VI Методы научного исследования. (60 час)

Теория.

Наука и научное мировоззрение. Объяснительное и описательное в науке. Научные теории. Критерий истины. Доказательства. Специфика занятий, общие требования. Гуманитарные и естественные науки. Научное исследование. Объект и предмет исследования. Понятие цели и задач исследования.

Гипотеза в научном исследовании. Результаты исследования и их обработка. Общие требования к данному разделу. Выводы.

Этология как научная дисциплина. Методы этологических исследований. Сбор и обработка данных. Математические методы.

Планирование эксперимента. Эксперимент и наблюдение, их отличие. Требования к подготовке эксперимента.

Требования к оформлению раздела «Обзор литературы».

Стиль изложения материала. Знакомство с разными стилями изложения. Заключение.

Практическая работа: Написание учебно-исследовательской работы.

Работа над введением научного исследования. Обоснование актуальности выбранной темы.

Формулировка цели и конкретных задач исследования. Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ - победителей Всероссийского конкурса.

Структура работы. Изучение образцов исследовательских работ. Составление индивидуального рабочего плана. Работа над основной частью исследования.

Поиск источников и литературы. Отбор фактического материала. Сбор первичной информации и ее организация.

Работа в интернете: «Правила работы в интернете».

Сбор фактического материала для исследовательских работ (по индивидуальным темам):этологические наблюдения в полевых условиях (территория ГУДО РК «РЦЭО», парки города, городские районы, за городом), этологические наблюдения в зоопарке ГУДО РК «РЦЭО».

Фотосъёмка объекта исследования в ходе наблюдений.

Обработка данных собственного исследования:

перенесение данных из полевых дневников, организация их в таблицы и схемы;

• составление электронных баз данных;

•математическая обработка;

Работа с литературой (подбор, изучение, составление выписок, картотеки, конспектов, подготовка раздела «Обзор литературы»);

Подготовка наглядно-иллюстративного материала (таблицы, графики, диаграммы, гистограммы,  социограммы, схемы, планы, рисунки и фотографии)."

Оформление реферата. Титульный лист. Введение. Обзор литературы. Результаты и обсуждение. Сноски. Приложение. Оглавление.

Составление тезисов. Подготовка к конференции, конкурсу: подготовка устного доклада; подготовка иллюстративного материала для выступления на конференции; психологический тренинг публичного выступления

Репетиция. Защита исследовательской работы. (4 часа)

Выступление учащихся с докладами на конференции.

VII Экскурсии, экспедиции. (12+42 часов) = 54 часов

· Наблюдения за особенностями поведения птиц в весенний период (песни птиц, гнездостроительство) 4 ч

· Особенности жизнедеятельности бобра на малых лесных реках (Юромка, Тыла-ю). – 4 часа

· Экскурсия на водоем (карьеры в Выльгорте). Миграции водоплавающих птиц.- 4 часа

· Экспедиция в Печоро-Илычский заповедник, для изучения фауны и флоры ООПТ, знакомства с методами изучения животных.-48 ч

1. История Печоро-Илычского заповедника.

Знакомство с экспонатами музея природы Печоро- Илычского заповедника.

2. Посещение краеведческого музея, знакомство с историей п. Якши, традициями, предметами быта.

3. Экскурсия по маршруту, проложенному для учета численности и мофологии мышевидных млекопитающих с использованием живоловушек и мечением животных.

4. Презентация по теме «Мышевидные млекопитающие», где были представлены биологические особенности всех видов насекомоядных млекопитающих, мышевидных грызунов, роль мышевидных млекопитающих в природе и методика их изучения. (Куприянова И. Ф. –старший научный сотрудник - кбн)

5. Экологическая тропа. Видовое разнообразие растений, методика учета подроста, пробных площадок и категории соснового леса.

6. Экскурсия в лес и на болото. Знакомство с фенологией и разнообразием дикорастущих ягодных растений (черника, брусника, голубика, морошка, клюква) и методами учета их урожайности (сплошного сбора и квадратов).

7. Экологическая игра. Изучение и определение следов животных и голосов птиц, обитателей заповедника.

8. Посещение лосефермы. Знакомство с историей создания и одомашнивания лося, методикой приручения, кормления, особенностями ухода за молодыми лосятами. Наблюдения за особенностями поведения и дойкой взрослых лосих. Кормление молодняка и общение с лосятами

9. Волонтерская помощь в очистке загонов для выпаса лосей от старых деревьев.

10. Участие в республиканской акции по очистке берега реки Печора «Речная лента» совместно со школьниками п. Якша.

11. Экскурсия по тропе для учета численности белок с помощью живоловушек

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты

Предметные:

· усвоены знания об экологических группах животных по способу питания, условиях существования животных в природе, их взаимосвязях и значении для человека

·  приобретены знания о разнообразии, биологических особенностях, поведении и охране животных различных континентов

· получены знания о методах работы с литературой, составлению тематических сообщений, сформированы навыки выполнения и оформления исследовательской работы

Метапредметные:

· развиты коммуникативные умения

· развит познавательный интерес к изучению мира животных

· развита мотивация к исследовательской деятельности

 

Личностные:

· Обучающиеся могут самостоятельно организовать и проводить наблюдения за животными

· сформировано правильное, сознательное и ответственное отношение к природе

 

 

Для оценки ожидаемых результатов проводятся следующие

  виды контроля:

· входящий,

· текущий (промежуточный, тематический);

· итоговый.

Итоги обучения по программе «Этология животных» подводятся в форме тестирования, наблюдения, защиты учебно-исследовательских работ на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: