Отечественное понимание гипердинамического синдрома в онтогенетическом аспекте

Константин Юрьевич Ретюнский

ИССЛЕДОВАНИЕ РАПРОСТРАНЕННОСТИ ММД СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГА

2006-2007гг, К.Ю. Ретюнский и Т.С. Петренко

1487 учащихся 1-4 классов из 9 школ Екатеринбурга

Применялся структурированный опросник для родителей (проф. Заваденко, 2004г)

Анкета из 75 вопросов по разделам:

· Церебрастенические симптомы

· Психосоматические нарушения

· Тревожность, страхи, навязчивости

· Двигательные нарушения (гиперактивность)

· Нарушения устной речи

· Нарушение внимания

· Эмоционально-волевые нарушения

· Нарушения поведения

· Агрессивность и реакции оппозиции

· Трудности школьного обучения

· Нарушение чтения и письма

В структуре нарушений было выявлено:

Ø Нарушение чтения и письма – 59,90%

Ø Трудности школьного обучения – 46, 75%

Ø Агрессивность – 27,69%

Ø Нарушения поведения – 52,75%

Ø Эмоционально-волевые нарушения – 47,82%

Ø Нарушение внимания – 62,20%

Ø Нарушения устной речи – 42,73%

Ø Гиперактивность (двигательный нарушения) – 52,34%

Ø Тревожность – 25,80%

Ø Психосоматика – 33,94%

Ø Церебрастенические симптомы – 62,28%

У 72,5% школьников были выявлены различные проявления ММД. 38,2% школьников с когнитивным, поведенческим, эмоционально-личностным вариантом школьной дезадаптации.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СДВГ

1.СДВГ является одной из самых актуальных и спорных проблем детской психиатрии, вокруг которой не прекращаются дискуссии.

2.Главным предметом спора является:

· Вероятная гипердиагностика СДВГ

· Недостаточное понимание механизмов возникновения нарушения

· Несовершенство имеющихся методов диагностики и лечения

· Использование психостимуляторов в детской практике

НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ СДВГ

1.Маргинальные теории, отрицающие как аномальность поведения ребенка, так и факт существования расстройства

· «Теория охотника и фермера»

· «Теория нейромногообразия»

2.Критики не имеют отношения к клинической практике, выражая общественные и философские взгляды.

СДВГ – КЛИНИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

СДВГ представляет собой четкое клиническое состояние, описываемое определенными генетическими, природными, нейробиологическими и демографическими факторами.

НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОПРОСА

1902г – G.F.Still проанализировал 43 случая нарушения внимания, гиперактивности, импульсивного поведения у детей, объяснив поведение генетическим изъяном, перинатальной патологией (биологическая основа), а не дурным воспитанием.

1950-60гг – концепция минимальной мозговой дисфункции с признаками гиперактивности (S.R.Paine, R.J. Schain)

1970г – E. Lofer, J. Werry, R. Sprug – замена диагноза «ММД» на психиатрический диагноз «гиперкинетический синдром (гиперактивность)» (DSM-II)

1971г – P. Wender окончательно формулирует признаки ММД с синдромом гиперактивности:

Ø Сниженное внимание и когнитивная дисфункция

Ø Патологическая двигательная активность

Ø Нарушения обучения

Ø Слабый контроль импульсивной активности и эмоций, как следствие, проблемы межличностного общения

1950-1970гг – СССР – гипердинамический синдром в рамках ММД

1955г – Г.Е. Сухарева – «бестормозный тип психопатоподобного синдрома»

Гиперактивность – отражает процесс, при котором играют роль эндогенные, экзогенные факторы, биологические и социальные факторы, локализация органического поражения г.м.

1969 – 1979гг – В.В. Ковалев – астено-гипердинамический синдром в рамках резидуально-органического психосиндрома.

Выдающиеся советские профессора: С.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Н.Е. Буторина, Л.О. Бадалян.

1990г – СДВГ – нарушение саморегуляции с изменением когнитивной функции, дефицитом внимания, нарушением рабочей памяти и исполнительных функций

2008г – подтверждено повреждение структур и функций мозга при СДВГ.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СДВГ

СДВГ – хроническое психическое расстройство, обусловленное нарушением нейронального развития у детей и характеризующееся нарушением концентрационной функции внимания, гиперактивностью и импульсивностью. (Эмили Симонов, Великобритания)

· Нет способа лечения

· Дети «перерастают», либо адаптируются во взрослой жизни.

Серьезные осложнения:

· Недостаточный уровень развития школьных навыков

· Школьная дезадаптация

· Нарушения поведения

· Формирование зависимости от ПАВ

СТРЕЛЫ КРИТИКИ

1.Диагностика исключительно клиническая (нет лабораторных, нейровизуализационных подтверждений)

2.Частая смена критериев диагностики

3.Нет эффективных терапевтических способов, терапия длительная.

4.Применение психостимуляторов

5.Частота выявляемости в разных странах варьирует

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Внимание – направленность и сосредоточенность на каком-то объекте при одновременном отвлечении от других.

Основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.

Отвлекаемость – расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действии внешних раздражителей

· Рассеянность

· Чрезмерная подвижность

· Инертность

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормативы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих.

Признак слабости нервной системы с быстрым переутомлением.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ

Импульсивность – недостаток контроля поведения детей в ответ на конкретные требования окружающей среды.

Клиническая характеристика:

Ø Быстрая реакция на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, с неадекватной оценкой требования задания

Ø Небрежность, невнимательность, беспечность и легкомысленность

Ø Игнорирование потенциально негативных, вредных или разрушительных (опасных) последствий (ситуации, поступки)

Ø Необоснованный, ненужный риск ради проявлений смелости, каприз перед сверстниками с несчастными случаями.

 

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Ø Дети не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невниманием к деталям

Ø Нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру

Ø Часто не слушают то, что им говорят

Ø Не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных (иных) заданий (но не вследствие оппозиционного поведения или непонимания инструкции)

Ø Не в состоянии правильно организовать свою работу

Ø Избегают нелюбимую работу, требующую усидчивости

Ø Часто теряют предметы, важные для выполнения заданий (письменные принадлежности), книги, игрушки, инструменты

Ø Отвлекаемы внешними стимулами

Ø Часто забывчивы в повседневной деятельности

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Ø Дети часто размахивают руками и ногами, вертятся на сиденьях

Ø Покидают свое место в классной комнате или других ситуациях, требующих усидчивости

Ø Бегают вокруг, куда-либо карабкаются в неадекватной ситуации

Ø Не способны к тихому времяпрепровождению, часто чрезмерно шумны в играх

Ø Демонстрируют стойкий рисунок излишней двигательной активности, неконтролируемой социальным контекстом или запретом

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ

Ø Часто выскакивают с ответом, не дослушав до конца

Ø Часто не могут дождаться своей очереди в играх или игровых ситуациях

Ø Часто перебивают или мешают другим, вмешиваясь в разговор или игру

Ø Часто излишне многословны, не реагируя адекватно на социальные ограничения

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ГИПЕРДИНАМИЧЕСКОГО СИНДРОМА В ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Возрастные периоды нервно-психического реагирования: (В.В.Ковалев, 1971)

Соматовегетативный период (с 0 до 3 лет) → I критический период → Психомоторный период (с 3 до 10 лет) → II критический период → Аффективный период (с 7 до 12 лет) → III критический период → Эмоционально-идеаторный период (с 12 до 16 лет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: