Одно из несомненных преимуществ жестких схем верстки — технологичность. Чем жестче схема, чем меньше количество вариантов, тем быстрее планирование и производство первой полосы. Таким образом, редакция зачастую облегчает себе производственную задачу, но происходит это, по сути, за счет интересов читателя.
Типичный пример — шаблон первой полосы предполагает, что на обложке всегда есть главный материал с главной иллюстрацией. Хорошо, если есть и достойная тема, и достойная фотография. А что, если тема есть, а фото — ерунда? Или снимок для «неглавной» темы очень яркий и продающий, хотя история сама по себе не очень-то важна? Жесткая схема, основанная на повторении одного и того же решения, вынуждает редакцию: 1) либо «выпятить малозначимый текст», потому что к нему есть фотография (то есть не важность текста, а наличие снимка становится критерием для принятия решения), 2) либо ставить главную историю с никудышной фотографией или притянутой за уши иллюстрацией (то есть ресурс продающей фотографии фактически не используется).Модель первой полосы должна учитывать как минимум основные рабочие дилеммы, с которыми сталкивается редакция.
СИТУАЦИИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН УЧИТЫВАТЬ ШАБЛОН ПЕРВОЙ ПОЛОСЫ:
1. Есть хорошая главная тема и к ней — достойная иллюстрация.
2. Для главной темы нет достойной иллюстрации.
3. Есть яркая фотография, но она не для главной темы.
4. Есть главная тема (по значимости), но у вас не было времени написать что-то более развернутое, и все, что у вас есть, — заголовок и не очень большой текст.
5. Есть всё затмевающее событие, нечто, что заслоняет собой все остальные истории, то, о чем сейчас говорят все (пример — снегопад, парализовавший город, уход-приход чрезвычайно значимой политической фигуры, катастрофа).
6. В качестве иллюстраций используются не только фотографии, но и рисунки, инфографика, типографика.
ГИБКИЕ МАКЕТЫ
ГАЗЕТА EXPRESSO, ПОРТУГАЛИЯ. Большой набор шаблонов, гибкая верстка при жестко зафиксированном логотипе. Даже при не самых выразительных изобразительных материалах есть ощущение разнообразия и жизни. Номера выглядят и ощущаются разными.
ГИБКИЙ МАКЕТ, ПЛАВАЮЩИЙ ЛОГОТИП
ГАЗЕТА JORNAL DE NOTICIAS, ПОРТУГАЛИЯ. Пример гибкого макета с перемещающимся логотипом. Шаблон легко подстраивается под различные производственные ситуации.