Ассортимента, получаемых продуктов и схемы НПЗ

 

В соответствии с заданием на заводе, предназначенном для переработки Александровской нефти, предполагается получать следующие товарные нефтепродукты: газы, автомобильные бензины, реактивное топливо, котельное топливо, нефтяной кокс, элементарную серу и битум.

Из перечня нефтепродуктов, получаемых на заводе, а также из характеристики нефти, в которой отсутствуют данные о маслах, очевидно, что завод будет работать по топливному варианту и включать установки для углубленной переработки нефти.

Ассортимент нефтепродуктов, получаемых на установке АВТ обусловлен составом и свойствами нефти и ее фракций, а также потребностями в тех или иных нефтепродуктах.

Выбор конкретного направления, соответственно схем переработки нефтяного сырья и ассортимента выпускаемых нефтепродуктов обуславливается, прежде всего, качеством нефти, составом и свойствами нефти и ее фракций, требованиями на качество товарных нефтепродуктов, а также потребностями в них данного экономиического региона. Александровскую нефть девонского горизонта можно перерабатывать и по топливному и по топливно-масляному варианту нефти. Мы выбрали топливный вариант с глубокой переработкой, потому что на данный момент времени есть острая потребность народного хозяйства в топливах. В настоящее время топливный вариант с неглубокой переработкой применяется редко, так как экономически не выгодно терять ценные светлые фракции, которые также получаются при использовании процессов углубленной переработки. Еще один минус неглубокой переработки – небольшой ассортимент получаемых нефтепродуктов.

В соответствии с заданием при первичной перегонки Александровской нефти планируется получить следующие продукты:

- Фракция НК - 62оС содержится в нефти в количестве около 2,28 % мас. Она состоит из парафиновых углеводородов. Данных об октановом числе этой фракции не приводится. Фракция НК – 85оС имеет октановое число 68,5 (табл.1.2). Можно предположить, что фракция НК – 62оС имеет невысокое октановое число, состоит преимущественно из парафиновых углеводородов нормального строения и должна подвергаться изомеризации.

- Фракция 62 - 85оС. Сведений об этой фракции также не приводится. Имеются данные по фракции 60-95оС (табл. 1.3), содержащей 25 % нафтеновых и 69 % парафиновых углеводородов. Фракции НК - 62оС и 62 - 85оС можно объединить и направить на установку изомеризации. Фракция НК-85оС имеет сравнительно низкую величину октанового числа (68,5 пунктов). Направление фракции 62-85оС на установку риформинга нежелательно, так как из нее будет получаться бензол, содержание которого в современных бензинах строго нормируется по экологическим соображениям.

- Фракция 85-180оС. Эта фракция служит сырьем установки каталитического риформинга с целью получения компонента высокооктанового бензина.

- Фракция 140-180оС может использоваться для получения компонента реактивного топлива.

- Фракция 180-240оС является компонентом реактивного топлива. В справочнике приводятся данные для фракции 120-230оС. Фракция 140-180оС будет, очевидно, более тяжелой с точки зрения фракционного состава и плотности, будет содержать больше серы. В таблице 2.1 проводится сравнение свойств фракции 120-230оС и некоторых марок товарных реактивных топлив. Видно, что фракция содержит мало серы. Однако, так как на заводе перерабатывается фракция 140-240оС, а также вместе с прямогонной фракцией перерабатываются некоторые фракции вторичного происхождения, предлагается использовать на заводе гидроочистку реактивного топлива. Фракция имеет высокую теплоту сгорания.

Таблица 2.1.

Сравнительная характеристика товарных реактивных топлив и фракции 120-230оС

Показатели качества

Марки топлив

фракция 120-230оС

ТС-1 Т-1 Т-2 РТ
Плотность, кг/м3 при 200С, , не менее 780 800 755 775

775,1

Фракционный состав, 0С:        

 

температура начала перегонки:        

133

не ниже 60 135

не выше 150 150 - 155

10% отгоняется при температуре, не выше 165 175 145 175

144

20% отгоняется при температуре, не выше

50% отгоняется при температуре, не выше 195 225 195 225

172

90% отгоняется при температуре, не выше 230 270 250 270

216

98% отгоняется при температуре, не выше 250 280 280 280

228

конец кипения

Кинематическая вязкость, мм2/с: при 200С, не менее при минус 400С, не более   1,30 8   1,50 16   1,05 6   1,25 16

 

1,30

5,09

Низшая теплота сгорания, кДж/кг, не менее 43120 42900 43100 43120

43383

Высота некоптящего пламени, мм, не менее 25 20 25 25

Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива: не более в пределах   0,7 -   0,7 -   0,7 -   - 0,2-0,7

0,42

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более 2,5 2,0 3,5 0,5

1,00

Температура вспышки, 0С, не ниже 28 30 - 28

28

Температура начала кристаллизации, 0С, не выше -60 -60 -60 -55

-60

Содержание ароматических углеводородов,  % мас., не более 22 20 22 22 17,0  
Содержание общей серы, % мас., не более 0,20 0,10 0,25 0,10 0,09  
Содержание меркаптановой серы, % мас., не более 0,003 - 0,005 0,001 0  

- Фракции 240-280 и 280-350оС являются фракциями дизельного топлива. В справочнике приводятся данные по фракции 230-350оС. Сравнение свойств этой фракции со свойствами товарного дизельного топлива приводится в таблице 2.2. Фракция имеет высокое цетановое число (58 пунктов). Температура застывания позволяет использовать эту фракцию в качестве летнего дизельного топлива, содержание общей серы составляет 1,00 %, следовательно, фракция нуждается в гидроочистке.

- Фракция 350-500оС может использоваться в качестве сырья процессов каталитического крекинга для получения высокооктанового бензина.

- Фракция, выкипающая при температурах > 500оС - гудрон. Фракция используется как сырье установок коксования и производства битумов.

Исходя из предложенных путей использования фракций, получаемых при первичной перегонке Александровской нефти на установке ЭЛОУ-АВТ, выбираем схему НПЗ. Схема завода, на котором размещаются рассматриваемые ниже установки, приведена на рис. 2.1. Описание установок приведено в главе 3 проекта. Материальные балансы установок, рассчитанные в соответствии с рекомендациями, приведенными в [3], даны в главе 4 проекта.

Таблица 2.12

Сравнительная характеристика товарного летнего дизельного топлива

и фракции 230-350оС

Показатели качества Дизельное топливо марки Л Фракция 230-350оС
Цетановое число, не менее 45 58
Фракционный состав:    
50% перегоняется при температуре, оС, не выше 280 285
96% перегоняется при температуре (конец перегонки), оС, не выше 360
Кинематическая вязкость при 20оС, мм2 3,0-6,0 6,97
Температура застывания, оС, не выше, для умеренной климатической зоны: -10 -10
Температура помутнения, оС, не выше, для умеренной климатической зоны: -5
Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, оС, не ниже:   77
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62  
для дизелей общего назначения 40  
Общее содержание серы, % мас., не более, в топливе:   1,00
вида I 0,20  
вида II 0,50  
Содержание меркаптановой серы, % мас., не более 0,01
Содержание фактических смол, мг/100 см3 топлива, не более 40
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5 4,30

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: