д) определить перипетии основной и второстепенных линий действия;
1. Вызов на бой Дракона Ланцелотом.
2. Попытка Дракона убить рыцаря руками Эльзы.
3. Отказ Эльзы от прежних убеждений
4. Гибель Дракона.
5. Захват власти и присвоение победы себе Бургомистром.
6. Признание Ланцелота погибшим
7. Объявление о свадьбе Бургомистра и Эльзы.
8. Появление Ланцелота на свадьбе. Арест бургомистра и его сына.
е) определить мотивировки поступков (действий) персонажей. Назвать мотивировки - подготовки и мотивировки объяснения;
Ланцелот - Спасти Эльзу и жителей города. Обострённое чувство справедливости, священный долг.
Дракон – вызов на бой Ланцелотом. Страх потери авторитет и власти.
Шарлемань – дочь обещана Дракону. Любовь к дочке.
Эльза – страх скорой смерти. Желание жить.
Бургомистр – стать главой города. Жажда власти.
Генрих – занять место отца. Жажда власти.
ж) событийно-действенном ряде найти события, происходящие за пределами пьесы (сцены), но влияющее на развитие действия;
|
|
1. Кот сообщает весть по городу и находит неравнодушных, желающих помочь Ланцелоту, людей.
2. Дракон обязывает Генриха узнать, что думают приближённые лица о бое с Ланцелотом.
3. Бой Рыцаря и Дракона.
4. Выздоровление Ланцелота после смертельных ран.
5. Слежка Ланцелота за жизнью города.
з) какие «случайности» (назвать) влияют на развитие действия;
1. Появление Ланцелота в доме Шарлеманя и Эльзы.
2. Появление людей, желающих помочь Ланцелоту
И) «стихийные бедствия» и другие (вмешательство «высших сил» события, влияющие на событийно-действенный ряд пьесы).
1. Кот нашёл людей, желающих помочь Ланцелоту.
2. Волшебные подарки для Ланцелота – ковёр-самолёт, шапка невидимка.
3. Ланцелот выжил.
Конфликт в произведении драматургии
а) определить основной конфликт и предмет борьбы;
Основной конфликт – противоборство нравственной и безнравственной систем ценностей. Предмет борьбы – народ и их свобода воли.
б) конфликт основной линии действия –главный конфликт;
Конфликт между Ланцелотом и Драконом – каждый из них желал смерти другого. Ланцелот хотел освободить народ из-под гнёта Дракона, а он, в свою очередь, хотел удержать власть.
в) конфликты в побочных линиях действия. Найти общее с основным конфликтом и особенное (предмет борьбы) для каждой линии действия;
Бургомистр – захватить власть (которую занимал Дракон). Сын Генрих – хотел занять место отца. Эльза хотела выжить и быть с Ланцелотом. Шарлемань хотел спасти свою дочь.
г) определить вид конфликта, изображаемого в пьесе (герой –герой, герой –среда, герой зрительный зал);
Вид конфликта: герой – среда.
|
|
Д) определить тип конфликта (можно по главным персонажам): конфликт-казус или конфликт субстанциональный.
Тип конфликта: конфликт субстанциональный. Казалось бы, что конфликт должен был завершиться со смертью Дракона, однако, в конце пьесы Ланцелот понимает, что суть проблемы гораздо глубже, чем тиран-правитель и требует решение вне временных рамок данной пьесы.
Композиция драматического произведения
Сюжет и фабула выбранного произведения.
Сюжет.
Ланцелот появляется в городе, заходит в первый попавшийся дом, который оказывается не заперт. В доме происходит общение с котом и Ланцелот узнает, что город уже как 400 лет находится под властью Дракона, а дочь хозяина дома – Эльза, обещана Дракону. Ланцелот принимает решение убить Дракона и при первой встречи с ним, которая происходит совсем скоро в этом же доме, вызывает его на бой. Дракон решает убить его на месте, однако, Шарлемань, отец Эльзы, решает схватиться за спасительную соломинку и напоминает Дракону о древнем договоре, согласно которому Дракон не имеет права отказать рыцарю, вызвавшему его на бой.
Дракон соглашается, однако плетёт интриги с помощью своих помощников – Бургомистра и Генриха, пытаясь убить или заставить отказаться Ланцелота от боя. Дракон вызывает Эльзу и приказывает убить. Эльза, после разговора со своим бывшим женихом – Генрихом, меняет своё мировоззрение и в тайне отказывается от подлого замысла. Бургомистр всем красноречием пытается отговорить рыцаря от боя, а когда понимает, что он не преклонён, то выдает Ланцелоту условную защиту и оружие, которым бы он не смог сражаться.
Кот, желая помочь Ланцелоту, собирает неравнодушных людей, и они дают ковёр-самолёт, шапку-невидимку, меч и волшебный инструмент. Народ собирается на площади смотреть на бой. Они презренно встречают Шарлеманя, виня его в данных событиях. Ланцелот побеждает Дракона, хотя и получает смертельную рану. После боя он исчезает, а Бургомистр присваивает себе власть, объявляя себя президентом. Спустя время в стране воцарился хаос, предательства, репрессии и взяточничество. Бургомистр объявляет о свадьбе с Эльзой, против её воли. На свадьбе внезапно появляется Ланцелот и арестовывает Бургомистра и его сына. Ланцелот и Эльза решают пожениться, свадьба продолжается.
Фабула.
Пьеса начинается с появления Ланцелота в городе, который находится во власти деспотичного Дракона. Ланцелот узнает, что никто не может победить Дракона, а Эльза, дочь архивариуса, обещана ему. Он бросает Дракону вызов и побеждает, хоть и получив смертельную рану. Затем власть в городе захватывает Бургомистр и присваивает победу себе, а народ покорно ему повинуется. Бургомистр объявляет о свадьбе с Эльзой, однако на свадьбе неожиданно появляется Ланцелот и приказывает посадить в тюрьму Бургомистра и его сына. Ланцелот понимает, что нужно бороться не Драконом у власти, а с Драконом внутри человека
Реализация сюжета в композиции произведения
ПРОЛОГ
События пьесы разворачиваются в одном сказочном городе, куда попадает случайный гость по имени Ланцелот. Он заходит в первый попавшийся дом, но не обнаруживает там хозяев, а видит лишь греющегося у очага Кота.
Кот объясняет гостю, что хозяином дома является Шарлемань, работающий архивариусом, проживающий здесь со своей дочерью Эльзой. В настоящий момент в семье несчастье, поскольку архивариус вынужден отдать дочь Дракону, который живет возле города несколько столетий и ежегодно пожирает одну из девушек города.
В этот момент домой возвращается хозяин и его дочь. Ланцелот пытается переубедить Шарлеманя, но тот смирился с предстоящей утратой. Тогда Ланцелот решает вызвать Дракона на битву, чтобы раз и навсегда уничтожить его и спасти горожан.
|
|
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ.
Неожиданно в доме появляется пожилой человек, оказавшийся тем самым Драконом, принявшим человеческий облик. Он узнает о решении Ланцелота и обещает ему скорую гибель.
Поединок назначается на следующий день. Вечером в доме архивариуса появляется Бургомистр с требованием к Ланцелоту покинуть город, поскольку его сын Генрих в прошлом являлся женихом Эльзы, а в настоящее время служит у Дракона. Бургомистр приказывает Эльзе перед поединком нанести Ланцелоту ранение отравленным ножом. Однако девушка испытывает к гостю симпатию и не выполняет данный ей приказ, выбросив нож в колодец.
Кот с помощью погонщиков ослов передает Ланцелоту перед поединком необходимое оружие в виде ковра-самолета, шапки-невидимки и копья. С их помощью Ланцелот отрубает все три драконьи головы, но и сам оказывается тяжело раненным.
После поединка Ланцелот пропадает, а город оказывается под управлением сына Бургомистра, поскольку последний в связи с гибелью Дракона объявляется себя единоличным властителем.
КУЛЬМИНАЦИЯ.
Генрих высказывает желание о браке с Эльзой, однако девушка противится такому решению и надеется на возвращение Ланцелота. Бургомистр объявляет о свадьбе с Эльзой, против её воли. Перед самой свадьбой она, уже не рассчитывая на благоприятный исход, видит входящего в зал Ланцелота, живого и невредимого.
РАЗВЯЗКА.
Ланцелот арестовывает Бургомистра и его сына. Он понимает, что главный противник – дракон внутри человек. Свадьба продолжается.