Использование основных методов в экологическом образовании дошкольников

    Методы обучения — это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

    В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

    К наглядным методам относятся

    · наблюдение,

    · рассматривание картин,

    · демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

    Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

    Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

    В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

    Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:

    · возрастными возможностями детей,

    · характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

    · Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

 

Нетрадиционные формы экологического образования дошкольников.

    Особый интерес у творческих и ищущих педагогов вызывают нетрадиционные формы обучения. Они дают возможность достигать в работе наиболее значимых результатов. Рассмотрим некоторые из них:

Уроки доброты проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.

Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.

Экологические выставки и экспозиции. Цель: ознакомиться с природными явлениями, недоступными для наблюдения.

Экологический музей. Он является для ребенка настоящей школой природы.

Экскурсии. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии жизни и как природа служит им.

Практическая деятельность детей. Цели: закрепить нормы поведения детей в природе; сформировать понимание разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды во всех ее взаимосвязях.

Экологические тропы. В качестве экологических, можно использовать тропы в парке или на озелененном участке детского сада.

Экологический кружок. Занятия кружка проводится в специально отведенном месте – комнате.

Экологическая акция. Это ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Экологический проект – решение определенных задач в процессе исследования.

Таким образом, нетрадиционные формы - экологические экскурсии, уроки доброты, уроки мышления, экологические кружки, экологические конкурсы, КВН, аукционы, марафоны, викторина «Поле чудес», экологические акции, трудовой десант, зеленый патруль, клуб исследователей природы, лаборатория юного эколога, экологические выставки и экспозиции, экологические праздники и фестивали. Все нетрадиционные формы работы по экологии расширяют поле деятельности творческого, ищущего педагога, предполагают проведение экологических акций, экологических праздников и фестивалей, походов совместно с семьей, трудовых десантов, выставок с использованием природного материала с обязательным включением музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. экологизацию всех видов деятельности ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: