Год в Петрограде (1920)


На балконе дома изображена работница с ребенком в руках. Социальная тема осмысливается здесь через традиционный образ мадонны. Но художник стремится дать в картине приметы современности. Этому служит и красный платок на плече женщины, и детально написанный фон - улица революционного Петрограда, окна домов с разбитыми стеклами, группы людей, обсуждающие расклеенные на стенах первые декреты. И хотя в картине остается много условного и облик молодой матери с иконописным лицом еще близок типу средневековой мадонны, в этом произведении ощутима живая причастность к современности, стремление к ее философско-поэтическому постижению.




Купание красного коня (1912)


Этот несложный жанровый сюжет заставил вспомнить древнерусскую живопись. Красный, а значит красивый (как на старинной иконе Георгия Победоносца) конь горделиво вступает в изумрудно-зеленую воду, и в сопоставлении с "огнедышащим" цветом его корпуса холодные тона водоема вызывают в зрителе особое чувство внутреннего освежения. Гибкое и в то же время хрупкое золотистое тело то ли юноши, то ли "отрока" вытянутых, как и у Дионисия, пропорций воспринимается символом молодости еще лишь только заявляющего о себе нового мира. У холста "Купание красного коня" современники вспоминали поэтический образ блоковской "степной кобылицы", так же связывавшийся в ту пору с предчувствием близких великих перемен, уже ожидавших Россию. (Именно для того, чтобы показать, что речь идет о Руси, художник обратился в своей картине к традициям древнерусской иконописи).





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: