Свободный танец Айседоры Дункан

Это те системы, которые имеют свою историю, свой эстетический модуль, свою технику, свою методику подготовки исполнителей, свой язык движений.

 

Своё развитие, как самостоятельное направление современный танец (модерн и джаз модерн танец) стал получать только в XX веке.  

Из истории развития джаз модерн танца было выявлено два направления: 

Афроамериканский джазовый танец и

Свободный танец Айседоры Дункан 

 

1. Джаз это воплощение эмоций, ощущений. Результат столетней эволюции игры на ударных инструментах негритянских племён. На далёкой периферии западной цивилизации и скрытой от городского мира на протяжении нескольких столетий шло формирование своеобразного искусства. Подобного, которому нет ни в одной другой точке земного шара. Музыка, первоначально вывезенная невольниками из Африки, дала неожиданные ростки в Северном Новом Свете и породила неведомые ранее виды, получившие обобщённое название «афроамериканская музыка». 

Только в 70-е годах прошлого века негритянские спиричуэлы, пробудили сознание того, что в чёрной среде США развивается своеобразное искусство. Этот пласт современной культуры, проложил новые пути, выражающие некоторые важные духовные устремления нашей эпохи. Мелодика, ритм, полиметрия объясняют свежесть, новизну, богатство джаз модерн танца. 

Джаз танец совпадает с тенденцией психологии XXI века – к радикальному обновлению выразительных средств по сравнению с эпохой романтизма и классицизма. В последние годы наблюдается всё больше смешенных танцевальных техник. 

 

 

Первым педагогом и хореографом, объединившим в своём творчестве технику модерн и джазового танца, был Джек Коул. Его система, так называемая хинди-джаз, объединила технику изоляции «чёрного» танца, движения индийского фольклорного танца и достижения «Денишоун» - первой школы танца модерн. 

 

Джек Коул. На занятии.1966 г.

В 60 – е годы XX столетия происходит взрыв интереса к модерн джаз танцу и в Западной Европе. Здесь же проходят первые семинары американских педагогов. В настоящее время, помимо модерн – джаз танца как базовой техники, можно выделить следующие направления: мюзикл-джаз, классический джаз, афроджаз, флэш, стрит, блюз-джаз (лирический джаз), фанк. Джазовый танец используется в шоу, ревю, в мюзиклах и кинематографии, варьете и драматических спектаклях. Джазовый танец стал второй системой (после классического балета) танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой и главное, школой.

 

Мюзикл-джаз «Чикаго».

 

 

                                                                               К лассический джаз.

 

Афроджаз.

 

 

Стрит.

 

 

Блюз-джаз.

 

 

Джаз-фанк.

 

2. Танец модерн возник в начале XX века как техника, противопоставляемая классическому балету, если в балете существовали жесткие каноны и не менее жесткая иерархия, то модерн был основан на философии индивидуальностей, это отвергавших и в первую очередь как авторский танец.  

Создатели танца модерн – Айседора Дункан, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Тед Шоун, Элен Тамарис. В дальнейшем каждый из этих хореографов и исполнителей создал собственную школу и технику. 

В танце модерн существенным является попытка выстроить связь между формой танца и внутренним состоянием исполнителя. В конце XIX, начале XX века создавались теории танца и движения. Эти теории основывались на колоссальной волне «свободы тела», появившейся с конца XX века и продолжавшейся вплоть до 20-х годов в Америке, Германии и позже во Франции. Теоретик «телесного выражения» Франсуа Дельсарт, определил равенство трёх языков:

«чувственный» его органом является голос,

«эллиптический», который передаётся через жесты,

«философский», который выражается членораздельными словами.

Таким образом, Дельсарт установил точную шкалу функционирования каждой части тела в её связи с эмоциями. 

Эмиль Жак Далькроз разработал теорию связи движения и ритма. Влияние Далькроза во многом сказалось на творчестве Дункан, Сен-Дениз и других основателей танца модерн. Среди учеников Далькроза были те, кто впоследствии стали яркими представителями «немецкой школы» современного танца – Мэри Вигман, Грэт Палукка, Мари Рамбер. 

Поиски Дельсарт продолжил Штайнер, создатель эвритмии («зримой речи», «видимого пения»). Основа музыкальной эвритмии – образное переживание отдельных звуков и тонов, выраженное движением в пространстве. 

Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма в Германии, а затем и в Европе, был Рудольф фон Лабан. Лабан освободил движения от формальных ограничений – стилистической принадлежности, музыки, сценического пространства. Он предложил универсальную теорию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическодинамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, время, сила (энергия) – три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения.  

По теории Лабана все движения можно разделить на пять основных групп:

1.передвижение,

2.состояние покоя,

3.жестикуляция,

4.элевация,

5. вращения.

 

Рудольф фон Лабан с танцевальной труппой. Германия, 30-е годы

 

Лабан известен тем, что в 1928 году изобрел универсальный способ записи движений при помощи несложных рисунков — лабанотацию. Лабанотацию в балете использовали много лет — пока не появилась возможность разучивать движения по видеозаписям. Вот так выглядит танец, записанный по системе Лабана. 

 

 

 

В 1921 году Лабан становится директором Национального балета Германии и собственной школы, которая открыла новую эпоху в немецком танце модерн. Наиболее известными учениками были танцовщики и хореографы Мэри Вигман и Курт Йосс. 

Мэри Вигман создавала хореографические произведения, в которых использовались основные постулаты системы Лабана. Форма хореографии у Вигман тесно связана с понятием пространства. Вигман полагала, что танец может выражать не только эмоции, но и полную внутреннюю жизнь человечества. Вигман чуть позже войдет в историю как родоначальница экспрессивного танца — Вигман первой придет в голову отказаться от танцевальных движений, традиционно считавшихся «красивыми».

 

Мэри Вигман.

 

Ещё один ученик Лабана Курт Йосс пытался в своём творчестве использовать достижения классического балета и соединить его технику с основами системы Лабана. «Пионерами» в области сценического американского танца модерн стали яркие и талантливые исполнители: Лой Фуллер, Рут Сен-Денис, Тед Шоун, Айседора Дункан

Лои Фуллер — первая, кто догадался добавить в выступления работу с тканью и светом: в те времена, когда она выступала в парижском кабаре «Фоли Бержер», ее коронным номером был танец «Серпантин» с двумя огромными белыми покрывалами.

 

Лои Фуллер.

 

 

Айседора Дункан использовала все возможности движения, и повседневные движения: шаги, прыжки, простые повороты. Танцевала босая, в свободной тунике, напоминавшей древнегреческую. Дункан в своём танце, не демонстрировала, какой либо техники. «Танец будущего», создать который стремилась Дункан, должен был помочь людям стать здоровыми и красивыми, вернуть утраченную гармонию, восстановить естественные связи человека с природой. Танец «великой босоножки» воспринимался как танец свободный, он не подчинялся нормам и канонам, ничего не заимствовал у привычных пластических форм. Она указала путь тем, кто искал нетрадиционных форм телесной выразительности.

 

Айседора Дункан

 

Поиски в области нового танца продолжили супруги Рут Сен-Денис и Тэд Шоун. Благодаря совместной работе Сен-Денис и Шоуна в 1915 году в Америке была открыта первая школа танца модерн «Денишоун», название которой на долгие годы стало символом профессионального танца модерн.  

Сен-Дени, увлеченная культурой Востока, относилась к танцу как к ритуалу или духовной практике. Шоун же изобрел танцевальную технику для мужчин — тем самым разрушив все предубеждения о танцовщиках. В «Денишоун» учебный план был крайне разнообразным — и даже эклектичным: йога, балет, этнические стили, религия, философия, принципы Дельсарта и многое другое.

В школе преподавались различные виды танца – восточные, классические, характерный, бальный, испанский и стиль, разработанный для себя Шоуном. Эта школа создала американский танец модерн и воспитала таких «звёзд» этого направления, как Марта Грэхем, Дорис Хэмфри и Чарльз Вейдман.

 

Занятия в школе Денишоун.

 

  Основоположниками танца модерн в США считаются Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Чарльз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою школу подготовки танцовщиков. 

Марта Грэхем стремилась создать драматически насыщенный танец, способный передать весь комплекс человеческих переживаний, использовала сюжеты античной и библейской мифологии. 

Хореограф, танцовщица, режиссер, художник по костюмам — все это про нее. Вдохновение она искала в мифологии Древней Греции. Грэм больше интересовали истории героинь второго плана, о судьбе которых в литературе принято было не задумываться: к примеру, Клитемнестра, мать-предательница из мифа об Оресте и Электре.

Наследие Марты Грэм живо: до сих пор существует труппа Martha Graham Dance Company, а артисты из поколения в поколение пытаются постичь разработанную ею технику «сжатие-расслабление». Суть ее в том, что, если верить Грэм, физика движения подчинена дыханию — и анатомическим изменениям при дыхательном процессе. 

 

Марта Грэм выступает на крыше. Бостон, 20-е годы

 

Стиль Дорис Хемфри основывался на падениях и сохранениях равновесия, она использовала ритм дыхания для движения вверх и вниз, подобно волнам океана.

 

Дорис Хемфри

 

Мерс Кеннингхэм был духовным «отцом» авангарда. Он был одним из тех, кто пошёл своей дорогой и основал свою систему танца. «Основополагающая идея – та, из которой проистекают все остальные – касалась содержания танца. Танец не должен был иметь никакого сюжета, не должен ни о чём повествовать. Более того, танец не должен также ничего выражать. Содержанием танца должен быть сам танец». Кеннингхэм считал, что основная задача балетмейстера – создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и своё движение.

 

 

Мерс Каннингем. Нью-Йорк, 1975 год

 

Мерс Каннингем, который шесть лет был солистом труппы Марты Грэм, построил мостик от танца модерн к современной хореографии, изменил сам танец и отношение к нему. Каннингем стал первым во многом: абстракция, сочинение без цели, отрицание необходимости рассказывать историю, независимость танца от музыки, уничтожение иерархии между танцорами — вот лишь некоторые его принципы. Именно Каннингем, к слову, одним из первых начал интегрировать компьютерные технологии в хореографию.

С подачи Мерса Каннингема началась эпоха перформансов — не требующих ни костюмов, ни сценического света. Правила и ограничения были отринуты. Любые идеи могли быть осуществлены, импровизация стала важнейшим инструментом в работе над перформансом, а любое движение тела могло стать танцем. 

Чтобы перечислить всех представителей постмодерна, нужна отдельная статья —  но есть имена, которые стоит запомнить. Одно из них — Триша Браун: она первой стала показывать свою хореографию в альтернативных пространствах (например, на улице и на крышах), а ее постановка «Человек, спускающийся по стене», в которой люди — сюрприз! — ходили по стенам, дала начало мощной серии экспериментов в области танца.

 

Триша Браун

 

В 50-е годы танец модерн вводится в качестве учебной дисциплины во многие колледжи и университеты США. Свой вклад в развитие современного танца внесли Пол Тейлор, Алвин Эйли, Триша Браун, Твайла Тарп.

 

Алвин Эйли, 1961 год

 

На развитие европейского современного танца в начале XX века огромное влияние оказали деголлевские сезоны и те новации, которые внесли в искусство танца русские хореографы: Фокин, Нижинский, Нижинская, Мясин, Лифарь и другие. Эти хореографы экспериментировали в области классического танца, и это направление носит название «неоклассика». Многие известные балетмейстеры и хореографы М.Бежар, Р.Пети, И. Килиан, Д. Кранко, Д. Ноймайер и др. в своём творчестве отталкиваются от традиций классического балета, талантливо сочетая классику с модерном, народным танцем и другими направлениями танца. Европейский танец модерн, как направление стал развиваться после войны, и практически был импортирован либо из США, либо из Германии

 

 

Чтобы не запутать вас, мы нарисовали схему: кто на кого повлиял в мире современного танца  

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: