Определить тему и идею произведения

Долгополов Михаил

Анализ драматического произведения

Евгения Шварца

«Дракон»

Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Евгений Шварц принялся за написание пьесы в период Великой Отечественной Войны, и проявил невероятную политическую смелость, взявшись за написание подобного произведения в такие времена.

Пьеса «Дракон» — волшебная сказка, но далеко не для детей. Её можно прочитать абсолютно по-разному, проведя параллели и сделав разные предположения, кто или что на самом деле предстаёт в образе Дракона.

Советская власть предпочла увидеть в лице Дракона «фашизм», а в Ланцелоте – диктатуру пролетариата. Однако вполне очевидно, что на роль Драконе подходит не только Гитлер с его идеалистической пропагандой, но и Сталин. Так что, скорее всего, Шварц описал ситуацию в своей собственной стране, и в качестве одной из основных проблем этой пьесы можно понимать само тоталитарное устройство. Убрав одного лидера-деспота, обязательно к власти приходит другой, а люди, у которых будто пелена на глазах, лишившись одного «дракона», спокойно идут под власть другого. Но, что самое печальное, этого «дракона» невозможно победить, потому что сам победитель превращается в него.

Определить жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.

Жанр – сатирическая комедия (политическая сатира). В комедии сатирической принято обличать и высмеивать пороки и глупость общества, в данной пьесе это отслеживается через битву Ланцелота с Драконом:

Начало боя (жители уверены в победе Дракона):

Шарлемань. Здравствуйте, господа!

Молчание.

Вы не узнаете меня?

1-й горожанин. Конечно, нет. Со вчерашнего вечера вы стали совершенно неузнаваемым.

Шарлемань. Почему?

Садовник. Ужасные люди. Принимают чужих. Портят настроение дракону. Это хуже, чем по газону ходить. Да еще спрашивают – почему.

2-й горожанин. Я лично совершенно не узнаю вас после того, как ваш дом окружила стража.

Шарлемань. Да, это ужасно. Не правда ли? Эта глупая стража не пускает меня к родной моей дочери. Говорит, что дракон не велел никого пускать к Эльзе.

1-й горожанин. Ну что ж. Со своей точки зрения они совершенно правы.

Шарлемань. Эльза там одна. Правда, она очень весело кивала мне в окно, но это, наверное, только для того, чтобы успокоить меня. Ах, я не нахожу себе места!

2-й горожанин. Как – не находите места? Значит, вас уволили с должности архивариуса?

Шарлемань. Нет.

2-й горожанин. Тогда о каком месте вы говорите?

Шарлемань. Неужели вы не понимаете меня?

1-й горожанин. Нет. После того как вы подружились с этим чужаком, мы с вами говорим на разных языках.

Ближе к концу боя (жители понимают, что Дракон будет побеждён):

1-й горожанин. Я потерял уважение к дракону на две трети. Господин Шарлемань! Дорогой друг! Почему вы там стоите в одиночестве?

2-й горожанин. Идите к нам, к нам.

1-й горожанин. Неужели стража не впускает вас к единственной дочери? Какое безобразие!

2-й горожанин. Почему вы молчите?

1-й горожанин. Неужели вы обиделись на нас?

Шарлемань. Нет, но я растерялся. Сначала вы не узнавали меня без всякого притворства. Я знаю вас. А теперь так же непритворно вы радуетесь мне.

Садовник. Ах, господин Шарлемань. Не надо размышлять. Это слишком страшно. Страшно подумать, сколько времени я потерял, бегая лизать лапу этому одноголовому чудовищу. Сколько цветов мог вырастить!

Определить тему и идею произведения

а) Главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;

Главная тема – борьба за человечность, за свободу воли. Главные персонажи – Ланцелот (протагонист, цель – освободить жителей от тирании Дракона, спасти Эльзу от гиблой участи) и Дракон (антагонист, около 400 лет правит в городе, победив человеческую волю держа народ в страхе смерти).

Дракон. Вранье, вранье. Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил.

Ланцелот. И все-таки они люди.

Дракон. Это снаружи.

Ланцелот. Нет.

Дракон. Если бы ты увидел их души – ох, задрожал бы.

Ланцелот. Нет.

Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет. А душу разорвешь – станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.

б) побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);

Внутренняя борьба, потребность в свободе (Эльза, Шарлемань):

Эльза. Боже мой! У меня щеки горят так, будто я целовалась с ним. Какой позор! Он почти уговорил меня... Значит, вот я какая!.. Ну и пусть. И очень хорошо. Довольно! Я была самая послушная в городе. Верила всему. И чем это кончилось? Да, меня все уважали, а счастье доставалось другим. Они сидят сейчас дома, выбирают платья понаряднее, гладят оборочки. Завиваются. Собираются идти любоваться на мое несчастье. Ах, я так и вижу, как они пудрятся у зеркала и говорят: «Бедная Эльза, бедная девушка, она была такая хорошая!» Одна я, одна из всего города, стою на площади и мучаюсь. И дурак часовой таращит на меня глаза, думает о том, что сделает сегодня со мной дракон. И завтра этот солдат будет жив, будет отдыхать после дежурства. Пойдет гулять к водопаду, где река такая веселая, что даже самые печальные люди улыбаются, глядя, как славно она прыгает. Или пойдет он в парк, где садовник вырастил чудесные анютины глазки, которые щурятся, подмигивают и даже умеют читать, если буквы крупные и книжка кончается хорошо. Или он поедет кататься по озеру, которое когда-то вскипятил дракон и где русалки до сих пор такие смирные. Они не только никого не топят, а даже торгуют, сидя на мелком месте, спасательными поясами. Но они по-прежнему прекрасны, и солдаты любят болтать с ними. И расскажет русалкам этот глупый солдат, как заиграла веселая музыка, как все заплакали, а дракон повел меня к себе. И русалки примутся ахать: «Ах, бедная Эльза, ах, бедная девушка, сегодня такая хорошая погода, а ее нет на свете». Не хочу! Хочу все видеть, все слышать, все чувствовать. Вот вам! Хочу быть счастливой! Вот вам! Я взяла нож, чтобы убить себя. И не убью. Вот вам!

Жажда власти (Бургомистр, Генрих):

Бургомистр. Ах, сынок! В руки мне сама собою свалилась власть.

2-я голова. Бургомистр, подойди ко мне! Дай воды! Бургомистр!

Бургомистр. Все идет великолепно, Генрих. Покойник воспитал их так, что они повезут любого, кто возьмет вожжи.

Генрих. Однако сейчас на площади...

Бургомистр. Ах, это пустяки. Каждая собака прыгает как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.

3-я голова. Мальчик! Подойди-ка ко мне! Я умираю.

Генрих. А Ланцелота ты не боишься, папа?

Бургомистр. Нет, сынок. Неужели ты думаешь, что дракона было так легко убить? Вернее всего, господин Ланцелот лежит обессиленный на ковре-самолете и ветер уносит его прочь от нашего города.

Генрих. А если вдруг он спустится...

Бургомистр. То мы с ним легко справимся. Он обессилен, уверяю тебя. Наш дорогой покойник все-таки умел драться. Идем. Напишем первые приказы. Главное – держаться как ни в чем не бывало.

1-я голова. Мальчик! Бургомистр!

Бургомистр. Идем, идем, некогда!

в) основная идея произведения, авторская идея. Идея, как угол зрения автора на тему произведения. Основные персонажи «выразители» идеи;

Основная идея произведения: проблема взаимоотношения власти и человека. Автор осветил проблему человека, живущего в «системе» - он не замечает деформацию своей души. Основные персонажи «выразители» идеи – Ланцелот и Дракон.

г) идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;

Идея побочной линии: недостаточно просто убить «Дракона» (тирана-правителя), чтобы стать по-настоящему свободным, необходимо победить «внутреннего дракона», свои собственные пороки. Пока в обществе не будут преобладать высокоморальные ценности, обществом всегда будут управлять «драконы».

Побочная идея исходит из основной – деспотичная власть разрушает души, создавая одинаково мыслящий народ, бездушный и жестокий народ.

Основные персонажи «выразители» идеи: народ, подруги Эльзы, Бургомистр, Генрих, Шарлемань.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: