Какие методы использует учитель для организации поисковой и творческой деятельности учащихся?

Реализована ли технология творческой мастерской? Докажите.

Я считаю, что технология творческой мастерской реализована, так как учтены все необходимые этапы этой технологии и их структура:

1) Индукция. Смысл этого этапа заключается в наведении (создание эмоционального настроя), т.е. это своеобразная мотивация, стадия вызова.

На этом этапе появляется индуктор – то, что побуждает ребёнка к действию, всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. На данном уроке это картина русского художника Ивана Крамского «Неизвестная». Указание на то, что портрет часто ошибочно называют «Незнакомкой» может вызвать ассоциацию со стихотворением Блока, что может помочь детям сформулировать тему урока.  

На этом этапе также предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор должен учитывать личный опыт каждого, и я думаю, что знакомство с картиной и вообще с миром живописи должно быть знакомо ученикам 11 класса, а кто-то из них возможно даже всерьёз интересуется живописью.

Данный этап включает в себя задания: они должны мотивировать дальнейшую деятельность учеников, актуализировать личный опыт каждого, который, так или иначе, связан со смыслом дальнейшей деятельности. В данном уроке это задание на составление ассоциативного ряда со словом незнакомка и составление синквейна с этим же словом. Я думаю, данные задания наведут детей на мысль о связи урока с Блоком, с его стихотворением, т.е. задания актуализируют личный опыт, что послужит мотивацией к дальнейшему раскрытию темы, к поиску связи между словом и его ассоциативным рядом, синвейном и предстоящей творческой деятельностью. Это задание подготавливает учащихся к этому.

Также эти задания предоставляет выбор ученикам, так как каждый волен называть свои ассоциации с этим словом, и каждый волен по-своему раскрыть слово в синквейне, так, как ему кажется наиболее верным. Это создаст интерес, внимание, а у некоторых учеников даже вызовет бессознательное недоумение. Всё это будет способствовать дальнейшей творческой деятельности.

Таким образом, учитель настраивает детей на предстоящую работу, наводит их на дальнейшее изучение и раскрытие темы. Даёт подсказку того, о чем будет говориться на уроке. Для этого учитель также задаёт проблемный вопрос в конце этого этапа (Предположите, о чем состоится разговор на нашем сегодняшнем уроке, какова будет его цель?).

2) Цепочка заданий. Данный этап состоит из нескольких подэтапов:

- Самоинструкция – индивидуальное задание. На этом уроке это анализ стихотворения. Проходит оно не совсем в индивидуальной форме, но класс разделён на 4 группы, и каждая группа действует по своему индивидуальному плану вопросов.

Создание творческого продукта на этом подэтапе основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Работу по одному материалу – стихотворению «Незнакомка» – учитель разделил на четыре разных варианта вопросов и заданий для каждой группы.

Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Данный подэтап включает в себя и самоконструкцию – переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. В нашем случае это оформление ощущений в виде ответов на вопросы по анализу стихотворения, заполнение таблицы.

- Социоконструкция – на данном подэтапе происходит построение элементов группой, объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов и их корректировка. На этом уроке социоконструкция представлена самостоятельной работой учеников, в ходе которой учащиеся задают вопросы учителю, а тот отвечает на них.

- Социализация – всё, что происходило в паре (в нашем случае в группе) должно быть обнародовано, т. е. данный подэтап – это предоставление общего проекта на всеобщее обозрение. В уроке это всё также присутствует. Учитель участвует в диалоге (важно, что он избегал оценочных суждений, не подавлял, следил за тем, чтобы состоялось сотрудничество);

3) Разрыв – следующий этап на уроке творческой мастерской. Заключается он во внутреннем осознании учеников неполноты и несоответствия своего старого знания новому, рождение внутреннего эмоционального конфликта – возникает потребность сверки своего знаний с каким-то новым. Предполагается дальнейшее исследование и сверка своей информации с литературным или научным источником. Литературный источник нашего урока – позиции критиков. Ученикам необходимо сравнить эти позиции и самостоятельно разрешить их спор, определив, кто же прав в своих выводах. Дополнительные знания, полученные учащимися в ходе рассмотрения позиций критиков, помогут им расширить информацию, позволят лучше вникнуть в суть вопросов, помогут преодолеть своеобразный конфликт, возникший между имевшимися у них знаниями и только полученными.

4) Афиширование – на этом этапе происходит показ проекта, продукта. Все остальные слушают выступление, обсуждают и зачитывают вслух. Учитель (мастер) должен обеспечить «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта. Всё это также присутствует в представленном уроке.

5) Рефлексия – последний этап, который предполагает отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской. Учитель тоже может поделиться тем, какой опыт он получил на уроке. В данном уроке рефлексия представлена несколькими вопросами, непосредственно касающихся урока (Какие открытия вы сделали сегодня на уроке? Что удалось? Что вызывало затруднения? Какие тайны попытались разгадать?).

Какие методы использует учитель для организации поисковой и творческой деятельности учащихся?

1) Метод символического видения – построение связей между объектом и его символом (работа с картиной «Неизвестная»: дети наблюдают объект (картину), а после выстраивают ассоциативный ряд и создают синквейн (на основе символа незнакомка); работа с анализом стихотворения: объект – стихотворение Блока «Незнакомка»; после его прочтения в одном из вопросов учащиеся должны выделить основные образы или символы этого стихотворения);

2) Метод сравнения версий (на данном уроке учащиеся сравнивали собственный вариант решения проблемы с литературным источником, а именно с позициями критиков Долгополова и Терновского).

3) Метод смысловых ассоциаций. Состоит из двух этапов:

- учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (на данном уроке учащимся предлагалось записать ассоциации к слову незнакомка);

- предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций (учащиеся составляют синквейн «Незнакомка»);

4) Метод ключевых слов (учащиеся во время анализа стихотворения «Незнакомка» должны выделить ключевые слова 1, 2, 3 строфы);

5) Метод смыслового видения – расширение представлений учащихся о каком-то объекте исследования. Во время выполнения привычных для учеников действий, учитель (мастер) создаёт ситуацию разрыва – ставит перед учениками вопрос или даёт задание, что служит импульсом к дальнейшему поиску. В нашем уроке это задание на разрешение спора между критиками Долгополовым и Терновским.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: