Вопросы для контроля знаний по теме

1. Перечислите основные группы отношений банка с другими банками.

2. Дайте определение понятия «банковская группа».

3. Сформулируйте понятие «банковский холдинг».

4. Определите понятие «существенное влияние».

5. Охарактеризуйте специфику статуса и деятельности управляющей компании банковского холдинга.

6. Перечислите различные варианты маршрутов платежей в банковской системе.

7. Дайте краткую характеристику рынка межбанковских кредитов.

8. Перечислите категории участников рынка межбанковских кредитов.

9. Назовите мотивы установления корреспондентских отношений между банками.

10. Опишите способы установления корреспондентских отношений между банками.

11. Опишите работу банков-диллеров на рынке межбанковских кредитов.

12. Опишите задачи кредитных площадок на рынке межбанковских кредитов.

13. Назовите виды ставок на рынке кредитов.

14. Дайте характеристику различных видов процентных ставок по кредитам.

15. Опишите процедуру формирования ставки ЛИБОР.

 

Организация взаимодействия коммерческого банка

С клиентами.

 

Деятельность банков носит коммерческий характер - ориентирована на получение прибыли. Понятие «прибыль» относится к категории достаточно сложных и может трактоваться в рамках различных подходов. Наиболее распространены экономический и бухгалтерский подход к трактовке прибыли. С бухгалтерской точки зрения прибыль это положительная разница между доходами и расходами коммерческого банка, а отрицательная разница между ними отражает убытки банка.

Источниками доходов могут быть активные и пассивные операции коммерческих банков /2,с.152/.

Доходы от пассивных операций образуются в результате взимания платы за: открытия счетов клиентами; ведение счета (проведение по счету расчетных операций); выдачу и прием наличных денег со счета и др.           

Доходы от активных операцийделят на операционные и прочие (неоперационные) доходы.

Операционные доходы делят на процентные доходы и непроцентные доходы.

Процентные доходы – это полученные в виде процентов за: выданные кредиты; размещенные в коммерческих банках и ЦБ РФ депозиты; полученные по долговым ценным бумагам иных эмитентов; по лизинговым операциям и др.

Непроцентные доходы – это доходы, полученные банком от: валютнообменных операций; операций доверительного управления (траста); долевого участия в деятельности других коммерческих организаций (в частности, дивиденды по акциям); предоставление клиентам сейфов и др.

  Неоперационные (прочие) доходы банка могут иметь место в результате: оказания услуг (информационных, по обучению, консультационных); возмещений за причиненный ущерб (в том числе страховых); доходов от продажи имущества, реализации залогов; поступления сумм списанных как безнадежные долги и возвращенные заемщиком; полученных банком штрафов, пени, неустоек; доходы от положительных курсовых разниц, от переоценки принадлежащих банку ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и др. /2,с. 153/.

Расходы коммерческих банков так же делятся не операционные и прочие (неоперационные).

Операционные расходы – это расходы на обеспечение функционирования банка. Их так же делят на процентные и непроцентные расходы.

Процентные расходы включают: уплаченные банком проценты за привлеченные (в том числе путем выпуска собственных ценных бумаг) денежные ресурсы.

Непроцентные расходы коммерческого банка включают: расходы на заработную плату сотрудникам; представительские, комиссионные, компенсационные расходы; эксплуатационные расходы (расходы на ведение дела: рекламу, аренду, ремонт, расходные материалы и т.п.); расходы на создание резервов для покрытия возможных убытков и др. /2,с. 154/.

Общий подход к управлению прибылью определяется концепцией, стратегией банка, в частности может состоять в стремлении к ее максимизации. Для максимизации прибыли необходимо одновременно максимизировать доходы и минимизировать расходы коммерческого банка. Для этого нужно провести анализ эффективности работы по каждому из направлений и каждому из видов операций, а так же анализ возможности увеличения доходов и сокращения (или исключения) расходов.

Структура и соотношение различных видов доходов и расходов зависят от специализации и стратегии банка. Стратегия банка может включать его стратегии: во-первых,  инновационной и инвестиционной деятельности; во-вторых, стратегии ценовой и неценовой конкуренции при привлечении клиентов.

Стратегия ценовой конкуренции привлечения клиентов предполагает предоставление услуг клиентам по ценам более низким, чем у конкурентов.

Стратегии неценовой конкуренции, неценовых мотивов в привлечении клиентов может заключать в активной инновационной деятельности банка по созданию новых банковских продуктов и услуг, повышении качества услуг.

Понятие «клиенты» может трактоваться и расширительно, а именно как юридические и физические лица, в т.ч. и другие банки (не зависимо от того имеют или не имеют текущие, корреспондентские счета в данном банке), покупающие в данном банке банковские продукты и услуги. При таком подходе всех клиентов банка предлагается разделить на: постоянных (оптовых), имеющих счет в данном банке; случайных (розничных), например, случайно, совершающих валюнообменную операцию в ближайшем к месту возникновения потребности банке. Представляется, что для каждой из выделенных категорий клиентов, банк должен разрабатывать свою маркетинговую стратегию.

В этом параграфе будет рассматриваться организация отношений коммерческого банка с такими категориями клиентов:

ü другими банками, с которыми отсутствуют корреспондентские отношения;

ü юридическими лицами, которые не входят в состав одной корпорации с банком;

ü индивидуальными предпринимателями;

ü физическими лицами.

Фундаментальными для понимания и организации работы банка с рассматриваемыми категориями клиентов являются такие понятия. Главный товар, который продают банки как участники рынка – это банковский продукт. Понятие банковского продукта может рассматриваться с точки зрения банка и его клиента. С точки зрения банка, банковский продукт – это способ, которым банк готов предоставить или предоставляет ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, это упорядоченный внутренне согласованный и чаще всего документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-экономических, информационных, финансовых, юридических и иных действий или процедур, составляющих целостную систему действий сотрудников банка или его отдельных подразделений, связанную с обслуживанием клиента и характеризуются единством и завершённой технологией обслуживания клиентов /2, с. 25/.

В этом контексте понятие «банковский продукт» пересекается с понятием «банковская технология». Банковская технология- это системное объединение способов, технических средств и квалификационных навыков в процессе предоставления банковского продукта. Вместе с тем в теории ценообразования известно, что покупатель (клиент банка) приобретает не товар (банковскую услугу), а его полезность в удовлетворении потребности /26, с. 32/. Поэтому с точки зрения клиента банковский продукт может трактоваться как результат осуществления банковской технологии, удовлетворяющий потребность клиента во-первых, в определенной (важно какой) степени; во-вторых, с конкретными затратами времени и средств.

       Банковская операция – это элемент банковской технологии – представляет собой непосредственные практические действия или упорядоченное внутреннее согласование действий работников банка в процессе обслуживания клиента или оказания ему конкретной заказанной банковской услуги.

       Понятие «банковская услуга» также может иметь несколько толкований. Известно, банковская услуга– это результат банковской операции, её положительный итог или эффект, состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности /2, с.26/. Заметим, что такое толкование приводит к смешению принятых в экономике понятий «товара» и «услуги». Представляется, что ближе к общеэкономическому толкованию было бы такое толкование «Банковская услуга – совокупность операций предающих новое качество конкретному банковскому продукту». При таком подходе, например, интернет - обслуживание, страхование вкладов - это банковские услуги.

Будем считать, что функции конкретного коммерческого банка состоят в создании банковских продуктов, услуг посредством реализации банковских технологий и выполнении банковских операций. При этом роли банков будут проявляться:

Во-первых, социальной сфере - в создании финансово-кредитных продуктов и услуг, создающих условия для появления в России устойчивой и способной к саморазвитию социальной структуры с опорой на средний класс;

 Во-вторых, в экономике - в обеспечении ее доступным кредитом и инвестиционными ресурсами;

В третьих, в банковской системе - в снижении затрат и рисков, повышении качества банковских услуг.

В России юридическим лицам, являющимся коммерческими организациями в банках открываются расчетные счета, а юридическим лицам, не являющимся коммерческими организациями – текущие счета. Кроме того, могут открываться и обслуживаться счета бюджетных организаций, которые обслуживаются и контролируются в специальном режиме /11, с.64/.

Кредит является весьма важным и эффективным элементом товарно-денежных отношений. Посредством кредита происходит перераспределение денежных средств в те области деятельности, где ощущают в них недостаток.

Кредитная деятельность это один из важнейших признаков, которые конституируют само понятие банка. Совершенство организации кредитного процесса может рассматриваться как один из основных показателей работы банка и качества его менеджмента. По мнению аналитиков в настоящее время в России высоко совершенные механизмы кредитования пока отсутствуют. Это является одной из причин, сдерживающих развитие банковской системы и национальной экономики в целом.

Основные понятия банковского кредита определены в Гражданском Кодексе России (ГК РФ). ГК РФ различает понятия займа и кредита, которые близки, но не совпадают. Отмечается, что заем характеризуется следующим:

1) передачей одной стороной, которая даёт заём, другой стороне (заёмщику) денег или вещей в собственность заёмщика, но с условием возврата такой же суммы денег или равного количества, полученных вещей того же рода и качества;

2) заём денег может быть и беспроцентным;

3) в нём могут участвовать любые лица.

Кредит выступает как частный случай отношений займа и характеризуется тем, что в качестве дающей заём стороны выступает только кредитная организация и, прежде всего, банки. Одна сторона передаёт другой стороне только деньги и не в собственность, а лишь во временное пользование. Как правило, передача денег во временное пользование предусматривает выплату процентов, если иное не установлено договором.

       Банковские кредиты могут быть активными и пассивными.

       При активном кредите банк размещает кредитные ресурсы, выдаёт кредит, он является кредитором. Эта операция отражается в активе баланса.

       Пассивный кредит связан с тем, что банк привлекает кредитные ресурсы, выступает заёмщиком денежных средств /2, с.602/. Эта операция отражается в пассиве баланса.

Активные и пассивные операции банка взаимосвязаны, что порождает необходимость совместного управления ими.

       Кредитные отношения охватывают совокупность отношений между банком и его заёмщиком по поводу:

1) предоставления заёмщику определённой суммы денег: если  конкретная цель использования кредита оговаривается, то его называют связанным; если банк передаёт заёмщику некоторую сумму денег, не связывает её использование определённым направлением, в этом случае кредит называют несвязанным;

2) своевременного возврата суммы кредита;

3) получения от заёмщика платы за использование средств, полученных в виде кредита.

Необходимой основой кредитных отношений является доверие между заёмщиком и кредитором /4, с. 167/.

Однако, вместе и одновременно с доверием в сфере кредита действует жёсткое правило «доверяй, но проверяй». Проверки добросовестности и платежеспособности заемщика осуществляются на всех стадиях кредитного договора. Только формальной проверки здесь не достаточно. Предоставление кредита может преследовать различные цели /2, с.602/:

1) увеличение или пополнение оборотного капитала юридического лица, которое может требоваться в следующих случаях: финансирование повышенных сезонных потребностей, временно возросшего количества товарно-материальных ценностей или для уплаты налогов, кредитования непредвиденных повышенных расходов. Кредиты на пополнение оборотных средств организаций, как правило, являются краткосрочными;

2) кредитование производственных затрат, включая реализацию инвестиционных проектов, которые в частности приводят к увеличению капитала и предполагают приобретение движимого и недвижимого имущества, других активов, которые могут быть отнесены к основным активам. Такой кредит может быть долгосрочным и инвестиционным в зависимости от объёма необходимых ресурсов. В таком кредитовании могут участвовать другие банки, а также кредитные небанковские организации. Если в таком кредитовании участвует несколько банков, то при этом образуется банковский пул. Банковский пул - временное объединение банков с целью совместного кредитования инвестиционных проектов;

3) потребительский кредит для удовлетворения бытовых и личных потребностей заёмщика.

Кредит является продуктом деятельности банка, суть которого заключается в том, что, занимаясь кредитованием, банки торгуют денежными ресурсами. Нужно уточнить следующее. Банк может и должен продавать результат, продукт собственной деятельности, поэтому банк не продаёт деньги, которые в значительной степени принадлежат его клиентам, а продаёт право временного пользования этими деньгами.

Классификация кредитов по определённым факторам может быть основой для организации обслуживания клиентов на основании аналогии. Виды кредитов могут быть классифицированы по некоторым факторам. Классификации кредитов достаточно многочисленны. Можно классифицировать кредиты по следующим факторам:

1) по направлению использования средств можно выделить предпринимательские и потребительские кредиты;

2) по свободе использования предоставленных в кредит денежных ресурсов можно выделить связанные (имеющие целевое назначение) и несвязанные кредиты;

3) по наличию обеспечения можно выделить обеспеченные залогом и необеспеченные кредиты;

4) по форме предоставления кредита можно выделить: безналичную форму и налично-денежную форму;

5) по сроку предоставления кредиты делят на категории: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

6) по технике, технологии предоставления выделяют кредиты с фиксированной суммой, с овердрафтом, кредитные линии.

Предпринимательские кредиты используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для увеличения основного и/или оборотного капитала в коммерческой деятельности или производственном процессе с целью извлечения прибыли.

Потребительские кредиты, в которых заёмщиками выступают физические лица, направлены на удовлетворение личных и бытовых потребностей клиентов. В конечном счете, они направлены на ресурсное обеспечение финансирования инвестиций в один из структурных элементов воспроизводственного процесса – труд, рабочую силу определенного качества.

Могут быть выделены следующие виды связанных кредитов:

1) платёжные - предусматривают проведение конкретной коммерческой сделки или удовлетворение временной нужды и могут быть направлены на: оплату платёжных документов клиента; приобретение ценных бумаг; проведение авансовых платежей; перечисление платежей в бюджет, т.е. совершение платежа по поручению заёмщика; заработную плату путем выдачи денег по чеку со ссудного счёта заёмщика;

2) на финансирование производственных затрат в частности: кредитование на создание запасов товарно-материальных ценностей; кредитование текущих производственных затрат; кредитование инвестиционных затрат, включая кредиты на лизинг, франчайзинг и т.п.;

3) на основе учёта векселей, включая операции РЭПО.

Кредитование в безналичной форме может осуществляться:

во-первых, зачислением безналичных денег на соответствующий счёт заёмщика;

во-вторых, кредитованием векселями банка;

в-третьих, в смешанной форме (частично на счёт, частично векселями).

В налично-денежной форме чаще кредитуют физических лиц с выдачей наличных денег через кассу.

По технике предоставления кредита выделяют /2, с. 604/:

ü кредиты с одной суммой;

ü кредиты с овердрафтом, при которых клиенту он же заёмщик, предоставляется право оплачивать со своего счёта больше суммы, чем реально есть у него на определённый момент времени, т.е. имеет на счёте дебетовое сальдо. Размер, сроки и объем овердрафта могут быть оговорены в договоре;

ü открытие кредитной линии. Она может быть простая или не возобновляемая и возобновляемая или револьверная кредитная линия, которая включает онкольную (до востребования) кредитную линию. Онкольная кредитная линия является такой схемой, при которой кредитование ведётся в пределах лимита суммы, которая связана с долговыми обязательствами, например, с векселями заёмщика в рамках согласованного периода времени и с возможностью восстановления лимита кредитования при частичном погашении суммы.

Состав кредитных услуг банка определяется такими факторами: потребностью клиентов; целесообразностью данного вида для банка, определяемой на основе доходности, рисков, обеспечения, существования правовой базы и технологий; состоянием экономики или ее сегментов и прогнозом их развития. К современным видам кредитования относят кредитные линии, контокоррентный кредит, овердрафт, учет векселей, ссуды под залог векселей, авалирование (выдача гарантии за одного из участников обращения векселя) векселей банком, ипотечное кредитование /18, с. 277- 288/.

Контокоррентный кредит – кредит для осуществления платежей, формирования оборотных активов заемщика на возобновляемой основе на протяжении действия срока договора /18, с.279/.

Овердрафт – кредит, который отличается от контокоррентного следующим: во-первых, кредитором может быть не только коммерческие банки, но и Банк России; во-вторых, заемщиками могут быть коммерческие банки или их подразделения (в процессе внутрибанковских расчетов), физические лица; в-третьих, для оформления ссуды не требуется заключение договора; в – четвертых, результаты отражаются на расчетных, текущих или корреспондентских счетах заемщиков, на которых образуется дебетовое сальдо и др. /18,с. 281/.

Учет векселей – это такая форма кредитования векселедержателя банком, которая состоит в досрочном выкупе (учете) векселя.

Ссуда под залог векселей является одной из форм краткосрочного ломбардного кредита, который предоставляется обычно под залог высоколиквидных ценностей /18, с. 285/.

Авалирование векселей банком представляет собой выдачу гарантии за одного из участников обращения векселя, что существенно повышает их надежность и, как следствие, ликвидность. Аваль совершается председателем правления банка или его заместителем и главным бухгалтером.  

Ипотечное кредитование – это форма кредитования с залогом в виде различного вида недвижимости. При таком кредите к недвижимости, предлагаемой в виде залога, применяются такие требования: приемлемость на основе устойчивости потребительских характеристик; достаточность, как способность после реализации покрыть сумму кредита с процентами, а так же косвенные расходы /18,с. 287/. При этом необходимо оценить «чистоту» юридических прав залогодателя на эту недвижимость и ее ликвидность в текущей социально-экономической ситуации. Должна быть проведена оценка этой недвижимости, а параллельно с договором кредитования должен быть заключен договор залога. Наличие залога, как правило, является основанием для снижения процентной ставки по ипотечному кредиту по сравнению с коммерческим кредитом.

Рекомендуют, чтобы сумма кредита составляла около 70% стоимости залога. В мировой банковской практике принято вместо договора залога недвижимости оформлять закладную, т.е. ценную бумагу, которая удостоверяет право кредитора (банка) получить возмещение расходов по ссуде из стоимости заложенной недвижимости при невыполнении условий договора заемщиком /18,с. 291/. 

Во взаимоотношениях кредитора и клиента могут быть форс-мажорные обстоятельства, т.е. обстоятельства непреодолимой силы. Чаще всего такие обстоятельства являются проявлением фундаментальных рисков, т.е. рисков на которые не могут влиять отдельный человек или предприятие. К ним относятся цунами, войны, катаклизмы, революции и т.д.

Специализация кредитных организаций в обслуживании клиентов направлена на предоставление определенного вида банковских услуг, обеспечение финансово-кредитной стороны производства и воспроизводства рыночными способами с учетом специфики деятельности различных сторон денежных отношений.

Специализация находит выражение в разделении функций различных кредитных организаций, что тесно связано со следующими причинами:

1) перечень рыночных денежных операций широк;

2) любая отдельно взятая организация имеет ограниченные возможности: материальные, финансовые, технические, т.п.;

3) необходимость создания конкурентной среды и снижения вероятности злоупотреблений путем законодательных ограничений на совмещение определённых видов деятельности;

4) технико-технологические и квалификационные различия в деятельности банков и иных кредитных организаций.

       Посредничество банка в кредите состоит в размещении и предоставлении денежных средств клиентам. С организационной точки зрения это посредничествовключа ет заключение и исполнение кредитного договора, составленного с учётом ГК РФ.

       Физические лица могут быть клиентами, если они являются дееспособными. Дееспособными признаются лица, достигшие 18 лет и не лишённые дееспособности по суду. В настоящее время предпринимательской деятельностью можно заниматься с момента вступления в брак или по разрешению родителей с 14 лет.

       Юридическое лицо для того чтобы стать клиентом банка  должно быть зарегистрировано в определённом ГК РФ и иными законами России порядке, обладать имуществом, способно совершать сделки, нести ответственность по сделкам, в т.ч. в суде. Обязательным для юридического лица признаком является наличие баланса или самостоятельной сметы.

Организация отношений банка с клиентами законодательно регулируются статьей 30. «Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами» федерального закона «О банках и банковской деятельности». Названная статья устанавливает, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. Для заключения договора клиент представляет в банк устав, свидетельство о регистрации в налоговом органе, нотариально заверенные банковские карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и другие необходимые документы.

В договоре между банком и клиентом должны быть указаны: процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам); стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов; имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей; порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

При заключении договора банковского счёта, банк в обязательном порядке должен ознакомить клиента с условиями проведения расчётно-платёжных операций, способами передачи информации, правилами заполнения расчётных документов с учётом каждого из возможных путей проведения операции.

Клиент имеет право в договоре определить путь, по которому будут проводиться платежи по его поручению. Если такая норма не включена в договор банковского счёта, то маршрут платежей определяет банк или его филиал.

По отношению к клиентам банки могут совершать операции кредитования и расчётные операции. Основными операциями, выполняемыми банками для таких клиентов могут быть названы: принятие и хранение средств на счетах, вкладах (депозитах); выдача кредитов; осуществление платежей и расчетов; операции доверительного управления имуществом (в том числе пакетами ценных бумаг); лизинговые сделки (рассматриваются в параграфе, посвященном финансовым инструментам).

Проведение расчетов между клиентами банков регулируется статьей 31. «Осуществление расчетов кредитной организацией» того же закона. В названной статье 31 сказано, что кредитная организация осуществляет расчеты по правилам, формам и стандартам, установленным Банком России; при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов - по договоренности между собой; при осуществлении международных расчетов - в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в международной банковской практике.

Кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, договором или платежным документом.

В случае несвоевременного или неправильного зачисления на счет или списания со счета клиента денежных средств кредитная организация, Банк России выплачивают проценты на сумму этих средств по ставке рефинансирования Банка России.

Статья 33 регламентирует обеспечение возвратности кредитов. Установлено, что кредиты, предоставляемые банком, могут обеспечиваться залогом недвижимого и движимого имущества, в том числе государственных и иных ценных бумаг, банковскими гарантиями и иными способами, предусмотренными федеральными законами или договором.

Важно, что при нарушении заемщиком обязательств по договору банк вправе досрочно взыскивать предоставленные кредиты и начисленные по ним проценты, если это предусмотрено договором, а также обращать взыскание на заложенное имущество в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 34 определяет процесс объявления должников несостоятельными (банкротами) и погашение задолженности. При этом кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для взыскания задолженности. В том числе, кредитная организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении должников, не исполняющих свои обязательства по погашению задолженности, в установленном федеральными законами порядке.

Статья 36 определяет работу с банковскими вкладами физических лиц. Установлено следующее.

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады могут быть «до востребования» и срочными. Последние называются депозитами и могут содержать ограничения на возможность досрочного закрытия вклада или санкции (чаще всего в виде снижения процентной ставки по вкладу) при досрочном закрытии депозита. Вклады «до востребования» отличают пониженные по отношению к депозитам процентные ставки. 

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России.

Банки обеспечивают сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику. Право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется тем банкам, у которых от даты государственной регистрации прошло не менее двух лет. При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации. При преобразовании банка указанный срок не прерывается.

Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном капитале которых государству принадлежит более 50 процентов голосующих акций (долей), гарантируются государством в порядке, предусмотренном федеральными законами. Для обеспечения полного или частичного (в зависимости от суммы вклада) возврата средств, размещенных клиентами во вклады, создана государственная корпорация страхования вкладов.

Статья 37 того же закона определяет правовой статус вкладчики банка. Установлено, что вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Важно, что вкладчики свободны в выборе банка для размещения во вклады принадлежащих им денежных средств и могут иметь вклады в одном или нескольких банках.

Вкладчики могут распоряжаться вкладами, получать по вкладам доход, совершать безналичные расчеты в соответствии с договором.

       Вопрос проведения расчётов регулируется и законом «О ЦБ РФ». В ст. 80 этого закона сказано: «Банк России является органом регулирующим, координирующим и лицензирующим организацию расчётных, в т.ч. клиринговых систем в России».

       Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчётов. Общий срок безналичных расчётов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, пяти операционных дней в пределах РФ. В тот день, когда банк принял платёжное поручение от клиента, у него возникает обязательство перед этим клиентом своевременно, т.е. в сроки, установленные законом или договором перечислить с корреспондентского счёта или субсчёта, или иных счетов деньги по назначению. При этом клиент должен правильно указать в поручении все необходимые реквизиты, а на его счёте должно быть достаточно средств, необходимых для исполнения его поручения. Если эти условия выполнены, банк должен в тот же день списать средства с его счёта и не позднее следующего дня (если иное не предусмотрено договором) перечислить их со своего корреспондентского счёта или субсчёта, или иных счетов по назначению.

При проведении платежа допускается передача расчётных документов из банка-отправителя платежа в банк-исполнитель платежа, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Это положение касается проведения платежей по корреспондентским счетам, субсчетам банков, их филиалов и по счетам МФР. Первый экземпляр расчётного документа клиента при любом способе передачи информации остаётся в банке-исполнителе платежа и помещается в документы дня и используется для списания средств со счёта клиента.

Банк или филиал, являющийся исполнителем платежа списывает средства с корреспондентского счёта или субсчёта кроме случаев списания средств без распоряжения владельца счёта. Расчёты и операции по счетам МФР проводятся по поручению банка или его филиала на основе приложенного к нему расчётного документа плательщика.

При передаче информации на бумажных носителях банк-отправитель платежа составляет сводное платёжное поручение, к которому прилагаются экземпляры расчётных документов.

При переводе банком или его филиалом средств с корреспондентского счёта ЛОРО по счетам МФР, сводное платёжное поручение банка-отправителя платежа кроме обусловленных реквизитов должно содержать ДПП (дату перечисления платежа). ДПП устанавливается в зависимости от сроков прохождения документов между банками и способов передачи информации. Если операции осуществляются через расчётно-платёжную сеть Банка России, ДПП не указывается. При передаче информации по каналам связи банк-отправитель платежа составляет электронные расчётные документы, которые подписываются аналогом собственноручной подписи и содержат реквизиты, которые необходимы для проведения операций по корреспондентским счетам и субсчетам или счетам МФР при этом также указываются все реквизиты платёжных поручений плательщиков.

Банк-исполнитель платежа направляет банку - отправителю платежа для проведения списания средств с его корреспондентского счёта и операций по счетам МФР выписку со счёта. Бухгалтерские проводки по корреспондентским счетам и субсчетам банка или его филиала и счетам МФР выполняются отдельно для каждого платежа клиента. Банки или его филиалы могут выполнять транзитные платёжные операции через открытие ими корреспондентских счетов и субсчетов других банков и подразделений расчётной сети Банка России или через счета МФР. В этом случае банк-отправитель платежа, выполняющий такую транзитную операцию вправе переоформлять платёжные поручения клиента от своего имени. В процессе расчётов важное значение имеет порядок списания денежных средств, с соответствующих корреспондентских счетов или субсчетов банков или их филиалов (этот вопрос регламентируется положением № 2-П от 12.04.2001 г).

Если сумма средств на счёте достаточна для удовлетворения требования, то они списываются со счёта в течение операционного дня в порядке поступления распоряжений владельца счёта и других документов на списание, если другое не предусмотрено законом или договором. При недостаточности средств на счёте они списываются в очерёдности, установленной законодательством /11,с.65-66/.

В соответствии с концепцией социально-этического мар­кетинга признается, что прогрессивный банк должен прини­мать маркетинговые решения с учетом запросов потребителей, своих собственных потребностей, долговременных интересов потребителей и долговременных интересов банковской системы и общества в целом /17,с.206/.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: