Деятельности в России

 

Относительно места и состава банковского права ведется длительная дискуссия. Известны предложения включать банковское право в состав финансового права или толковать его как относительно самостоятельную отрасль права.

Документы, на основании которых осуществляется правовое регулирование банковской деятельности перечислены в статье 2 закона «О банках и банковской деятельности», Там сказано: «Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России».

Правовое регулирование банковской деятельности является одним из инструментов управления банковской системой и работой конкретного коммерческого банка. Перечень, документов, на основании которых осуществляется правовое регулирование банковской деятельности, может изменяться.

Любые экономические отношения в своей конкретной реализации имеют правовую форму, поэтому при организации деятельности КБ прежде всего необходимо изучить правовую сторону вопроса. От правильности понимания правовых основ деятельности коммерческого банка зависят не только эффективность банковской деятельности, но и риски, а также возможная ответственность за результаты деятельности.

В случае нарушения законодательных норм могут возникать:

1. Административная ответственность;

2. Имущественная (гражданская) ответственность, в частности Гражданский Кодекс РФ устанавливает, что лицо причинившие ущерб обязано этот ущерб возместить;

3. Уголовная ответственность.

В настоящей работе в рамках системно-управленческого подхода к праву будем считать, система правового обеспечения деятельности коммерческих банков в России имеет несколько уровней иерархии. Источниками правового регулирования банковской деятельности, т.е. документами на которых основано такое регулирование являются:

1. Международные правовые акты. К ним относятся международные договора и конвенции, заключенные и ратифицированные в установленном порядке, например, женевские вексельные конвенции;

2. Конституцию России, которая содержит такие положения как свобода заниматься предпринимательской деятельностью, равенство организаций различных форм собственности, цель деятельности Центрального банка, права и обязанности граждан, обязанность платить налоги и др.

3. Гражданский, Налоговый и Административные кодексы, в которых установлены организационно правовые формы предпринимательской деятельности, налогообложение, виды и формы договорных отношений, гражданскую имущественную ответственность за нанесение вреда и др.

4. Отраслевое право образуют прежде всего, специализированные законы ограничивающие и регулирующие работу банковской системы. Это такие как Закон “О Центральном Банке РФ”/10/ и Закон “О банках и банковской деятельности”, «О рынке ценных бумаг» и др. Эти законы определяют юридический и правовой статус коммерческих банков и Центрального Банка РФ, их функции в банковской системе, а также регулирует их взаимоотношения при работе в банковской системе и на финансовых рынках. В соответствии с законом “О Центральном Банке РФ” правовые документы и положения, издаваемые центральным банком являются обязательными для исполнения коммерческими банками. Таким образом, отраслевое право делится на законы и подзаконные акты, издаваемые Центральным банком РФ.

5. Подзаконные акты Банка России – это положения, указания, инструкции названного банка регулирующие и регламентирующие различные стороны деятельности коммерческого банка и банковской системы.

6. Учредительные договоры, Уставы, внутренние распоряжения, инструкции, положения банков. В Уставе КБ оговаривается сфера деятельности (универсальный или специализированный) банка, порядок принятия решений, в том числе по изменению устава, компетенция органов управления и должностных лиц и др.

7. Договоры, которые регулируют взаимоотношения банка с контрагентами и клиентами.

В результате неисполнения договоров, внутренних документов банка, законов и подзаконных актов Центрального банка РФ может возникать ответственность должностных лиц и организации.

Текущие функционирование и развитие отдельно взятого КБ регулирует закон “О банках и банковской деятельности”. Прежде всего, названный закон определяет основные виды организаций, составляющих основу банковской системы страны: кредитная организация, банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк. В статье 1 приведены определения основных понятий этого закона. «Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество».

Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России, существуют расчетные небанковские организации, организации инкассации и др. /11, с. 4/.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

В статье 10 сформулированы законодательные требования к учредительным документам кредитной организации. В этой статье сказано, что: «Кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. Устав кредитной организации должен содержать:

ü фирменное (полное официальное) наименование, а также все другие наименования, установленные настоящим Федеральным законом;

ü указание на организационно-правовую форму;

ü сведения об адресе (месте нахождения) органов управления и обособленных подразделений;

ü перечень осуществляемых банковских операций и сделок в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона;

ü сведения о размере уставного капитала;

ü сведения о системе органов управления, в том числе исполнительных органов, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях;

ü иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы».

После этого в названном законе сформулированы требования к размеру и источникам формирования Уставного капитала КБ. В статье 11, имеющей название «Уставный капитал кредитной организации», говорится: «Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.

Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников). Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти, не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Средства бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, свободные денежные средства и иные объекты собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации на основании, соответственно, законодательного акта субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Приобретение и (или) получение в доверительное управление (далее – приобретение) в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 процентов акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 процентов – предварительного согласия Банка России.

Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении – согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 процентов акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами».

В законе о банках и банковской деятельности определены права и обязанности коммерческого банка.

Содержание прав банка отражают следующие статьи.

Ст. 3, 4. Банк свободен участвовать в общественных организациях, союзах, кредитных организациях, входить в коммерческие группы и иные объединения кредитных организаций.

Ст. 9. Банк не отвечает по обязательствам государства и банка России. Органы власти не в праве вмешиваться в деятельность банка за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством. Банк может быть уполномоченным банком правительства РФ, органов исполнительной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления на договорных началах. Банк не может быть обязан вести деятельность, не предусмотренную его учредительными документами за исключением случаев, когда он сам принял на себя соответствующие обязательства или случаев предусмотренных федеральным законодательством.

Ст. 13. Лицензия (разрешение на право ведения определенного вида банковской деятельности) не имеет ограничения срока действия

Ст. 5. Банк на основании полученной лицензии в праве проводить сделки (операции) в рублях и иностранной валюте, которая делятся на следующие категории:

- исключительные (могут выполняться только банками);

- особенные (доступные только кредитным организациям);

- общие (это не запрещенные или разрешенные любым хозяйствующим субъектом).

Ст. 6. На основании полученной лицензии банк может проводить любые не противоречащие законодательству сделки (операции) на рынки ценных бумаг в качестве профессионального участника этого рынка.

Ст. 11. От действующего банка Банк России не может потребовать изменить размер уставного капитала.

Ст. 11. Учредители банка не имеют права выходить из состава его участников в три первых года его деятельности.

Ст. 21. Решения, действия, а также бездействия Банка России или его должностных лиц, могут быть обжалованы в суде или в арбитражном суде. Банк может обратиться с запросами и заявлениями в банк России в связи с его решениями и действиями (бездействием) на которое последний обязан в месячный срок дать ответ по существу

Ст. 22, 35. Банк имеет право открывать свои филиалы и представительства на территории России, а также филиалы, представительства, дочерние организации с разрешения банка России.

Ст. 28. По договору банк может: устанавливать корреспондентские отношения с другими банками, включая иностранные; в форме депозитов, кредитов привлекать и размещать друг у друга средства; проводить платежи и расчеты по клиентским и собственным сделкам (операциям), через создаваемые в установленном порядке расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга; совершать другие взаимные операции предусмотренные их лицензиями. Банки могут обращаться в Банк России за кредитами.

Ст. 29, 30. Отношения между клиентом и банком имеют договорную основу, если федеральным законодательством не предусмотрено иное. Требуется согласие банка для открытия клиентом любого счета в банке. Банк по согласованию с клиентами может устанавливать процентные ставки за кредиты, вклады (депозиты) и комиссионное вознаграждение, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Ст. 26. Банк имеет право на банковскую тайну.

Ст. 34. Банк имеет право и даже обязан предпринять все предусмотренные для взыскания задолженности законодательством РФ меры. Для этого он обратиться с заявлением о банкротстве в арбитражный суд в отношении должника не исполнившие свои обязательства перед банком /2, с. 173/.

Обязанности банка, ограничения на его деятельность, подконтрольность коммерческого банка отражают положение закона “ О банках и банковской деятельности” приведенные ниже.

Ст. 8. По требованию юридического или физического лица банк обязан предоставить копию своей лицензии, а также информации о финансовой отчетности в объеме баланса и отчета о прибылях и убытках, аудиторское заключение за предыдущий год, а также ежемесячный баланс за текущий год.

Ст. 19. В случаях нарушения законов, нормативных актов и предписаний Центрального банка, обязательных нормативов, не предоставления информации, предоставление недостоверной или не полной информации, а также при совершении создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов действий, Банк России в порядке надзора может применять к банку установленные законом меры.

Ст. 20. У банка может быть отозвана лицензия банком России в следующих случаях:

1. если сведения, на основании которых была выдана лицензия окажутся недостоверными;

2. более чем на один год со дня выдачи лицензии задержано начало ведения банковских операций предусмотренных лицензией;

3. установлен факт недостоверности отчетных данных, которые предоставил банк или задержки им более чем на 15 дней предоставления ежемесячной отчетности;

4. проведение банком операций, которые не предусмотрены его лицензией;

5. при нарушении нормативных актов Банка России в течение года неоднократно;

6. неоднократно в течение года невыполнение документальных требований судов и арбитражных судов о взыскании средств со счета клиента банка, если на указанных счетах было фактическое наличие средств;

7. Банк России обязан отзывать у банка лицензию при наличии обоснованного ходатайства временной администрации в следующих случаях:

7.1. если достаточность капитала стала ниже 2%;

7.2. если собственный капитал банка стал меньше минимального значения уставного капитала на момент регистрации банка;

7.3. если банк не выполнил требования Банка России о приведении в соответствие величины своего уставного капитала с размером собственного капитала в установленный срок;

7.4. если в течение одного месяца с наступления даты удовлетворения/исполнения банк не способен удовлетворить денежные требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при условии, что указанные требования к банку в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 24. Банк обязан создавать фонды (резервы) минимальный размер которых, порядок формирования и использование устанавливает Банк России, создавать резервы под сомнительные и безнадежные долги, для чего проводить классификацию своих активов, соблюдать обязательные экономические нормативы, организовывать внутренний контроль.   

Ст. 25. Банк обязан выполнять нормативы обязательных резервов, которые депонируются в Банке России.

Ст.26. Если это не противоречит федеральному закону банк должен гарантировать банковскую тайну своих клиентов и корреспондентов.

Ст. 29. За исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством или договором с клиентом, банк не имеет право в одностороннем порядке изменять процентные ставки на кредиты, вклады (депозиты), комиссионные вознаграждения и сроки действия договоров с клиентами.

Ст.31. Банк России устанавливает формы и стандарты правил, по которым банки проводят расчеты и платежи, а при отсутствии таких правил они регулируются по договоренности.

Ст. 32. Банкам запрещено вести согласованные действия и заключать соглашения направленные на монополизацию рынка банковских услуг и на ограничение конкуренции в банковском деле.

Ст. 41. Банк России ведет надзор за деятельностью банков.

Ст. 42. Аудиторская организация ежегодно проверяет деятельность банка. Аудиторское заключение должно быть предоставлено в Банк России.

Ст. 43. Банк обязан предоставить в Банк России отчетность (отчетную документацию) по своей деятельности в порядке, в сроки и в форме которую устанавливает Центральный банк РФ. Банк в открытой печати публикует свой годовой отчет в форме и сроки, которые устанавливает Центральный банк РФ. Достоверность отчета должна быть подтверждена заключением аудиторской организации.

Большое значение для правового обеспечения деятельности коммерческих банков имеет правотворческая деятельность ЦБ РФ. Банк России издает три категории нормативных актов: указания; положения; инструкции. Указания ЦБ РФ: во-первых, устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России;во-вторых, изменяют и дополняют действующие нормативны акты ЦБ РФ; в-третьих, отменяют действующие нормативные акты этого банка.

Положения Банка Россииустанавливают системно связанные между собой правила по вопросам, относящимся к его компетенции.

Инструкции Банка России определяют порядок применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам, находящимся в его компетенции.

Помимо законодательного регулирования банковскую деятельность регулируют стандарты и правила, которые устанавливаются самим банковским сообществом, для обеспечения финансовой устойчивости, снижение вероятности злоупотреблений и обострений в отношениях с клиентами. Такие стандарты и правила носят рекомендательный характер, т.е. необязательный для исполнения банками. Но если такие правила включены и утверждены в составе подзаконных актов Банка России или внутренних правил, положений, инструкций коммерческого банка его руководством, то они становятся обязательными для исполнения. Исполнение или, наоборот, неисполнение, этих требований и стандартов учитывается при установление корреспондентских отношений между банками, и при рейтинговой оценке банков.

Для обеспечения безопасности и эффективности банковской деятельности Базельский комитет по банковскому регулированию в 1997 году распространил письмо«Базовые принципы эффективного надзора за банковской деятельностью». При разработке этих принципов использованы следующие посылки /2, с.178/.

Основной целью надзора является поддержание стабильности и атмосферы доверия в финансовой системе, что ведет к минимизации риска потерь вкладчика и других кредиторов.

Органы надзора способствуют поддержанию рыночной дисциплины посредством поощрения квалифицированного корпоративного руководства и стимулирования рыночной открытости и контроля.

Органы надзора для успешного выполнения своих функций должны обладать оперативной самостоятельностью, иметь возможность сбора соответствующей информации как путем наблюдения и проверок, а также посредством полномочий предавать обязательный характер своим решения.

Органы надзора обязаны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности и добиваться по мере возможности того чтобы банки управляли принимаемыми ими рисками квалифицировано. Эффективный надзор исходит из того, что характер надзора должен соответствовать размеру и характеру рисков, принимаемых на себя отдельными банками, а риски должны оцениваться.

Органы надзора должны убедиться в том, что банк располагает ресурсами, в частности, квалифицированным руководством, достаточным капиталом, эффективными системами контроля и учета соответствующими принятыми ими рисками.

Необходимо тесное сотрудничество между инстанциями, осуществляющими надзорные функции.

Надзор не может и не должен гарантировать, что поднадзорный банк не разорится и др. 

На основании закона, подзаконных актов других источников права осуществляется надзор государственных органов за деятельностью банка. Этот надзор носит внешний характер, может быть непосредственным и пруденциальным.

Пруденциальным называют осторожный и дистанционный контроль, осуществляемый на основании анализа документов предоставляемых проверяемым банком. Такой надзор носит предупредительный характер.

 




double arrow
Сейчас читают про: