Значение трудовой деятельности в развитии ребенка и формировании предпосылок экологического сознания

    В младшем дошкольном возрасте ещё трудно выделить компоненты экологического сознания и деятельности в природе. Однако воспитатели должны создать условия для общения ребёнка этого возраста с природой и для посильной деятельности (уголки природы в группе, зеленые зоны на участке детского сада, проведение прогулок, занятий с привлечением живой природы и т.п.).

    В младшем дошкольном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру. Например, детям дают задание – очистить участок от опавших листьев. Ребенок набрал листьев в мешочек, положил на плечо: «Я дедушка, дедушка идет». Воспитатель поддерживает игру ребенка: «Иди дедушка еще мешочек набери». Ребенок охотно собирает листья. Тем не менее, при выполнении трудового задания игра не должна вытеснять поставленную трудовую задачу, иначе труд будет нерезультативным.

    Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.

    У детей среднего дошкольного возраста также не сформирована самостоятельная трудовая деятельность, хотя иногда содержание игры приводит к труду. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера. Трудовые процессы, желание трудиться в среднем дошкольном возрасте должны получить поддержку воспитателя.

    В старшем дошкольном возрасте трудовая деятельность приобретает самостоятельность, независимость, инициативность. Внимание детей становится более устойчивым, переключаемым, произвольным; движения быстрыми, ловкими; развивается мелкая моторика рук; повышается работоспособность. Происходит формирование личности ребенка, проявляющееся в самовыражении, самоуважении, личностном росте. В труде ребенок продолжает усваивать многие социальные представления (о справедливости и несправедливости, о доброте, честности, совестливости, трудолюбии и др.).

    На данном этапе формируется внеситуативно-личностное общение. Дошкольник быстро усваивает новые правила и нормы поведения, связанные с организацией труда. В этом возрасте круг общения ребенка достаточно широк, объединения по интересам становятся более устойчивыми. Ребенок проявляет критичность, оценивая свою деятельность и деятельность других. Ребенок активно обменивается информацией. У него формируется умение планировать деятельность, распределять функции.

    Ребенок ощущает свою значимость, стремясь к настоящему трудному делу, к постоянной занятости чем-либо. Для него становится особенно важным результат труда. Именно в труде начинают ярче раскрываться склонности, способности, умения и стремления ребенка.

    Одним из условий воспитания экологической культуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Этому должны способствовать организация и проведение наблюдения, детского экспериментирования, опытническая работа.

 

Методики знакомства с растительным миром, с сезонными изменениями в природе на экскурсиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: