Константин Юрьевич Ретюнский
ИССЛЕДОВАНИЕ РАПРОСТРАНЕННОСТИ ММД СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГА
2006-2007гг, К.Ю. Ретюнский и Т.С. Петренко
1487 учащихся 1-4 классов из 9 школ Екатеринбурга
Применялся структурированный опросник для родителей (проф. Заваденко, 2004г)
Анкета из 75 вопросов по разделам:
· Церебрастенические симптомы
· Психосоматические нарушения
· Тревожность, страхи, навязчивости
· Двигательные нарушения (гиперактивность)
· Нарушения устной речи
· Нарушение внимания
· Эмоционально-волевые нарушения
· Нарушения поведения
· Агрессивность и реакции оппозиции
· Трудности школьного обучения
· Нарушение чтения и письма
В структуре нарушений было выявлено:
Ø Нарушение чтения и письма – 59,90%
Ø Трудности школьного обучения – 46, 75%
Ø Агрессивность – 27,69%
Ø Нарушения поведения – 52,75%
Ø Эмоционально-волевые нарушения – 47,82%
Ø Нарушение внимания – 62,20%
Ø Нарушения устной речи – 42,73%
|
|
Ø Гиперактивность (двигательный нарушения) – 52,34%
Ø Тревожность – 25,80%
Ø Психосоматика – 33,94%
Ø Церебрастенические симптомы – 62,28%
У 72,5% школьников были выявлены различные проявления ММД. 38,2% школьников с когнитивным, поведенческим, эмоционально-личностным вариантом школьной дезадаптации.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ СДВГ
1.СДВГ является одной из самых актуальных и спорных проблем детской психиатрии, вокруг которой не прекращаются дискуссии.
2.Главным предметом спора является:
· Вероятная гипердиагностика СДВГ
· Недостаточное понимание механизмов возникновения нарушения
· Несовершенство имеющихся методов диагностики и лечения
· Использование психостимуляторов в детской практике
НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ СДВГ
1.Маргинальные теории, отрицающие как аномальность поведения ребенка, так и факт существования расстройства
· «Теория охотника и фермера»
· «Теория нейромногообразия»
2.Критики не имеют отношения к клинической практике, выражая общественные и философские взгляды.
СДВГ – КЛИНИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
СДВГ представляет собой четкое клиническое состояние, описываемое определенными генетическими, природными, нейробиологическими и демографическими факторами.
НЕМНОГО ОБ ИСТОРИИ ВОПРОСА
1902г – G.F.Still проанализировал 43 случая нарушения внимания, гиперактивности, импульсивного поведения у детей, объяснив поведение генетическим изъяном, перинатальной патологией (биологическая основа), а не дурным воспитанием.
1950-60гг – концепция минимальной мозговой дисфункции с признаками гиперактивности (S.R.Paine, R.J. Schain)
|
|
1970г – E. Lofer, J. Werry, R. Sprug – замена диагноза «ММД» на психиатрический диагноз «гиперкинетический синдром (гиперактивность)» (DSM-II)
1971г – P. Wender окончательно формулирует признаки ММД с синдромом гиперактивности:
Ø Сниженное внимание и когнитивная дисфункция
Ø Патологическая двигательная активность
Ø Нарушения обучения
Ø Слабый контроль импульсивной активности и эмоций, как следствие, проблемы межличностного общения
1950-1970гг – СССР – гипердинамический синдром в рамках ММД
1955г – Г.Е. Сухарева – «бестормозный тип психопатоподобного синдрома»
Гиперактивность – отражает процесс, при котором играют роль эндогенные, экзогенные факторы, биологические и социальные факторы, локализация органического поражения г.м.
1969 – 1979гг – В.В. Ковалев – астено-гипердинамический синдром в рамках резидуально-органического психосиндрома.
Выдающиеся советские профессора: С.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, Н.Е. Буторина, Л.О. Бадалян.
1990г – СДВГ – нарушение саморегуляции с изменением когнитивной функции, дефицитом внимания, нарушением рабочей памяти и исполнительных функций
2008г – подтверждено повреждение структур и функций мозга при СДВГ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СДВГ
СДВГ – хроническое психическое расстройство, обусловленное нарушением нейронального развития у детей и характеризующееся нарушением концентрационной функции внимания, гиперактивностью и импульсивностью. (Эмили Симонов, Великобритания)
· Нет способа лечения
· Дети «перерастают», либо адаптируются во взрослой жизни.
Серьезные осложнения:
· Недостаточный уровень развития школьных навыков
· Школьная дезадаптация
· Нарушения поведения
· Формирование зависимости от ПАВ
СТРЕЛЫ КРИТИКИ
1.Диагностика исключительно клиническая (нет лабораторных, нейровизуализационных подтверждений)
2.Частая смена критериев диагностики
3.Нет эффективных терапевтических способов, терапия длительная.
4.Применение психостимуляторов
5.Частота выявляемости в разных странах варьирует
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Внимание – направленность и сосредоточенность на каком-то объекте при одновременном отвлечении от других.
Основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение, объем.
Отвлекаемость – расстройство внимания, характеризующееся его быстрым переключением на новые объекты при возникновении случайных ассоциаций или действии внешних раздражителей
· Рассеянность
· Чрезмерная подвижность
· Инертность
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Гиперактивность – состояние, при котором активность и возбудимость ребенка превышает принятые в обществе нормативы и является проблемой не только для него самого, но и для окружающих.
Признак слабости нервной системы с быстрым переутомлением.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ
Импульсивность – недостаток контроля поведения детей в ответ на конкретные требования окружающей среды.
Клиническая характеристика:
Ø Быстрая реакция на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, с неадекватной оценкой требования задания
Ø Небрежность, невнимательность, беспечность и легкомысленность
Ø Игнорирование потенциально негативных, вредных или разрушительных (опасных) последствий (ситуации, поступки)
Ø Необоснованный, ненужный риск ради проявлений смелости, каприз перед сверстниками с несчастными случаями.
НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ
Ø Дети не в состоянии выполнить школьное или иное задание без ошибок, вызванных невниманием к деталям
Ø Нередко не в состоянии довести до конца выполняемую работу или игру
Ø Часто не слушают то, что им говорят
|
|
Ø Не могут следовать разъяснениям, необходимым для выполнения школьных (иных) заданий (но не вследствие оппозиционного поведения или непонимания инструкции)
Ø Не в состоянии правильно организовать свою работу
Ø Избегают нелюбимую работу, требующую усидчивости
Ø Часто теряют предметы, важные для выполнения заданий (письменные принадлежности), книги, игрушки, инструменты
Ø Отвлекаемы внешними стимулами
Ø Часто забывчивы в повседневной деятельности
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Ø Дети часто размахивают руками и ногами, вертятся на сиденьях
Ø Покидают свое место в классной комнате или других ситуациях, требующих усидчивости
Ø Бегают вокруг, куда-либо карабкаются в неадекватной ситуации
Ø Не способны к тихому времяпрепровождению, часто чрезмерно шумны в играх
Ø Демонстрируют стойкий рисунок излишней двигательной активности, неконтролируемой социальным контекстом или запретом
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Ø Часто выскакивают с ответом, не дослушав до конца
Ø Часто не могут дождаться своей очереди в играх или игровых ситуациях
Ø Часто перебивают или мешают другим, вмешиваясь в разговор или игру
Ø Часто излишне многословны, не реагируя адекватно на социальные ограничения
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ГИПЕРДИНАМИЧЕСКОГО СИНДРОМА В ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
Возрастные периоды нервно-психического реагирования: (В.В.Ковалев, 1971)
Соматовегетативный период (с 0 до 3 лет) → I критический период → Психомоторный период (с 3 до 10 лет) → II критический период → Аффективный период (с 7 до 12 лет) → III критический период → Эмоционально-идеаторный период (с 12 до 16 лет)