№ занятия | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание (теория, практика) | Дидактические материалы, наглядные пособия, инструкции и др. | Примечание | |||||||
I Вводное занятие 4 час | |||||||||||||
1 | 1.09. | Введение
| 2 | Теория: Знакомство с программой.Правила техники безопасности при работе с животными.
| Инструкции по технике безопасности на занятиях, живом уголке РЦЭО Правила пожарной безопасности. Программа. | Экскурсия в зоопарк РЦЭО. | |||||||
2 | 4.09 | Входящий контроль
| 2 | Практическая работа: Викторина «Загадочные животные». Входящий контроль. Обитатели живого уголка | Викторина – вопросы.
| Обитатели живого уголка | |||||||
II От динозавров до человека 8 час |
| ||||||||||||
3 | 8. 09. | Древние вымершие животные
| 2 | Теория: Гиганты и пигмеи в мире животных Древние вымершие животные. Самые большие и самые маленькие животные в зоопарке (среди млекопитающих – домашних, декоративных, хищных зверей; среди птиц, пресмыкающихся.) | Презентации «Гиганты и пигмеи в мире животных» «Древние вымершие животные»
|
| |||||||
4 | 11. 09. | «Первозвери» «Гиганты и пигмеи в мире животных».
| 2 | Практическая работа: Подбор материала для докладов о примитивных животных. «Первозвери» (ехидна, проехидна, утконос. Подготовка материала для презентации «Гиганты и пигмеи в мире животных». Работа с литературой. | Работа с литературой, интернет-сайтами |
| |||||||
5 | 15.09. | «Черный список». Красные книги России, РК. | 2 | Теория: Животные, исчезнувшие по вине человека (Черный список). Красная книга России, РК.
| Рисунки, слайды о животных Черной и Красной книги. Красная книга России, РК. |
| |||||||
6 | 16.09 | «Охраняемые животные РК»
| 2 | Практическая работа: Подбор материала для презентации «Охраняемые животные РК» в интернете. Изучение охраняемых животных РК (звери, птицы, насекомые). Работа с Красной книгой РК. | Красная книга РК |
| |||||||
III Жизнь и взаимоотношения животных в природе 60 час | |||||||||||||
7 | 22.09. | Экологические группы животных по способу питания | 2 | Теория:Экологические группы животных по способу питания. Приспособления животных для добычи пищи. Особенности их поведения, охоты. Пищевые цепи. Пища – одно из условий существования живых организмов | Презентация: Экологические группы животных по способу питания. Карточки с изображением животных для составления пищевой цепи. |
| |||||||
8 | 27.09. | Приспособления для добычи пищи у разных групп животных | 2 | Практическая работа: приспособления для добычи пищи у разных групп животных (хищные млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы, насекомые). Работа с литературой, с коллекциями насекомых | Коллекции насекомых. |
| |||||||
9 | 28.09 | Хищники
| 2 | Теория: Разнообразие хищных животных семейства кошачьих. Обитание в природе (поведение, питание, размножение). Содержание в зоопарках. Охраняемые виды. | Презентация: дикие кошки. |
| |||||||
10 | 4.10 | Охраняемые виды диких кошек
| 2 | Практическая работа: Работа с литературой. Все о диких кошках (тигр, гепард ….) – обитание в природе. Охраняемые виды. Содержание в зоопарках. | Литература, сайты интернета. |
| |||||||
11 | 5.10. | Хищные звери семейства куньих, собачьих, медвежьих | 2 | Теория: Представители хищных зверей семейства куньих, собачьих, медвежьих. Обитание в РК.
| Знакомство с представителями куньих и особенностями их биологии в зоопарке. |
| |||||||
12 | 11.10. | Наблюдения за различными видами манипуляций животных сем. куньих | 2 | Практическая работа: План наблюдений за животными: локомоции, различные виды манипуляций ласки, куницы (пищевые, непищевые). Подготовка материала к презентациям.
| Животные из сем. куньих (ласка, куница, хорек).
|
| |||||||
13 | 12.10 | Звери - вегетарианцы. Грызуны | 2 | Теория: Грызуны. Биологические особенности. Видовое разнообразие грызунов. Обитание в природе.
| Грызуны зоопарка. |
| |||||||
14 | 18.10. | Изучение животных грызунов
| 2 | Практическая работа: изучение групп животных, обитающих в РК и на различных континентах (белка, мышь, бобр, дикобраз, тушканчик, капибара, кролик, шиншилла и т.д.). | Работа с литературой. |
| |||||||
15 | 19.10 | Звери - вегетарианцы. Копытные
| 2 | Теория: Копытные животные (коза, осёл, олень, бегемот, жираф, лошадь, кабан и т.д.). Мозоленогие (верблюды, ламы).Игра: «Поле чудес» о копытных. Представители копытных в зоопарке. | Копытные животные зоопарка. |
| |||||||
16 | 25.10. | Наблюдения за поведением растительноядных млекопитающих животных в зоопарке | 2 | Практическая работа: наблюдения за поведением растительноядных животных (кролик, коза, лошадь, лама), кормление животных. | Растительноядные млекопитающие зоопарка. |
| |||||||
17 | 26.10. | Уникальные и необыкновенные звери | 2 | Теория: Уникальные и необыкновенные звери. Насекомоядные животные (ёж, землеройка, выхухоль, крот, муравьеды и др.). Разнообразие видов летучих мышей. Способы питания. Вампиры. | Презентация «Уникальные и необыкновенные звери» |
| |||||||
18 | 01.11. | Игра – «Что, где, когда?» | 2 | Практическая работа: Игра – Что, где, когда? «Хищники и вегетарианцы» | Вопросы к игре «Что, где, когда?» |
| |||||||
19 | 2.11. | Условия обитания животных в природе. Свет в жизни животных | 2 | Теория: Условия обитания животных в природе. Свет в жизни животных. Дневные животные. Обитатели темноты. Приспособления к ночному образу жизни. |
|
| |||||||
20 | 8.11. | «Ночные животные» | 2 | Теория: «Ночные животные» зоопарка – совы, грызуны, хищные млекопитающие. | Презентация. |
| |||||||
21 | 9.11. | Наблюдения и изучение поведения животных зоопарка КРЭБЦ, | 2 | Практическая работа: наблюдения и изучение поведения животных зоопарка КРЭБЦ, ведущих дневной образ жизни (различные виды хищных и декоративных птиц, домашние птицы и млекопитающие и др.). Наблюдения в дневное и вечернее время, видеосъемка.. | Животные зоопарка КРЭБЦ. |
| |||||||
22 | 15.11. | Жилища животных | 2 | Теория: Жилища животных. Кто как строит? Виды жилищ различных групп животных (птицы, млекопитающие, насекомые и другие беспозвоночные. Угадай, чье гнездо. | Фото разных типов гнезд | Беседа | |||||||
23 | 16.11. | Вода в жизни животных. | 2 | Теория: Вода в жизни животных.
| Презентация. |
| |||||||
24 | 22.11. | Изучение условий жизни пустынных животных зоопарка | 2 | Практическая работа: Изучение условий жизни животных зоопарка, которые долгое время обходятся без воды и обитателей водной среды (песчанки, хомячки, черепаха среднеазиатская); подготовка сообщений «Вода в жизни пустынных животных»
| Пустынные животные разных групп в зоопарке. |
| |||||||
25 | 23.11 | Водные животные | 2 | Теория: Водные животные (рыбы, лягушки, черепахи – болотная, дальневосточная, красноухая) | Животные, обитатели водоемов в зоопарке. |
| |||||||
26 | 29.11 | Воздух. Обитатели воздушной среды | 2 | Теория: Воздух. Обитатели воздушной среды. Способы и органы дыхания различных групп животных. | Презентация. |
| |||||||
27 | 30..11. | Наблюдения за способами дыхания различных групп животных зоопарка | 2 | Практическая работа: в зоопарке – наблюдения за способами дыхания различных групп животных зоопарка (рыбы, земноводные, звери, птицы)». | Животные зоопарка |
| |||||||
28 | 2.12. | Температура в жизни животных | 2 | Теория: Температура в жизни животных. Тест «Кто спит зимой?». Адаптация животных к температурному режиму в природе. Зимняя спячка животных. | Наблюдения за особенностями поведения животных в зоопарке, впадающих в природе в зимнюю спячку. |
| |||||||
29 | 3.12. | Биоритмы в жизни животных | 2 | Теория: Биоритмы в жизни животных. Миграции животных (птиц, черепах, и насекомых). |
|
| |||||||
30 | 8.12 | Разнообразие сумчатых животных | 2 | Практическая работа: Разнообразие сумчатых животных (кенгуру, коала, летяга, соня, куница, волк, мышь, крот, опоссумы, лисица). Биологические особенности и поведение. Работа с литературой, сайтами интернета по темам. | Литература, интернет. |
| |||||||
31 | 9.12 | Мини конференция «Сумчатые» | 2 | Практическая работа: тематические доклады учащихся. |
|
| |||||||
32 | 15.12. | Приматы – сородичи человека | 2 | Теория: Приматы – сородичи человека (лемуры, павианы, гориллы, мартышки, карликовые обезьяны и т.д.). Особенности поведения обезьян. | Представление докладов |
| |||||||
33 | 16.12. | Особенности поведения обезьяны в зоопарке | 2 | Практическая работа: Особенности поведения обезьяны в зоопарке (изучение видов манипуляций). Подготовка материала для докладов | Зеленая мартышка |
| |||||||
34 | 22.12 | Морские гиганты | 2 | Практическая работа: Морские гиганты. Зубастые и усатые киты. Кит-убийца, кашалоты. Их роль в жизни человека. Дельфины и человек. Подготовка сообщений.
| Литература, интернет |
| |||||||
35 | 23.12 | Тематические сообщения о морских млекопитающих. | 2 | Практическая работа Тематические сообщения о морских млекопитающих.
| Представление докладов |
| |||||||
36 | 27.12. | Тест –Промежуточный контроль | 2 | Практическая работа. Тест «Удивительные млекопитающие»
| Вопросы теста |
| |||||||
IV Животные и человек (54 часов) | |||||||||||||
37 | 28.12 | Животные в мифах, легендах и на службе.. Анималотерапия | 2 | Теория: Животные в мифах, легендах и на службе. Они нас лечат. Анималотерапия. (Усы, лапы, хвост – наше лекарство). История развития и общие принципы анималотерапии. Кошки и собаки нас лечат (Фелинотерапия). | Презентация. |
| |||||||
38 | 9.01 | Изучение лечебного эффекта на декоративных и домашних животных зоопарка | 2 | Практическая работа: Просмотр презентаций «Лечебные способности кошек, собак, мелких грызунов» Изучение лечебного эффекта на декоративных и домашних животных зоопарка | Ручные животные зоопарка |
| |||||||
39 | 10.01 | Аптека в море | 2 | Теория: Анималотерапия. Аптека в море. Дельфины (Дельфинотерапия). Рыбки нас лечат. | Аквариумные рыбы. |
| |||||||
40 | 16.01. | «Подводный мир» 4 | 2 | Практическая работа: просмотр видеофильма «Подводный мир», презентации «Лечебные способности рыбок и изучение лечебного эффекта на организм человека. | Видеофильм «Подводный мир», презентация. |
| |||||||
41 | 17.01 | Орнитотерапия Иппотерапия | 2 | Теория: Птицы нас лечат (Орнитотерапия). Лошади нас лечат (Иппотерапия). | Видеофильм «Иппотерапия» |
| |||||||
42 | 23.01 | Катание на лошадях. | 2 | Практическая работа. Изучение лечебных способностей лошадей. Катание на лошадях. | Лошади. |
| |||||||
43 | 24.01. | Гирудотерапия Инсектотерапия Змеи нас лечат | 2 | Теория: Анималотерапия. Пиявки (Гирудотерапия). Насекомые (Инсектотерапия). Змеи нас лечат.
| Видеофильм – Получение и использование змеиного яда. |
| |||||||
44 | 30.01. | Экскурсия в центр герудотерапии 8 | 2 | Практическая работа: Экскурсия в центр герудотерапии в Сыктывкаре (например, мед. центр «ВИТА», Клиника новых технологий, Центр традиционной медицины и др.) |
|
| |||||||
45 | 31.01 | Работа с различными с источниками информации по темам | 2 | Практическая работа: поиск материала для докладов, рефератов по теме «Анималотерапия»
| Литература, интернет |
| |||||||
46 | 6.02. | Животные нас кормят | 2 | Теория: Животные нас кормят Молоко и молочные продукты. Их лечебные свойства. От охоты к животноводству. На вкус товарища нет. Меню и религия. «Нетрадиционные продукты питания». Рыба «насущная». Морская столовая. Змеи на первое, второе и третье». Лягушка – «деликатес». Насекомые и их личинки. Презентация «Нетрадиционная пища». | Презентация. |
| |||||||
47 | 7.02. | Экскурсия на молокозавод. | 2 | Практическая работа: Экскурсия на молокозавод. Виды молочной продукции, процесс переработки. | Экскурсия | ||||||||
48 | 13.02 | Пчеловодство. | 2 | Теория: Пчеловодство. Продукты пчеловодства. Пчеловодство в Республике Коми. | Фильм о жизни пчел в улье. |
| |||||||
49 | 14.02. | Экскурсия на пасеку | 2 | Практическая работа Экскурсия на пасеку (по возможности). Общение с пчеловодами республики. | Экскурсия | ||||||||
50 | 20.02 | Они нас одевают | 2 | Теория: Они нас одевают. Шкура на плечах. «Мягкое золото». Игра «Найди пару» Работа с коллекцией мехов. | Коллекция мехов, фото пушных зверей. |
| |||||||
51 | 21.02 | Экскурсия в зоопарк «Пушные звери». | 2 | Практическая работа: экскурсия в зоопарк «Пушные звери». Знакомство с пушными зверями зоопарка ГУДО РК «РЦЭО». | Пушные звери в зоопарке. |
| |||||||
52 | 27.02 | Шелк и его родственники | 2 | Теория: Шелк и его родственники. История шелководства.
| Коллекция –бабочка и кокон тутового шелкопряда. Фильм. |
| |||||||
53 | 28.02 | Виды «живого транспорта» в разных странах. | 2 | Теория: Виды «живого транспорта» в разных странах. Презентация «Животные нас возят». Ездовые животные зоопарка. | Лошади, осел, лама, як. |
| |||||||
54 | 7.03 | Бионика как наука | 2 | Теория: Бионика. Животные подсказывают изобретения. | Презентация. |
| |||||||
55 | 9.03 | Р абота с литературой над тематическими докладами | 2 | Практическая работа: работа с литературой над тематическими докладами - Крылья напрокат (насекомые, птицы. «Рыбьи» рекорды (форма тела рыб, китов, кожа дельфинов). Работа в интернете – поиск информации. Учителя сухопутные (гидравлическая система паука, гусеницы и пингвины-вездеходы). Природа – приборостроитель («реактивный» двигатель кальмаров, электронный «глаз жабы», фотокамера и «глаз мухи»). | Литература, интернет |
| |||||||
56 | 14.03 | «Профессии животных». | 2 | Теория: «Профессии животных». Архитекторы (птицы, звери и насекомые-строители). Игра – найди пару. Голубиная почта, собаки- поводыри, подрывники. Пастухи и сторожа (страусы, змеи, гуси). Обезьяны – сборщики урожая. «Валюта древних». Натуральные краски. Свет от животных. | Презентация «Профессии животных». |
| |||||||
57 | 15.03 | Игра «Звёздный час» | 2 | Практическая работа: Игра «Звёздный час» -Профессии животных. | Вопросы игры |
| |||||||
58 | 21.03 | Живые барометры | 2 | Теория: Живые барометры. Погода и прогнозы. Птицы – крылатые барометры. Лесные барометры - млекопитающие. Насекомые синоптики. Жители рек и озёр. Предсказатели стихийных бедствий. Животные – сейсмографы
| Презентации: Птицы – крылатые барометры. Лесные барометры - млекопитающие. Насекомые синоптики. Жители рек и озёр. Животные – сейсмографы. |
| |||||||
59 | 28.03 | Наблюдения за синоптическими способностями домашних и декоративных животных | 2 | Практическая работа: наблюдения за синоптическими способностями домашних и декоративных животных (домашние – собаки, козы, овцы, лошади; декоративные, дикие птицы и звери зоопарка). Работа в интернете – поиск информации по теме.
| Животные разных групп в зоопарке. |
| |||||||
60 | 29.03 | Живые компасы. | 2 | Теория: Живые компасы. Ориентация в природе с помощью животных. Игра – Крестики-нолики «Животные – барометры и компасы» | Вопросы игры |
| |||||||
61 | 4.04 | Животные рядом с нами. | 2 | Теория: Животные рядом с нами. Кошки, их разнообразие, породы. Язык кошек. Рассказы о поведении домашних питомцев. Животные и наука. «Памятники животным». | Презентация «Язык кошек». |
| |||||||
62 | 5.04 | Составление вопросов для итоговой игры брейн-ринг | 2 | Практическая работа: работа с литературой – поиск материала и составление вопросов для итоговой игры брейн-ринг«Животные в жизни человека» | Работа с литературой – поиск материала по теме |
| |||||||
64 | 11.04 | Игра– брейн-ринг | 2 | Практическая работа Игра– брейн-ринг«Животные в жизни человека» | Вопросы игры |
| |||||||
V Зачетное занятие | |||||||||||||
65 | 12.04 | Тест | 2 | Тест: «Удивительная жизнь и поведение животных»
| Вопросы теста |
| |||||||
VI Экскурсии, походы, (16 час). | |||||||||||||
66-67 | 18.04 | Поход - экскурсия | 4 | Условия обитания животных в природе, жилища животных. Обитатели леса, луга. | Блокнот, карандаш, фотоаппарат, компас. Походное снаряжение. |
| |||||||
68-69 | 19.04 | Поход - экскурсия | 4 | Экскурсия в Лемское охотничье хозяйство – содержание охотничье –промысловых животных | Блокнот, карандаш, фотоаппарат, компас. Походное снаряжение. |
| |||||||
70-71 | 26.04 | Поход - экскурсия | 4 | «Обитатели водоема» (водоемы окрестностей Сыктывкара)
| Блокнот, карандаш, фотоаппарат, компас. Походное снаряжение. |
| |||||||
72 | 10.05 | Поход - экскурсия: | 4 | Разведение рыбы в Нювчиме. Способы искусственного разведения форели.
| Блокнот, карандаш, фотоаппарат, компас. Походное снаряжение. |
| |||||||
Всего часов | 144 |
|
| ||||||||||