Теория.
Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке. Научные теории. Критерий истины. Доказательства. Специфика занятий, общие требования. Гуманитарные и естественные науки. Научное исследование. Объект и предмет исследования. Понятие цели и задач исследования.
Гипотеза в научном исследовании. Результаты исследования и их обработка. Общие требования к данному разделу. Выводы.
Этология как научная дисциплина. Методы этологических исследований. Сбор и обработка данных. Математические методы.
Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента.
Требования к оформлению раздела «Обзор литературы».
Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения. Заключение.
Практическая работа: Написание учебно-исследовательской работы.
Работа над введением научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.
Формулировка цели и конкретных задач исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ - победителей Всероссийского конкурса.
Структура работы. Изучение образцов исследовательских работ. Составление индивидуального рабочего плана. Работа над основной частью исследования.
Поиск источников и литературы. Отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация.
Работа в интернете: «Правила работы в интернете».
Сбор фактического материала для исследовательских работ (по индивидуальным темам):этологические наблюдения в полевых условиях (территория ГУДО РК «РЦЭО», парки города, городские районы, за городом), этологические наблюдения в зоопарке ГУДО РК «РЦЭО».
Фотосъёмка объекта исследования в ходе наблюдений.
Обработка данных собственного исследования:
• перенесение данных из полевых дневников, организация их в таблицы и схемы;
• составление электронных баз данных;
•математическая обработка;
Работа с литературой (подбор, изучение, составление выписок, картотеки, конспектов, подготовка раздела «Обзор литературы»);
Подготовка наглядно-иллюстративного материала (таблицы, графики, диаграммы, гистограммы, социограммы, схемы, планы, рисунки и фотографии)."
Оформление реферата. Титульный лист. Введение. Обзор литературы. Результаты и обсуждение. Сноски. Приложение. Оглавление.
Составление тезисов. Подготовка к конференции, конкурсу: подготовка устного доклада; подготовка иллюстративного материала для выступления на конференции; психологический тренинг публичного выступления
Репетиция. Защита исследовательской работы. (4 часа)
Выступление учащихся с докладами на конференции.
VII Экскурсии, экспедиции. (12+42 часов) = 54 часов
· Наблюдения за особенностями поведения птиц в весенний период (песни птиц, гнездостроительство) 4 ч
· Особенности жизнедеятельности бобра на малых лесных реках (Юромка, Тыла-ю). – 4 часа
· Экскурсия на водоем (карьеры в Выльгорте). Миграции водоплавающих птиц.- 4 часа
· Экспедиция в Печоро-Илычский заповедник, для изучения фауны и флоры ООПТ, знакомства с методами изучения животных.-48 ч
1. История Печоро-Илычского заповедника.
Знакомство с экспонатами музея природы Печоро- Илычского заповедника.
2. Посещение краеведческого музея, знакомство с историей п. Якши, традициями, предметами быта.
3. Экскурсия по маршруту, проложенному для учета численности и мофологии мышевидных млекопитающих с использованием живоловушек и мечением животных.
4. Презентация по теме «Мышевидные млекопитающие», где были представлены биологические особенности всех видов насекомоядных млекопитающих, мышевидных грызунов, роль мышевидных млекопитающих в природе и методика их изучения. (Куприянова И. Ф. –старший научный сотрудник - кбн)
5. Экологическая тропа. Видовое разнообразие растений, методика учета подроста, пробных площадок и категории соснового леса.
6. Экскурсия в лес и на болото. Знакомство с фенологией и разнообразием дикорастущих ягодных растений (черника, брусника, голубика, морошка, клюква) и методами учета их урожайности (сплошного сбора и квадратов).
7. Экологическая игра. Изучение и определение следов животных и голосов птиц, обитателей заповедника.
8. Посещение лосефермы. Знакомство с историей создания и одомашнивания лося, методикой приручения, кормления, особенностями ухода за молодыми лосятами. Наблюдения за особенностями поведения и дойкой взрослых лосих. Кормление молодняка и общение с лосятами
9. Волонтерская помощь в очистке загонов для выпаса лосей от старых деревьев.
10. Участие в республиканской акции по очистке берега реки Печора «Речная лента» совместно со школьниками п. Якша.
11. Экскурсия по тропе для учета численности белок с помощью живоловушек
ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты
Предметные:
· усвоены знания об экологических группах животных по способу питания, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека
· приобретены знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов
· получены знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений, сформированы навыки выполнения и оформления исследовательской работы
Метапредметные:
· развиты коммуникативные умения
· развит познавательный интерес к изучению мира животных
· развита мотивация к исследовательской деятельности
Личностные:
· Обучающиеся могут самостоятельно организовать и проводить наблюдения за животными
· сформировано правильное, сознательное и ответственное отношение к природе
Для оценки ожидаемых результатов проводятся следующие
виды контроля:
· входящий,
· текущий (промежуточный, тематический);
· итоговый.
Итоги обучения по программе «Этология животных» подводятся в форме тестирования, наблюдения, защиты учебно-исследовательских работ на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.