Анализ рабочей программы Неменского по изобразительному искусству. Начальная школа.
Данная программа направлена на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру.
Овладения основными художественными навыками, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности.
Цели программы направлены на:
1. воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, овладение элементарной художественной грамотой;
2. развитие воображения, желания и умения подходить к любой деятельности с творческим настроем, способности к восприятию искусства и окружающего мира;
3. воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
4. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества в целом.
Задачи программы:
|
|
1. совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
2. развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и т.д.);
3. формирование навыков работы со всевозможными художественными материалами.
Основные виды учебной деятельности:
1. практическая художественно-творческая деятельность;
2. деятельность по восприятию искусства;
3. тематическая цельность и последовательность;
4. восприятие произведений искусства;
5. развитие художественно-образного мышления;
6. наблюдение и эстетического переживания реальности.
Место предмета в учебном плане:
В Федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю, всего 138 часов.
Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год,
во 2-4 классах – 35 ч в год.
Основные принципы данной программы:
1. Принцип целостности:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность;
2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянной связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающего мира по каждой теме.
3. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
|
|
4. Принцип единства восприятия и создания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.
5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Особый характер художественной информации нельзя передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости.
6. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
7. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:
- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Содержание данного курса:
1. 1 класс – «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
2. 2 класс – «Искусство и ты».
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
3. 3 класс – «Искусство вокруг нас».
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи.
Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира.
Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. 3накомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
|
|
4. 4 класс – «Каждый народ - художник».
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания учебного года. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).