Примерный план анализа стихотворения для 5 класса

План анализа стихотворения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения./ Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста/.

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб U┴

Хорей ┴U

Анапест UU┴

Амфибрахий U┴U

Дактиль ┴UU

Дольник

Верлибр / свободный или белый стих/

Акцентный стих.

┴-ударный слог; U-безударный слог; UU-пиррихий, /т.е. пропуск ударения в двусложном размере/.

 

Б) Значимые перебои ритма, они несут смысловую нагрузку, помогают передать интонацию, настроение автора, создают мелодию:

О как на склоне наших дней 8 слогов

Нежней мы любим и суеверней… 10 слогов, перебой ритма

Сияй, сияй прощальный свет 8 слогов

Любви последней, зари вечерней 10 слогов, перебой ритма

 

В) Рифмы

Смежная/парная/ААВВ

Перекрёстная АВАВ

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

Г) Анафоры /одинаковое начало строчек/- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.

Д) Переносы. Значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент:

Знали бы вы,

Ближний и дальний,

Как головы

Собственной жаль мне-

Бога в орде!

Степь, каземат-

Рай – это где

Не говорят!

 

Е) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

4) Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5) Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную

- литературную, книжную

- публицистическую

- архаизмы, устаревшие слова

неологизмы, слова, созданные автором / «громокипящий кубок»/

 

6) Образ лирического героя, как он соотносится с образом автора:

- сам автор

- рассказ от лица персонажа

 

- автор играет какую-то роль /«поэтический театр» Цветаевой/.

 

Стихотворение Материалы к сочинению
Тютчев Ф. И. «Неохотно и несмело…»                   Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.
Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля — Чу! за тучей прогремело, Принахмурилась земля.   Ветра теплого порывы — Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой.   Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил ее края.   Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Все сердитей и смелей...   Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля, И в сиянье потонула Вся смятенная земля.   «Пересказ своими словами» Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.   Настроение. Восторг от грозы. Поэт восхищается.   Изобразительно-выразительные средства. Эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная». Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…» Сравнение: «вихрем пыль летит с полей». Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя» Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж. Образы солнца и земли, образы молнии, грома. Особенность – много глаголов, передающих действие, движение. Тема и основная мысль. Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя. Мои чувства. Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.  

 

 

Словарь настроений

Позитивное настроение негативное
торжественное; восторженное; очарованное; радостное; радужное; веселое; светлое; восхищается; восторгается; восторженно- радостное; легкое; светлое; нежное; игривое; умиротворенное; теплое; спокойное. приподнятое печалится жалеет о … сожалеет о… поэту жаль … переживает за … негодует расстроен поэту больно от …, с болью в сердце пишет о… грустно, с грустью говорит о… сердито тоскует по … с волнением говорит о… испытывает чувство горечи  

 

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

 

 

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: