Современные подходы к организации наблюдений

    Первая часть - обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным - таким его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание).

    Вторая часть - анализ обследуемого предмета. Педагог направляет внимание ребенка на особенности предмета. Ребенок должен вычленить части и свойства предмета, понять, что они являются его признаками, и на этой основе сформировать представление о предмете в целом. Выделяя существенные признаки, ребенок учится определять принадлежность предмета к той или иной группе, по характерным признакам, учится отличать его от других однородных предметов. Педагог направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета.

    Третья часть - обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. С этой целью педагог привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под руководством педагога).

IY этап - заключительный.

Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались.

 

Педагогическая оценка сформированности основ экологической культуры как условие повышения качества первоначального экологического образования.

    Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Для того чтобы они правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ее детьми. В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляется решение образовательных и воспитательных задач, которые неразрывно связаны между собой. А именно:

- в умственном воспитании - образование у ребят знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между ними объектами и явлениями природы;

- в сенсорном развитии - совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирование элементарных природоведческих понятий (С.А Веретенникова, 1980г.).

    Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: родителей, педагогов, - пишет Л.А Каменева (Методика ознакомления детей с природой в детском саду./ Под ред. П.Г Саморуковой - М: Просвещение, 1991.- С.З). Она так же утверждает, что ознакомление детей с природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.

    Тенденция к ухудшению экологического состояния нашей планеты и необходимость преодоления экологических проблем породили новое направление в образовании - экологическое.

    Последнее десятилетие XX века ознаменовались выраженным интересом к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Вследствие чего новой областью дошкольной педагогики стало экологическое образование дошкольников. Интерес к этому направлению вызвал всплеск экспериментальной работы в детских образовательных учреждениях, где развернута экспериментальная работа, направленная на поиск путей обновления содержания, технологий построения новых моделей экологического образования. В итоге существуют различные программы экологического образования детей дошкольного возраста. Они решают различные цели, красной нитью которых являются формирование экологической культуры детей дошкольного возраста.

    Так, например, в программе культурно-экологического развития детей дошкольного возраста В.И Ашиков определяет цель - обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. А одной из задач является «заложение основ культурно- экологического сознания как базиса личностной культуры».

    Цель программы по экологическому образованию дошкольников «Наш дом - природа» автора. Н.А Рыжовой состоит в воспитании «с первых лет жизни гуманной, социально- активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ней».Данная программа направлена на формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности.

    Среди педагогических задач автор программы по основам экологии для дошкольников и младших школьников «Планета - наш дом» выделяет:

    - усвоение новой системы экологических знаний;

    - формирование у детей начальных основ системных знаний о живой и неживой природе;

    - овладение нормами и правилами поведения в окружающей среде;

    - формирование не утилитарного, разумного отношения к экосистеме.

    Эта программа органически соединяет задачи формирования системы знаний ребенка о природе с новым взглядом на место и роль человека на Земле.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: