Описать (с точки зрения студента) как реализована тема и как автор выстраивает идею произведения

Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет. А душу разорвешь – станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.

Пьеса «Дракон» была написана Евгением Шварцем в трудный период, период войны, репрессий, диктата и тирании. Как видно выше из отрывка, автора беспокоит не столько режим, сколько пагубное последствия режима, сотворение «человека системы» - когда человек сам становится частью пропаганды и исповедует ложные ценности – антигуманные и безнравственные. Сам человек, находясь внутри системы не видит собственных пагубных изменений, на протяжении долгих лет «дракон» калечил души, и теперь главная задача человека победить собственного «дракона».

Автор постепенно раскрывает идею произведение – после победы на Драконом, казалось бы, народ должен ощутить свободу. Однако, не проходит и мгновения, как власть захватывает новый Дракон, а народ и не задумывается об отстаивании появившейся возможности.

С моей точки зрения, раскрытие темы, учитывая те временные особенности написания пьесы, более чем оправдывают выбранный жанр. Сказка в трёх действия, политическая сатира – только посредством сказки и использовании немецких имён можно было донести до народа истинную суть сталинского диктата, хотя и власть сразу же увидела параллели с нацисткой властью.

Финал открытый – Ланцелот продолжает свадьбу и говорит о необходимости борьбы народа с внутренним драконом, однако, был ли он побеждён – нам неизвестно. У этой пьесы существует несколько трактовок, среди которых есть предположение, что Ланцелот – это и есть слепляющий Дракон, что прикосновение к власти неизбежно понижает моральные и нравственные планки. Но лично я считаю, что Ланцелот не обязан становиться Драконом, в мире есть примеры правильной власти, доброй власти (Махатма Ганди).

 

Анализ эпизода драматического произведения

Дать название эпизоду (границы эпизода уже определены самой структурой драмы).

Вызов Дракона на бой.

Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место, оно занимает в ходе развития действия? (это –экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения).

Знакомство Ланцелота с Драконом происходит в начале пьесы – Ланцелот только зашёл в город, в первый попавшийся дом, в котором не было хозяев, и от Кота узнаёт, что город находиться под гнётом Дракона – жестокого и деспотичного, а хозяевам этого дома угрожает беда – дочь архивариуса Шарлеманя, Эльза, обещана Дракону, что чревато скорой смертью.

В этом эпизоде происходит знакомство с главными персонажами, определяются их характеры, мотивы. Этот эпизод – экспозиция.

3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:

▪ кто они?

▪ каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)

1. Ланцелот – главный протагонист пьесы, одержим жаждой справедливости, всю жизнь боровшийся с «драконами» и помогая людям, иногда против их воли. Хочет убить Дракона.

2. Дракон – главный антагонист,правитель города, тиран и деспот, уничтоживший души людей, превратив их в «рабов системы». Хочет убить Ланцелота и сохранить власть. Боится рыцаря.

3. Шарлемань – второстепенный персонаж пьесы. Архивариус Дракона, отец Эльзы, смирившийся со своей участью. Решает покончить с собой после того, как Дракон заберёт Эльзу.

4. Эльза – второстепенный персонаж пьесы. Дочь архивариуса Шарлеманя. Также, как отец, смирилась со своей участью, оправдывая себя тем, что могло бы быть и хуже.

5. Кот – второстепенный персонаж. Вводит Ланцелота в курс действий, помогает ему во всём. Ненавидит Дракона.

Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

   Эпизод начинается с приходом Ланцелота в дом Шарлеманя и Эльзы, однако, не обнаружив их, общается с котом, от которого узнает, что хозяева, как и весь город – в беде! И всё из-за Дракона, захватившего город более 400 лет назад и ежегодно требующем непомерную дань – молодую девушку, которая бесследно исчезает.

Ланцелот раздумывает над своим решением, однако, увидев Эльзу, он твёрдо принимает решение – убить Дракона. Рыцарь видит, что Шарлемань и Эльза спокойно относятся к своей участи, а его твёрдое решение убить Дракона вызывает у них страх.

Ближе к финалу эпизода появляется сам Дракон – Ланцелот удивляется, что у Дракона есть человеческое обличие. И даже его речь не лишена некой приятности, однако от своей цели он не отступает, о чём сообщает Дракону. Дракон решает убить его на месте, однако на помощь вовремя приходит архивариус – схватившись за спасительную соломинку, что рыцарь может спасти его дочь, Шарлемань напоминает Дракону о древнем контракте, согласно которому Дракон обязан принять вызов. Дракон принимает вызов.

Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

Основная проблема, находящаяся в центре внимания эпизода – тема смирения человека с «рабской психологией».

Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (мини-конфликт), лежащие в основе эпизода.

В данном эпизоде мини-конфликт – это выступление Ланцелота против системы. Шарлемань и Эльза– люди одной системы взгляды, ценностей, которые навязал им Дракон. В основе убеждения Ланцелота лежат свобода и справедливость, что и противоречит мировоззрению Дракона, из-за чего у них случается конфликт интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: