Кафедра дошкольного образования и педагогики
Дисциплина «Теория и методика взаимодействия ДОУ с семьей»
Бутвина О.Ю.
Апреля 2020
Время: 13.10-14.40 и 14.50-16-20, группа ЗДО-1-16, ЗДО-2-16.
Практическое занятие на тему: «Формы работы с родителями».
Время: 2 часа на каждую группу.
Вопросы для обсуждения:
1. Познавательные формы взаимодействия с родителями
2. Информационно-аналитические формы взаимодействия
3. Нетрадиционные формы
Задания:
1. Раскройте тему для работы клуба для родителей (на выбор студента)
2. Составьте анкету с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Тема на выбор студента.
Рекомендуемая литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М., 1996.
2. Данилина Т.А., Степина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей: Пособие для практических работников ДОУ. М., 2004.
|
|
3. Солодянкша О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. М., 2004.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2001.
1.Познавательные формы взаимодействия с родителями.
Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
1.Общее родительское собрание. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
2.Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
3.Родительская конференция или коученг. Это - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
4.Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
5.Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности, педагога, психолога, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского комитета.
6.Групповые собрания родителей. это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).
|
|
7.«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания (Сценарий круглого стола «Что мешает ребёнку развиваться?»)
8.Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДУЗ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.
9.Открытые занятия с детьми в ДУЗ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДУЗ.
10.«Дни открытых дверей».
11.Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДУЗ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДУЗ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
12. Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
13.Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
14.Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
15.«Родительский университет». Для того чтобы работа «Родительского университета» была более продуктивной, дошкольному учреждению деятельность с родителями можно организовать на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном.
16.Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
17.Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?» (Деловая игра «Психологическая готовность ребёнка к школе»).
18.Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины. (Тренинг «Социально-эмоциональное развитие детей»).
19.Попечительский совет. Одной из новых форм работы с родителями, являющийся коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДУЗ.
|
|
20.Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.
21.Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.). К группе познавательных - относятся и индивидуальные формы взаимодействия с родителями. Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.
22.Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
23. Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке24. Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.
25. Индивидуальные блокноты,куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.
26. Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
27. Доброволец. У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.
2.Информационно-аналитические формы взаимодействия.
1.Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДУЗ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами.
Письменные формы взаимодействия с родителями. Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями.
|
|
1.Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
2.Пособия.Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
3.Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
4.Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.
5.Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.
6.Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду
7.Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
8.Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
9.Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.
3.Нетрадиционные формы.
| ||
Информационно- аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических опросов Анкеты Индивидуальные беседы Картотеки «Педагогическая копилка Переписка по электронной почте |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у роди- телей практических навыков воспитания детей | –Семинары-практикумы –Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме –Мини-собрания –Педагогическая гостиная –Устные педагогические журналы –Исследовательская, проектная деятельность –Интернет-журнал |
Досуговые | Установление эмоцио- нального контакта между педагогами, родителями, детьми | –Совместные досуги, праздники –Интерактивные досуговые мероприятия –Выставки работ родителей и детей –Семинары –Мастер-классы –Дни добрых дел –Турниры знатоков –КВН |
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей | –Буклеты –Электронные газеты –Дни (недели) открытых дверей –Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей –Выпуск стенгазет –Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности –Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду |