года и Гражданская война в России.

3. Версальско-Вашингтонская система международных отношений в 1920-е – 1930-е гг.

4. Великая депрессия в США 1929 г. и ее последствия для страны и мира.

5. Приход нацистов к власти в Германии и создание Третьей Империи в 1933-1939 гг.

6. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Причины, этапы, роль СССР в победе.

7. Формирование военно-политических блоков, НАТО и Варшавского договора. Начало Холодной войны.

8. Советский Союз в период «Оттепели» конца 1950-х – начала 1960-х гг. и эпоха «Застоя» в Советском Союзе» и кризис социалистической системы в 1970-х – 1980-х гг.

9. США в 1950-х – 1970-х гг.: основные черты социального, экономического и политического развития.

10. Европа на пути к объединению. От Европейского экономического сообщества к Европейскому союзу (1957-1992).

11. «Четыре азиатских тигра»: экономическое чудо Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня в 1960-х – 1990-х гг.

 

Тема 5. Россия и мир в конце XX – начале XXI вв.

1. Попытка «Перестройки» и крушение Советского Союза: причины и последствия для России.

2. Образование Европейского Союза и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС.

3. Россия в процессах глобализации. Концепция многополярного (полицентрического) мира

4. Китайская Народная Республика в правление Ден Сяопина: «социализм с китайской спецификой».

5. Влияние мирового экономического кризиса 2008 г. на Россию, Запад, Восток.

6. Сотрудничество и соперничество в Арктике в конце ХХ –начале XXI вв. Арктические стратегии.

 

Работа студента на каждом семинаре оценивается, исходя из качества сделанного доклада и участия в последующей дискуссии:

5 баллов ставится, если студент:

- уверенно владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;

- использует фундаментальную литературу и современные исследования научно-объективного характера (монографии, статьи в сборниках и периодической печати);

- анализирует факты, явления и процессы, проявляет способность делать обобщающие выводы, обнаруживает свое видение решения историографических проблем.

- уверенно владеет понятийным аппаратом;

- активно участвовал в семинаре, выступая с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя выступления своих одногруппников, стремясь к развитию дискуссии.

4 балла ставится, если студент:

- в целом владеет фактическим материалом, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе, но допускает отдельные фактологические неточности непринципиального характера;

- дал ответы на дополнительные вопросы, но не исчерпывающего характера.

- владеет понятийным аппаратом;

- выступал с содержательными докладами и сообщениями, рецензируя вы­ступления своих коллег, стремясь к развитию дискуссии.

3 балла ставится, если студент:

- в основном ответил на теоретические вопросы с использованием фактического материала, содержащимся в рекомендуемой к семинару литературе;

- проявил неглубокие знания при освещении принципиальных вопросов и проблем; неумение делать выводы обобщающего характера и давать оценку значения освещаемых рассматриваемых вопросов и т.п.;

- делал недостаточно содержательные сообщения, выступал с поверхностными дополнениями.

Оценка 2-1 балл ставится, если студент:

- ответил только на один вопрос семинара, при этом поверхностно, или недостаточно полно осветил его и не дал ответа на дополнительный вопрос.

- отказался участвовать в работе семинара;

 



Темы для эссе

1. Проблемы формирования гражданского общества в современной России.

2. Федеративные отношения и этнополитические конфликты в современной России.

3. Духовная жизнь народов Западной Европы и США в современных условиях: характерные черты, особенности

4. Мировые войны XX в. и их влияние на развитие мировой и российской цивилизаций.

5. Проблема однополярности и многополярности на рубеже тысячелетий.

6. Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира. Участие России в этом процессе.

7. Россия и внешние вызовы современности.

8. «Национализм и экстремизм в современном мире

9. Глобализация как тенденция мирового развития. Глобальные проблемы современного мира.

10. Россия и Китай. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: