Практическая работа№15
Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.
Цель:
опытным путем провести идентификацию предложенных органических веществ;
составить уравнения химических реакций в молекулярном виде;
провести эксперимент, соблюдая правила техники безопасности.
Теоретическая часть
Полимеры - это органические соединения, состоящие из макромолекул с большой молекулярной массой (103 а.е.м и более)
Методы синтеза полимеров: полимеризация, поликонденсация. Виды полимеров: термопластичные, термореактивные.
Характеристика полимеров.
ПОЛИЭТИЛЕН СН2=СН2+ СН2=СН2+..п → (-СН2-СН2-)п
Полупрозрачный, достаточно мягкий, эластичный материал, жирный на ощупь, легче воды. При нагревании вытягивается в нити, диэлектрик. Горит голубоватым пламенем, продолжает гореть вне пламени, испускает запах парафина, капает. Химически устойчив, прочен. Применяют: пленки, трубы, электро-изоляционные материалы, емкости и т.п.
ПОЛИВИНИЛХЛОРИД СН2=СНСL+ СН2=СНCL+..п → (-СН2-СНСL-)п Эластичный, жесткий в массе материал, цвет различный. При нагревании быстро размягчается. Горит небольшим коптящим пламенем, образуя черный хрупкий шарик, вне пламени гаснет. Выделяет острый запах. Применяют: электро-изоляция проводов, пленочные изделия, трубы.
ПОЛИМЕТИЛМЕТАКРИЛАТ
Твердый, прозрачный материал. Цвет различный. Из расплава нити не вытягиваются, но при нагревании размягчается. Горит желто- синим пламенем, потрескивает, распространяет
45
специфический запах эфиров. Применяют: листовое органическое стекло, предметы быта.
ПОЛИСТИРОЛ
Твердый хрупкий, прозрачный (или молочного цвета). Термопластичен, вытягивается при нагревании в нити. Горит сильно- коптящим пламенем, испускает характерный запах. Горит вне пламени.
Применяют: электро -изоляционные пленки, емкости, предметы быта.
ФЕНОЛФОРМАЛЬДЕГИДНАЯ СМОЛА.
Сырье: фенол и формальдегид. Жесткий, хрупкий материал. Диэлектрик, стоек к воде, органическим растворителям и к кислотам средней концентрации. Термореактивен, при нагревании разлагаются. Горит, испуская запах фенола, вне пламени постепенно гаснет. Применяют:
Текстолит – прессованная ХБ ткань и ФФС (шарикоподшипники, шестерни)
Волокнит – очесы хлопка, отходы ткани, пропитанные ФФС (тормозные накладки, ступеньки эскалаторов)
Гетинакс – бумага пропитанная ФФС (изоляция)
Стеклопласт – стеклоткань пропитанная ФФС (автоцистерны, кузова)
Карболит – древесная мука спрессованная с ФФС (телефонные аппараты)
Волокна – протяженные, гибкие и прочные тела ограниченной длины и малых поперечных размеров, пригодные для изготовления пряжи и текстильных изделий. Различают волокна:
Природные волокна – растительного (лен, хлопок) и животного (шерсть, шелк) происхождения. Химические волокна - искусственные (вискоза, ацетатное и медноаммиачное волокно) Синтетические (найлон, капрон, лавсан).
Ход работы:
Опыт 1. Изучение свойств синтетического волокна
1. Тигельными щипцами внесите образец капронового волокна (изделия из капрона) в пламя спиртовки, затем поднесите влажную красную лакмусовую бумажку к выделяющимся газам.
2. Поместите немного капронового волокна в фарфоровую чашку и нагрейте ее. Когда волокно расплавится, прикоснитесь к нему стеклянной палочкой и, отведя ее в сторону, вытяните тонкую капроновую нить. Опыт повторите несколько раз.
3. В четыре пробирки поместите кусочки капронового волокна. В первую пробирку прилейте раствор азотной кислоты, во вторую — серной кислоты, в третью — гидроксида натрия, а в четвертую — ацетон. Осторожно встряхните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете?
Отметьте цвет лакмусовой бумажки.
Какое свойство полимера проявилось в этом опыте?
Сделайте вывод об отношении капрона к различным веществам.
Опыт 2. Распознавание волокон
Вам выданы пронумерованные пакетики, в которых содержатся образцы волокон. Пользуясь приведенными в таблице сведениями о волокнах, определите содержимое каждого пакетика.
Название Характер горения Отношение к концентрированным кислотам и щелочам HNO3 H2S04 NaOH Хлопок Быстро сгорает; ощущается запах жженой бумаги; после сгорания остается серый пепел Растворяется; раствор бесцветный Растворяется Набухает, но не растворяется Вискозное То же То же Растворяется; раствор красно-коричневый Растворяется Шерсть и шелк натуральный Горит; ощущается запах паленого пера; образуется хрупкий черный шарик Желтое окрашивание Разрушается Растворяется Ацетатное Горит в пламени, вне пламени гаснет; спекается в темный не-хрупкий шарик Растворяется; раствор бесцветный Растворяется Желтеет и раство-ряется
Капрон При нагревании размягчается, плавится, образуя твердый не-хрупкий блестящий шарик; из расплава вытягиваются нити; в пламени горит с неприятным запахом То же Растворяется; раствор бес-цветный Не растворяется
Внимание! Сжигать пластмассу и волокно над подставкой железного штатива,
над лотком для оборудования или над металлическим листом!
Последовательность анализа волокон
1. Распознавание волокон начните с их сжигания, которое проводите несколько раз. При этом проследите:
а) с какой скоростью происходит горение;
б) каков запах продуктов горения;
в) какой характер имеет остаток после сгорания.
Этим опытом вы установите принадлежность волокна к определенной группе: целлюлозным, белковым, синтетическим.
2. Отметьте действие продуктов горения или разложения на индикатор.
3. Проверьте действие на волокна кислот, щелочей и ацетона.
4. По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт
Исходные вещества
Признаки реакции
Горение
Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие продуктов горения или разложения на индикатор Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие кислот Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие щелочей Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие ацетона Образец 1 Образец 2 Образец 3
Результаты распознавания
Опыт 3. Свойства полиэтилена
1. Исследуйте физические свойства полиэтилена (кусочек полиэтиленовой пробки, крышки и т. д.):
а) внешний вид;___________________________________________________________ ______
б) плотность (легче или тяжелее воды) ______________________________________________
в) действие органических растворителей ____________________________________
г) отношение к нагреванию. Установите, можно ли из расплава вытя
2. Исследуйте химические свойства полиэтилена:
а) поведение в пламени спиртовки (горючесть, цвет пламени, образуется ли копоть при горении, продолжает ли гореть вне пламени, обладают ли продукты горения з
б) стойкость по отношению к растворам кислот и щелочей __________________
Сделайте вывод о физических и химических свойствах полиэтилена на основе проведенных опытов._____________________________________________________________________
Опыт 4. Распознавание полимеров
В разных пронумерованных пакетиках содержатся образцы полимеров. Пользуясь приведенными в таблице приложений данными, определите содержимое каждого пакетика.
Распознавание полимеров
Полимер, состав
Внешние признаки
Отношение к нагреванию
Характер горения
Действие продуктов разложения или горения на индикаторы
и другие вещества
Полиэтилен
[-СН2-СН2-]n
Полупрозрачный эластичный, на ощупь жирный
Размягчается, из расплава можно вытянуть нить
Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени
Не обесцвечивают ра-створ бромной воды
Поливинилхлорид
Относительно мягкий, при понижении температуры становится твер-дым и хрупким, цвет различный
Быстро размяг-чается
Горит коптящим пламенем, выделяя
хлороводород; вне пламени не горит
Окрашивают влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раство-ром AgN03 образуют бе-лый осадок
Феноло –
формальдегидная смола
Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного
При сильном нагревании разлагается
Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет
Продукты разложения не исследуются
По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со
справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт
Исходные вещества
Признаки реакции
Горение Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие продуктов горения или разложения на индикатор Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие кислот Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие щелочей Образец 1 Образец 2 Образец 3
Действие ацетона Образец 1 Образец 2 Образец 3
Результаты распознавания
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.
Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.
Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.
Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.
Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.
Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки: Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2»
Проверяемые элементы содержания.
Часть 1 содержит 8 заданий с кратким ответом (базовый уровень сложности).
А1 – Строение атомов химических элементов Периодической системы Д. И. Менделеева
А2 – Типы химической связи
А3 – Типы кристаллических решеток
А4 – Классификация неорганических соединений
А5 – Скорость химических реакций
А6 – Способы смещения химического равновесия
А7 – Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе
А8 - Расчет по термохимическому уравнению
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенный уровень сложности)
В1 – Классификация органических соединений
В2 – Химические свойства простых и сложных неорганических веществ
В3 – Гидролиз солей
В4 – Электролиз растворов солей
Часть 3 содержит два задания с развернутым ответом (высокий уровень сложности).
С1 – Взаимосвязь различных классов неорганических веществ, осуществление предложенных превращений
С2 – Окислительно- восстановительные реакции, их уравнивание методом электронного баланса
Оценивание работы.
За правильный ответ в части А – 1 балл
За полный правильный ответ в части В – 2 балла; если допущена одна ошибка – 1 балл;
за неверный ответ (более одной ошибки) или его отсутствие – 0 баллов.
За полный правильный ответ в части С: (зачёт выбрать 1 вариант)
С1 – 5 баллов
С2 – 3 балла
Итого максимально 24 балла.
Критерии оценивания С1:
по 1 баллу за каждое уравнение реакции (всего 5 баллов)
Критерии оценивания С2:
Определены степени окисления и составлен баланс – 1 балл;
Выставлены коэффициенты в исходное уравнение – 1 балл;
Определены окислитель и восстановитель – 1 балл (всего 3 балла)
Шкала пересчета первичных баллов в отметку
Общий балл | 0 - 7 | 8 - 14 | 15 - 19 | 20 -24 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
*Для получения отметки «4» необходимо получить не менее 3 баллов в части С.
*Для получения отметки «5» необходимо получить не менее 5 баллов в части С.
Вариант 1
Часть 1 (выберите один верный ответ из четырех предложенных)
А1 В атоме химического элемента, расположенного в 3 периоде, VI группе, главной подгруппе, заряд ядра равен 1) +3, 2) +6, 3) +16, 4) -16.
А2 Ионнаясвязь характерна для 1) S8, 2) SO3, 3)K2S, 4)H2S.
А3 У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка
1) атомная 2) ионная 3) молекулярная 4) металлическая
А4 Вещества, формулы которых СаO и СаCl2 являются соответственно
1) основным оксидом и основанием, 2) амфотерным оксидом и кислотой,
3) основным оксидом и солью, 4) кислотой и основанием
A5 Скорость реакции цинка с соляной кислотой не зависит от
1) концентрации кислоты 2) степени измельчения цинка
3) давления 4) температуры
А6 Химическое равновесие в системе 2СO(газ) + О2(газ) ↔ 2СO2 (газ) + Q смещается вправо в результате
1) увеличения концентрации О2 2) повышения температуры
3) понижения давления 4) применения катализатора
А7 Масса уксусной кислоты, содержащаяся в 0,5 л раствора её с массовой долей 80% (плотность 1,1 г/мл), равна 1) 480 г 2) 440 г 3) 160 г 4) 220 г
A8 В соответствии с термохимическим уравнением 2Mg + SiO2 = 2MgO + Si + 372кДж, при получении 200 г оксида магния количество выделившейся теплоты будет равно
1) 1860 кДж 2) 465 кДж 3) 620 кДж 4) 930 кДж