Планирование экскурсий с детьми дошкольного возраста

Ответы МДК 03.03.

Планирование наблюдений для детей старшего дошкольного возраста.

Непременным условием успешного развития и воспитания дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

       Наблюдение лишь тогда верно когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

· Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

· Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

· Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

· Высокая умственная активность и самостоятельность детей

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры.

Методика оценивания результатов обучения дошкольников экологических праздников.

Уровни и показатели сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста

1. Знания

Низкий уровень знаний - неустойчивые представления о некоторых особенностях живого - существенных и несущественных. Относят к живому животных существенным признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по сходным: с живым признакам.

Средний уровень знаний - Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений.

Высокий уровень знаний - Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют свою группу живого в целом.

2. Отношение

Низкий уровень отношений - Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного к другому.

Средний уровень отношений - настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия.

Высокий уровень отношений - сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и растениями. Интерес к познанию живого проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому.

Диагностика сформированности экологической культуры

Задания по ознакомлению с природой

Занятие № 1.

Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования (построения: модели зависимости строения растения от факторов неживой природы).

МАТЕРИАЛ.

6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы (воды и тепла): два набора - «много» воды - жарко; два набора - «много» воды - холодно; два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек: карточки с условными обозначениями частей растения:

корень - стержневой (6 шт., мочковатый (6 шт.)

стебель - обычный (6 шт., утолщенный (6 шт.);

лист - крупный (6 шт., обычный (6 шт., колючка (6 шт.);

ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.

В занятии участвуют 6 детей. Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию. Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы и 2 стрелки). Детям: предлагается рассмотреть свои наборы карточек и назвать, «какие условия на их планетах».

Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными обозначениями частей растений (корень, стебель, лист, разложенные на столе. Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.

ОЦЕНКА.

Показатель - построение модели зависимости строения растений от факторов неживой природы.

Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточку с условным обозначением части растения,

Средний уровень — дети правильно подбирают все 3 карточки с условными обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.

Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с условными обозначениями частей растения и строят модель.

Планирование экскурсий с детьми дошкольного возраста

 Примерная структура экскурсий.

1 Предварительная беседа.

2 Ход экскурсии

¨ дорога к объекту

¨ рассматривание внешнего вида объекта

¨ повторение и знакомство с правилами культуры поведения

¨ рассказ воспитателя

¨ проблемные вопросы

¨ подведение итогов

(получение обратной связи от детей- рисунки, рассказы, схемы, дидактические игры и т.д.)

Условия эффективности экскурсий:

¨ учет возрастных особенностей детей;

¨ благоприятное время для проведения, когда дети дошкольного возраста наиболее энергичны (утренние часы)

¨ непосредственное участие взрослых и детей, искренний интерес к объекту знакомства, наблюдения, изучения.

¨ естественная для ребенка среда жизнедеятельности, ознакомление с ближайшим окружением - «малой родиной», удовлетворение познавательного интереса детей, касающихся социальной и природной сферы микрорайона, отдельных страниц истории и культуры города

¨ продвижение от опыта к знанию.

¨ обязательное соблюдение мер безопасности.

Важнейшим условием эффективности экскурсий является понимание их роли родителями для формирования гражданской позиции, нравственного воспитания. Активное участие родителей, их помощь педагогам в организации и проведении экскурсий обеспечивает целостность педагогического подхода в этой работе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: