Несколько историй успеха мысленной репетиции

Наверное, ты слышал недавний рассказ о том майоре, которого посадили в концлагерь во Вьетнаме, где он, чтобы не сойти с ума, каждый день мысленно играл в гольф на своем любимом поле, стараясь выбить совершенный балл, пока его, наконец, не освободили и он не смог вернуться домой и сыграть уже по-настоящему. Или, возможно, ты читал о злоключениях советского правозащитника Анатолия Щаранского (позже известного, как Натан Щаранский), который в 1970-х провел больше девяти лет в заключении в Советском Союзе после сфабрикованного обвинения в шпионаже в пользу Соединенных Штатов. Этот пламенный борец с тоталитаризмом провел 400 дней из своего тюремного срока в крошечной, лишенной света ледяной клетке штрафного изолятора, где он ежедневно сам с собой играл в воображаемые шахматы, удерживая в голове координаты доски и расположение каждой фигуры. Это позволило Щаранскому сохранить работоспособность многих нейронных схем своего мозга (сохранность которых обычно требует внешней стимуляции). После освобождения он иммигрировал в Израиль, где со временем стал членом кабинета министров. Когда чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров приехал в 1996 году в Израиль, чтобы дать сеанс одновременной игры в шахматы против 25 израильтян, Щаранский его обыграл.

Вот и Аарон Роджерс, квортербек команды «Грин-Бей Пэкерс», сначала частенько отрабатывает игровые комбинации в голове, а позже с точностью повторяет их на поле. Это в 2011 году привело «Пэкерс» к победе в матче финальной серии игр за Суперкубок, когда посеянные под шестым номером «Пэкерс» выиграли со счетом 48:21 у посеянной первым номером команды «Атланта Фэлконс». В этом поединке Роджерс завершил 31 из 36 передач (86,1 %), выйдя по итогам сезона на пятое место по результативности за всю историю американского футбола.

«В шестом классе тренер научил нас понимать важность визуализации, – рассказал Роджерс спортивному репортеру газеты USA Today. – Когда я сижу на собрании, смотрю кино или ворочаюсь в постели, прежде чем уснуть, то всегда визуализирую передачи или атакующие маневры. Множество из этих приемов, которые я применил в игре, были мысленно отработаны заранее. Когда я валяюсь на диване, то представляю, как их нужно делать». В той игре Роджерс сумел также ловко увернуться от трех опасных захватов, о чем позже заметил: «Я сперва визуализировал большую часть этих приемов, прежде чем применить их на поле».

Не счесть профессиональных спортсменов, которые тоже с оглушительным успехом применяют мысленную репетицию. Это игрок в гольф Тайгер Вудс, звезды баскетбола Майкл Джордан, Ларри Берд и Джерри Уэст, бейсбольный питчер Рой Халлидей и многие другие. Чемпион по гольфу Джек Никлаус написал в своей книге Golf My Way:

Я никогда не бью по мячу, даже на тренировках, пока не построю очень ясную, сфокусированную картину этого в голове. Это похоже на цветное кино. Сперва я «вижу», как белоснежный мяч высоко торчит в ярко-зеленой траве как раз там, где я хочу нанести по нему завершающий удар. Затем сцена быстро меняется, и я «вижу», как мяч прилетает туда: его путь, траекторию и вид, а также приземление и даже отскок. Потом происходит что-то вроде затемнения, а уже следующая сцена иллюстрирует, как я делаю нужный свинг, который воплотит предыдущие картины в реальность. И лишь в конце этого короткого частного голливудского представления я выбираю клюшку и подступаю к мячу.

Как видно из одних только этих примеров (а сколько их еще – и не сосчитать!), есть масса свидетельств тому, что мысленная репетиция очень эффективна для приобретения физического навыка с минимальной физической практикой.

Не могу удержаться, чтобы не привести еще один пример, на сей раз от Джима Керри, который рассказывает удивительную историю о той поре, когда он впервые приехал в Лос-Анджелес в конце 1980-х в поисках работы актера и едва сводил концы с концами. Он набросал на листе бумаги обращение к самому себе длиной в абзац, где расписал, как встречаться с нужными людьми, как получать желанную актерскую работу, как сниматься в правильном кино с правильным подбором актеров, как добиться успеха и совершить нечто стоящее и как изменить мир.

Каждый вечер Джим взъезжал на улицу Малхолланд-драйв в районе Голливуд-Хиллс, откидывался назад в своем кабриолете и смотрел в небеса. Он повторял этот свой абзац, заучивая его наизусть, и представлял, что написанное там происходит наяву. Он не съезжал с этой голливудской горы с ее всемирно известным видом до тех пор, пока не вживался в образ человека, которым себя представлял и реально им становился. Он даже выписал себе чек на 10 миллионов долларов с пометкой «За оказанные актерские услуги» и датой «День благодарения, 1995 год». Этот чек не покидал его бумажник несколько лет.

В конце концов, в 1994 году вышли три фильма, которые сделали Керри звездой. Первый из них, «Эйс Вентура: розыск домашних животных», увидел свет в феврале, за ним в июле последовала «Маска». А вот за роль в третьем фильме «Тупой и еще тупее», вышедшем в декабре, Керри получил чек ровно на 10 миллионов долларов. Он в точности воплотил в жизнь то, что некогда вообразил и визуализировал.

Всех этих людей объединяет одно – они не брали в расчет внешнюю среду, вышли за рамки своего тела и за пределы времени, обеспечив значительные нейрофизиологические изменения внутри своего организма. Когда они представили себя миру, то заставили ум и тело работать сообща и создали в материальном мире то, что сначала заложили в своем воображении.

Это подтверждается научными исследованиями. Прежде всего, множество экспериментов по мысленной репетиции доказали, что когда человек концентрируется на какой-то части своего тела, отдел мозга, управляющий этой частью, стимулируется, и если продолжать этим заниматься, то такая практика приведет к физическим изменениям в соответствующей сенсорной зоне мозга. Это понятно, ибо если удерживать осознание в одном и том же месте, то возбуждаешь и сплетаешь одни и те же сети нейронов, и в результате ты выстроишь более сильные мозговые карты в этой области.

В одном гарвардском исследовании испытуемые, которые прежде никогда не играли на фортепиано, мысленно практиковали простое упражнение на пять пальцев по 2 часа в день на протяжении 5 дней и получили те же самые изменения в мозге, что и участники контрольной группы, которые выполняли такие же упражнения на реальном инструменте. Область мозга, которая управляет движениями пальцев, значительно увеличилась у воображавших и выглядела так, будто опыт, который они себе только представляли, происходил наяву. Они установили нейронное аппаратное (сети) и программное обеспечение, таким образом, создав новые мозговые карты одним только усилием мысли.

В другом исследовании, продолжавшемся 12 недель, участвовали 30 человек. Часть из них регулярно упражняли свои мизинцы, а остальные только воображали себе это упражнение. Контрольная группа, которая выполняла физические упражнения наяву, увеличила силу мизинцев на 53 %, а те, кто только представлял выполнение, тоже увеличили силу своих мизинцев – но на 35 %. Их разум изменил их тело.

В похожем эксперименте десять добровольцев изо всех сил представляли себе, что качают один из своих бицепсов 5 раз в неделю. Каждые две недели исследователи записывали электрическую активность мозга испытуемых во время сеансов, а также измеряли силу их мышц. У тех, кто только воображал сгибание-разгибание, мышечная сила бицепса выросла на 13,5 % за несколько недель, и они сохраняли эту форму еще три месяца после того, как «тренировки» закончились. Их тела отозвались на ментальный образ.

Последний пример – французское исследование. Здесь сравнивали показатели испытуемых, которые либо поднимали, либо только воображали подъем гантелей различного веса. В результате те, кто воображал подъем более тяжелых гантелей, нарастили мышцы сильнее в сравнении с теми, кто поднимал в своем воображении меньший груз.

Во всех трех упомянутых исследованиях мысленной репетиции испытуемые смогли заметно увеличить силу своего тела, используя только мысли.

Может возникнуть вопрос, есть ли исследования, где испытуемые не только воображают то, что хотят создать, но и соединяют это с мощными положительными эмоциями. Так вот, такие исследования действительно проводятся. И совсем скоро мы с ними познакомимся.

Сигнал новым генам

Чтобы яснее понять, почему срабатывает мысленная репетиция, необходимо вникнуть в некоторые подробности анатомии мозга и его нейрохимии. Начнем с того, что лобные доли – это наш созидательный центр. Именно эта часть мозга связана с освоением нового, мечтами о будущих возможностях, сознательными решениями, постановкой целей и так далее. В мозге лобная кора выполняет роль генерального директора. Но что еще важнее, лобные доли позволяют тебе еще наблюдать, кто ты есть, и оценивать, что ты делаешь и как ты себя чувствуешь. Здесь дом твоего сознания.

Когда человек полностью осознает свои мысли, он, в конце концов, научается управлять ими.

Когда ты практикуешь мысленную репетицию и целиком сосредоточиваешься на желаемом результате, лобные доли выступают в роли твоего союзника. Ведь они, кроме всего прочего, способны понижать шум внешнего мира, чтобы тебя не так сильно отвлекали сигналы, приходящие от органов чувств. Сканирование мозга показывает, что в глубоко сосредоточенном состоянии (в том числе при мысленной репетиции) исчезает восприятие времени и пространства. Это происходит потому, что лобные доли приглушают сигналы от сенсорных центров (которые позволяют нам ощущать свое тело в пространстве), от моторных центров (отвечающих за физическое движение) и ассоциативных центров (связанных с представлениями о том, кто ты есть), а также от теменных долей (которые, как полагают, причастны к чувству времени). В результате ты выходишь за пределы своего окружения, за пределы своего тела и даже за пределы времени, а это помогает сделать воображаемое более реальным, чем все остальное.

Стоит тебе в тот момент, когда ты воображаешь свое новое будущее, подумать о новой возможности и начать задавать специфические вопросы, – например: «Каково это будет – жить без этой боли и ограничения?» – как твои лобные доли направляют на это все внимание, поддерживая стремление быть здоровым и мысленный образ, каково это – быть здоровым.

Как у генерального директора, у лобной коры есть связи со всеми частями мозга. Она начинает отбирать сети нейронов, чтобы создать новое состояние разума в ответ на запрос. Можно сказать, что она становится симфоническим дирижером, подавляя твою старую жесткую связь (сократительную функцию нейропластичности), а также отбирая другие сети нейронов из различных частей мозга и связывая их вместе, чтобы создать новый уровень сознания, отражающий то, что ты воображаешь. Ментальные изменения заставляют мозг работать в других последовательностях, конфигурациях и сочетаниях.

Теперь добавим сюда немного нейрохимии. Если твоя лобная кора заставляет достаточное количество этих нейронных сетей срабатывать в унисон, когда ты сосредоточиваешься на ясном стремлении, то наступит момент, когда мысль станет ментальным опытом, – то есть твоя внутренняя реальность станет реальнее внешней. Как только мысль уподобляется реальному опыту, ты начинаешь испытывать те же чувства, которые сопровождали бы это событие в реальности. Твой мозг вырабатывает химического посланника – нейропептид – и рассылает его по клеткам твоего тела. Нейропептид ищет соответствующие клеточные рецепторы (стыковочные станции) на разнообразных клетках, чтобы доставить свое сообщение в гормональные центры тела и, в конечном счете, в клеточные ДНК. В результате клетки получают новое сообщение о том, что воображаемое событие произошло.

 

Рисунок 5-1A. Блок-схема на рисунке 5-1A демонстрирует, как мысли преобразуются в череду упрощенных механизмов и химических реакций более низкого уровня (в нисходящей причинно-следственной зависимости), меняя тело

 

Рисунок 5-1B иллюстрирует, как мысли могут лечить тело. Двигаясь от общего к частному, новые мысли действуют через активацию новых нейронных сетей, вырабатываются другие нейропептиды и гормоны (которые посылают новые сигналы клеткам и эпигенетически активируют новые гены, а те производят новые протеины)

Когда ДНК в клетке получает эту новую информацию от нейропептида, она реагирует тем, что включает одни гены и выключает другие, призванные поддержать новое состояние твоего бытия. Это включение и выключение похоже на лампы, которые либо разогреваются и становятся ярче, либо остывают и тускнеют соответственно. Когда ген активируется, он «загорается» и производит соответствующий белок. Когда ген дезактивируется, он «гаснет», тускнеет, становится все слабее и уже не производит достаточно протеинов. И мы наблюдаем последствия этого в виде физических изменений в своем теле.

Рисунки 5-1A и 5-1B помогут увидеть полную последовательность изменений тела за счет изменения образа мыслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: