Создание коммерческого банка

 

Кредитные организации имеют право осуществлять операции только после их государственной регистрации и получения разрешения на деятельность – лицензии.

За осуществление банковской деятельности без лицензии предусмотрена уголовная ответственность /9,с.71/.

Для государственной регистрации и получения лицензии кредитной организацией она представляет в Банк России следующие документы:

1. заявление с ходатайством о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций;

2. учредительный договор и устав;

3. протокол собрания учредителей;

4. свидетельство об уплате государственной пошлины;

5. копии свидетельства о государственной регистрации и справки об отсутствии задолженности перед бюджетами учредителей – юридических лиц;

6. декларации о доходах учредителей – физических лиц;

7. анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера (заполненные ими собственноручно).

При создании банка необходимо учитывать условия, требования и ограничения на его деятельность.

Основными мотивами создания банка могут быть:

- наличие неудовлетворённой потребности в банковских услугах в данной местности или отрасли;

- наличие свободных денежных средств и предпринимательская инициатива по их использованию.

При создании банка необходимо учитывать несколько групп требований. Первая группа требований – порождаемые внешней социально – экономической средой (спрос на банковские услуги, платежеспособность населения, правовые ограничения и т.д.). Вторая группа-это требования, накладываемые функционированием КБ в составе банковской системы. Третья группа – это требования, формируемые внутренней средой банка (состав учредителей, квалификация персонала, используемые технологии и др.).

Поскольку банк является элементом банковской системы, то он не должен нарушать принципы формирования и функционирования этой системы: управляемости, функциональной полноты, открытости и др.

Организация работы отдельно создаваемого банка должна основываться на следующих принципах:

1) инновационной открытости и ответственности, который подразумевает, что банк должен выступать генератором и лидером в освоении инновационных идей и решений не только в банковской сфере, но и экономике вообще;

2) общей экономической устойчивости, которая трактуется так, что банк не должен снижать устойчивость экономической системы, а должен повышать её;

3) партнёрство с клиентом, которое может находить отражение в правовом характере таких отношений, их обоюдной выгоде и стиле разрешения конфликтов;

4) реинжиниринга технологического уклада, как способности банка постоянно поддерживать в актуальном состоянии организационные формы и технологии работы при изменении этих технологий, общей экономической ситуации и требований клиентов;

5) человеческое отношение к каждому сотруднику на основе уважения и развития интеллектуального потенциала /2, с. 30/.

Невыполнение этих принципов может привести к тому, что проект создания банка изначально будет обречён на неудачу.

Создание банка может иметь такие этапы:

1) исследований и подготовительные работы;

2) государственной регистрации как юридического лица;

3) получения лицензии как разрешения проводить банковские операции;

4) создание организационной структуры, решение вопроса функционирования банка;

5) создание клиентской базы.

Первый этап включает /2, с. 204/:

- определение и оценку потребностей в конкретных банковских услугах;

- формирование состава учредителей;

- определение организационно – правовой формы банка;

- подготовку учредительных документов (устав и учредительный договор).

Основными нормативными актами, которые, используются на этом этапе являются: Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ), Закон “О банках и банковской деятельности”; инструкции, указания, положения ЦБ РФ. Они регламентируют организационно-правовую форму банка, порядок регистрации банка; квалификационные требования к руководству банка; порядок оплаты уставного капитала, минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, порядок приобретения физическими лицами доли (акций) в уставном капитале кредитной организации; порядок оплаты уставного капитала кредитной организацией иностранной валютой; порядок рассмотрения структурными подразделениями центрального аппарата Банка России документов представленных для регистрации, реорганизации кредитной организации и/или получение лицензии на осуществление банковских операций, а также сделок с драгоценными металлами и др.

Отправной точкой подготовительной работы по созданию банка является разработка его концепции. Концепция банка – это набор гипотез относительно желаемого профиля, характера, стиля деятельности коммерческого банка в будущем. Концепция деятельности банка может включать гипотезы по таким вопросам:

- формирования миссии, программного заявления о создании, будущей политики и стратегии деятельности банка;

- определения организационно-правовой формы, размеров уставного капитала и его структуры;

- требования к учредителям и другим участникам процесса создания и функционирования банка;

- сферы, цели деятельности, основные направления и клиентская база банка;

- органы управления и их полномочия, организационная структура, основные требования к персоналу и организация управления, порядок разработки и реализации управленческих решений.

Миссия банка объясняет обществу и экономическим партнерам в чем состоит социально – экономический эффект и польза от деятельности конкретного банка. Известно мнение, что в рыночных условиях сохраняются и достигают успеха только общественно полезные институты. Однако не нужно забывать, что возможны и опасные для общества и экономики инновации.

Поэтому, например, формулировка миссии коммерческого банка «Извлечение прибыли учредителями» не является корректной. Извлечение прибыли является целью работы учредителей, но не может быть миссией коммерческого банка.

Основы стратегии выполнения миссии и будущей деятельности формируется в программном заявлении о создании банка.

В таком программном заявлении должны быть предметно сформулированы этапы, условия, ограничения, критерии выполнения этапов и реализации миссии коммерческого банка.

Коммерческий банк в России может создаваться в трех организационно-правовых формах: акционерное общество (АО); общество с ограниченной ответственностью (ООО); общество с дополнительной ответственностью (ОДО) /2, с.202/.

Выбор организационно – правовой формы влияет на: структуру и компетенцию органов управления; форму и порядок формирования уставного капитала; форму излечения прибыли от деятельности; объем ответственности учредителей за результаты деятельности. Гражданский кодекс РФ гласит, что юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя, а учредитель отвечает в размере доли в уставном капитале (ООО) или в размере пакета акций (АО).

Размер уставного капитала влияет на: возможность получения лицензии; масштабы деятельности; финансовую устойчивость банка. Структура уставного капитала влияет на финансовую устойчивость и на эффективность функционирования банка.

Требования к учредителям и другим участникам особенно важны в условиях современной России в связи с тем, что криминальные способы ведения бизнеса и разрешения конфликтов, а также коррупция получили достаточно широкое распространение. Нужно учитывать, что учредитель не имеет права выйти из состава участников банка в течении 3 лет, а конфликты между учредителями не редки и не всегда разрешаются цивилизованно. Требования к участникам банка формируются с учетом его миссии и предполагаемой стратегии, до того как начнутся реальные переговоры о входе в состав учредителей.

Требования к участникам и ограничения на участие имеют общие количественные и качественные параметры. В настоящее время такие требования отражены в инструкции ЦБ РФ № 75-И.

Количественные требования к составу участников. Для начала рекомендуется включать в состав 5 – 6 учредителей, а при необходимости увеличения капитала можно увеличить число участников до 30 (число участников ООО не может быть более 50 человек). При определении числа участников и их долей необходимо учитывать то, как это скажется на принятии решений.

Качественные требования к участникам (учредителям) банка разделяются на две группы и частично отражены в документах центрального банка. Выдвигаются требования связанные с финансовой устойчивость и наличием достаточных собственных средств необходимых для внесения в уставный капитал вновь создаваемого банка. Юридические лица должны подтвердить балансами свою финансовую устойчивость за 3 последних года, а если учредитель кредитная организация, то она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев. Кроме того, учредители должны отличаться высокой ответственностью в делах, вызывать полное доверие, быть готовы и способны выполнить свои обязательства перед банком. Вносимые в уставный капитал банка средства должны быть «чистыми». Желательно чтобы учредители представляли различные отрасли и сектора экономики и, конечно, финансовый рынок и могли оказать вновь создаваемому банку не только материальную поддержку, но и информационную и методическую поддержку с учетом специфики каждой из отраслей. Как физические, так и юридические лица вошедшие в состав учредителей банка должны быть согласны с его миссией, политикой, стратегией и активно способствовать её претворению в жизнь. Поэтому к участникам банка выдвигаются требования связанные с развитием деятельности, организационной культурой и корпоративным менеджментом. Рекомендуется, чтобы учредитель банка держал свои сбережения в создаваемом банке и способствовал привлечению в клиенты банка своих контрагентов и партнеров по бизнесу и хозяйственной деятельности.

Собственник банка и состав собственников банка не должны вмешиваться в его оперативно- хозяйственную деятельность, пытаясь подменить собой правление.

В процессе разработки уставных документов необходимо уделить внимание вопросам корпоративного управления, которое какэлемент системы управления банкомзанимается взаимоотношением различных категорий собственников, менеджеров и наемных работников, а поэтому влияет на эффективность и риски банка. Нужно учитывать, что интересы собственников и высших менеджеров не всегда совпадают. Собственники чаще всего заинтересованы в увеличении стоимости банка. Менеджмент больше заинтересован в получении высоких зарплат и увеличении личного влияния в банке.

К кандидатам на должности руководителей исполнительных органов кредитной организации предъявляются следующие требования: необходимо иметь высшее экономическое или юридическое образование; опыт руководства отделом или иным подразделением кредитной организации не менее одного года (а при отсутствии специального образования-двух лет); в анкете должно быть указано отсутствие или наличие судимости /2, с. 213/. 

Подготовка к государственной регистрации банка имеет такую последовательность:

-разработка учредительного договора и устава;

-подписание учредительного договора;

-открытие в расчетно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ временного (накопительного) расчетного счета;

-оплату уставного капитала;

-проведение учредительного собрания.

  Подготовка учредительных документов. После определения миссии и стратегии банка, состава учредителей, следует подготовка учредительных документов. Такими документами являются: Учредительный договор; Устав банка.

В учредительном договоре должны быть зафиксированы:

1) обязанности учредителей по созданию банка;

2) организация и порядок участия в создании банка;

3) организационно - правовая форма банка;

4) состав учредителей;

5) порядок и форма внесения взноса в уставный капитал;

6) размер уставного капитала и долевое участие каждого учредителя в этом капитале;

7) состав и размер вкладов, вносимых участниками в Уставный капитал банка, и ответственность учредителей за нарушение данной обязанности;

8) сведения о составе и компетенции органов управления банка, а также о порядке принятия управленческих решений;

9) порядок и условия распределения прибыли между учредителями и покрытии ими убытков, если это предусмотрено законодательством;

10) для ООО необходимо обговорить порядок выхода учредителей из состава;

11) место, порядок рассмотрения спорных вопросов между учредителями и другая информация, не противоречащая законодательству, но позволяющая уточнить специфику банка и взаимоотношений его учредителей.

Особое внимание при этом надо уделить компетенции контрольных подразделений банка, в частности подразделения внутреннего аудита банка и контрольно-ревизионной комиссии.

Устав кредитной организации должен содержать такие данные:

ü фирменное полное и сокращенное наименование, включающее слово «банк» (отражается на титульном листе устава, в специальном пункте текста и на печати банка);

ü место нахождения органов управления;

ü перечень банковских операций и сделок, которые собирается осуществлять банк;

ü сведения о размере уставного капитала и резервного фонда;

ü порядок управления деятельностью;

ü размер вклада, дающего право одного голоса на собрании участников;

ü положения по учету, хранению и передаче документов;

ü порядок реорганизации и ликвидации банка;

ü иные сведения, вытекающие из банковского законодательства, организационно – правовой формы, миссии и особенностей деятельности банка.

После разработки учредительных документов собственно начинается процедура регистрации и лицензирования банка. На основании подписанного учредительного договора Центральный банк РФ открывает учредителям временный накопительный расчетный счет. Деньги вносятся на основании подписных листов.

Каждый учредитель должен внести деньги самостоятельно. При внесении долей запрещается вносить их за другого учредителя или перечислять с текущих, а не расчетных счетов юридического лица являющегося учредителем.

Разрешено частично или полностью формировать уставный капитал за счет валютных взносов для этого валюта перечисляется с валютных счетов учредителей являющихся резидентами России, а если это кредитные организации, то они могут вносить с корреспондентских счетов других банков.

Учредитель не резидент может вносить свой взнос с валютного счета другого банка только после того, как получит разрешение на это от Банка России (требование положения ЦБ РФ № 437 от 23.04.1997 года).

Помимо денежной формы для взноса в уставный капитал могут использоваться облигации и материальные активы, прежде всего здания, помещения в которых может разместиться банк. Не денежный взнос в уставный капитал ограничен 20%, а в пределе может составлять 45% (20% - материальные активы и 25%- облигации федерального займа).

После формирования уставного капитала проводится учредительное собрание и составляется протокол, в котором должны быть отражены ряд обязательных положений.

Протокол общего собрания учредителей.Для утверждения Устава и Учредительного договора коммерческий банк проводит общее собрание его учредителей с составлением протокола. Этот протокол включает: единогласное решение о создании банка; утверждение его наименования, Устава; назначение кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера; избрание ревизионной комиссии; решение об утверждении плана доходов и расходов, прибыли и расчетного баланса; решении об утверждении денежной оценки вкладов учредителей в уставный капитал в виде материальных активов; утверждение образцов штампа банка и печати; назначение лица, которое уполномочено подписывать представляемые в Банк России документы для его государственной регистрации.

К этому протоколу должны быть приложены: свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию (в размере 1% от уставного капитала); нотариально заверенные свидетельства о государственной регистрации учредителей – юридических лиц, а также справки налоговых органов об отсутствии у них задолженности перед бюджетами; декларация о доходах учредителей - физических лиц. 

Вновь создаваемому коммерческому банку могут выдаваться такие виды лицензий:

1. лицензии на ведение банковских операций в рублях (без права привлечения во вклады денег физических лиц);

2. лицензии на ведение банковских операций в рублях и иностранных валютах (без права привлечения во вклады денег физических лиц). Такая лицензия позволяет банку устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным числом иностранных банков;

3. лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (она может быть выдана одновременно с лицензией № 2).

Юридическое лицо, которое без лицензии осуществляет банковские операции, наказывается взысканием всей суммы, полученной в результате проведения данных операций, а так же штрафом в двукратном размере этой суммы. Эти суммы поступают в федеральный бюджет.

Основания для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций определены ст. 16 закона /8/.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям:

ü несоответствие кандидатов, предлагаемых на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера кредитной организации и его заместителей, квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Под несоответствием кандидатов, предлагаемых на указанные должности, этим квалификационным требованиям понимаются:

ü отсутствие у них высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом, иным подразделением кредитной организации, деятельность которых связана с осуществлением банковских операций, либо отсутствие двухлетнего опыта руководства таким отделом, подразделением;

ü наличие судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

ü совершение в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области торговли и финансов, установленного вступившим в законную силу постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

ü наличие в течение двух лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, фактов расторжения с указанными лицами трудового договора (контракта) по инициативе администрации на основаниях, предусмотренных пунктом 2 статьи 254 Кодекса законов о труде Российской Федерации;

ü предъявление в течение трех лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой каждый из указанных кандидатов находился на должности руководителя кредитной организации, требования о замене его в качестве руководителя кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

ü несоответствие деловой репутации указанных кандидатов требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

ü наличие иных оснований, установленных федеральными законами;

ü неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;

ü несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

ü несоответствие деловой репутации кандидатов на должности членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономики.

Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано.

Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Под деловой репутацией в соответствии с настоящей статьей понимается оценка профессиональных и иных качеств лица, позволяющих ему занимать соответствующую должность в органах управления кредитной организации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: