Валентность – способность атомов образовывать определенное количество ковалентных связей

Так, в молекуле водорода Н2 образуется одна ковалентная химическая связь Н-Н, т.е водород одновалентен.

Азот в аммиаке трехвалентен NH3или N – H

Сера в сероводороде и кислород в воде двухваленты:

H2S или H-S-H, H2O или H-O-H

Рассмотрим строение атома углерода.

1. Рассматривают электронную конфигурацию атома углерода, графическое изображение валентных электронов, переход атома в возбужденное состояние, наличие у атома углерода 4-х неспаренных электронов.(валентность углерода в органических соединениях всегда IV, (атомы углерода соединяются между собой в углеродные цепочки)

Особенности строения органических веществ: (основные положения Бутлерова А.М.)

1. Атомы в молекулах органических веществ связаны друг с другом согласно их валентности

2. Свойства веществ зависят не только от состава их молекул, но и от их строения..

Задание. Используя шаростержневые модели постарайтесь построить структурные формулы СН4, С2Н6, С2Н2, С3Н8, С4 Н10. Чёрные шарики – атомы углерода, белые шарики – атомы водорода.

.

· Как вы думаете, сколько органических соединений сейчас известно? (Учащиеся называют предполагаемое количество известных органических веществ. Обычно эти числа занижены по сравнению с фактической численностью органических веществ). В 1999 году зарегистрировано 18-миллионное органическое вещество.

· В чем же причины многообразия органических веществ?

Учащиеся: такие причины, как: соединение углерода в цепи разной длины; соединение атомов углерода простыми, двойными и тройными связями с другими атомами и между собой; множество элементов, входящих в состав органических веществ.

еще одна причина – разный характер углеродных цепей: линейные, разветвленные и циклические, демонстрирует модели бутана, изобутана и циклогексана.

Учащиеся в тетради записывают: Причины многообразия органических соединений.

1. Соединиение атомов углерода в цепи разной длины.
2. Образование атомами углерода простых, двойных и тройных связей с другими атомами и между собой.
3. Разный характер углеродных цепочек: линейные, разветвленные, циклические.
4. Множество элементов, входящих в состав органических веществ.
5. Явление изомерии органических соединений.

· Что же такое изомерия?

Это было известно с 1823 года. Берцелиус (1830 год) предложил назвать изомерами вещества, имеющие качественный и количественный состав, но обладающие различными свойствами. К примеру, было известно около 80 разнообразных веществ, отвечающих составу C6H12O2. В 1861 году загадка изомерии была разгадана.

Определения понятий “химическое строение”, “изомеры” и “изомерия” записываются в тетрадь.





Вещества, имеющие одинаковый состав и одинаковую молекулярную массу но различное строение молекул, а поэтому обладающие разными свойствами называются изомерами.

Состав органического вещества – С2Н6О.

 

Умение строить структурные формулы изомеров отрабатываются на примерах:

C2H6O (этанол и диметиловый эфир), C4H10 (бутан и изобутан). Учитель показывает, как можно записать краткую структурную формулу

· А каково же значение органических веществ?

Для того, чтобы оценить роль органической химии в нашей жизни, представьте, что станет с нашей жизнью, если из нее исчезнут изделия из дерева, пластмассы, ткани, встанет транспорт из-за отсутствия топлива, исчезнут лекарства, одежда, пища, ну, и мы с вами тоже, поскольку состоим из органических соединений.

· Только ли положительное значение имеют органические вещества в жизни общества?

V. Закрепление (13-15 мин)

Ребята, сегодня мы пытались найти ответы на многие вопросы, которые касаются органических соединений и органической химии. Подведем итог.

  • Что же изучает органическая химия?
  • Какие химические вещества называются органическими.
  • В чем состоит особенность органических соединений?
  • Какова валентность углерода в органических соединениях?
  • Какова его степень окисления?
  • Какое химическое свойство является общим для органических соединений?

Задание на карточках.

Составьте структурные формулы неорганических и органических веществ.

 

1 вариант 2 вариант
H2S CH3OH C2H6 NH3 CH3Сl C3H8

VI. Домашнее задание (1 мин)

§32; упражнения 1,2 стр. 200

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: