Основные понятия в сфере физической культуры

Материал по дисциплине «Физическая культура и спорт»

Для студентов заочной формы обучения

 

Введение

 

Дисциплина «Физическая культура и спорт» является обязательной в образовательных программах студентов нефизкультурных ВУЗов, обучающихся по заочной, очно-заочной и дистанционной форме образования. Теоретический курс дисциплины, рассчитан для студентов, сочетающих работу с учебой, и вследствие этого, испытывающих постоянные перегрузки организма. Содержание материала изложено в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего образования по соответствующим направлениям и требованиями примерной учебной программы. В материал входят теоретический, методический и организационные основы физического воспитания студентов, основные понятия в сфере физической культуры.

Физические упражнения – двигательные действия, используемые для физического совершенствования человека, основное средство физической культуры.

Существует классификация упражне­ний по физиологическим признакам – этостатические, динамические, имеющие свои особенности (связанные со стандартностью и нестандартностью движений циклического и ациклического характера), которые развивают определенные физические качества (силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость), повышают функциональные возможности организма путем совершенствования физиологических функций. Двигательные качества являются жизненно необходимыми.

Люди заметили, что повторяемые двигательные действия, схожие с трудовыми движениями способствует повышению результативности процесса труда. Одновременно был выявлен эффект влияния регулярного применения двигательных действий не только на результаты трудовой деятельности, но и на физическое развитие самого человека, улучшения его физических качеств, расширения арсенала его двигательных умений и навыков, приобретения атлетических форм телосложения.

Следствием этого осознания явилось широкое использование людьми различных движений и мышечных напряжений для своего физического развития, а не только для эффективной трудовой или военной деятельности. Такие движения (двигательные действия), используемые для физического совершенствования человека и были названы физическими упражнениями. В качестве физических упражнений могут использоваться любые движения или статические напряжения мышц, которые используются осознано для улучшения здоровья, физического развития, формирования двигательных навыков. Например, такая естественная форма движения как ходьба, применяется для укрепления здоровья, улучшения работы сердечно - сосудистой и дыхательной систем, развития выносливости, то она становится физическим упражнением.

Медики отметили, что систематические занятия физической культурой являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, и поддержания нормального уровня деятельности и работоспособности организма.

При выполнении физических упражнений от работающих мышц, суставов и связок в ЦНС, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из ЦНС направляются ко всем внутренним органам, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, чувство прилива сил.

Физическая тренировка – процесс регулярного и систематического выполнения физических упражнений.    

Регулярно и систематично выполняемые физические упражнения оказывают мощное влияние на организм занимающихся. Под воздействием физических нагрузок в организме происходят деструктивные изменения, такие как, разрушение структурного белка мышц, расход энергетических источников, утомление нервной системы и другие процессы. Эти процессы стимулируют процессы их восстановления и даже сверхвосстановления после определенного интервала отдыха между тренировочными занятиями.  

В результате этих процессов в организме происходят физиологические сдвиги, которые обуславливают повышение уровня физических качеств, расширение функциональных возможностей. 

Управление тренировочным процессом производится путем планирования (или программирования), учета, анализа и коррекции.

Тренировочные программы содержат количественные и качественные параметры физической нагрузки, такие как её объём и интенсивность, выражаемые в цифровом виде. Величины нагрузок определяются в зависимости от реакции на них организма. В разных видах спорта они могут быть разными. Так, например, в силовых видах параметрами объема являются количество повторений (подходов, подъемов штанги), тоннаж; а параметрами интенсивности – средний вес штанги, величина отягощения, выраженная в процентах от максимального результата. В беговых видах объем нагрузки может планироваться в километраже, времени, количестве пробегаемых отрезков. Интенсивность - в скоростном выражении, темпе, в величинах частоты пульса, в количестве шагов в минуту. Обязательно планируются распределение упражнений, величин нагрузки по тренировочным занятиям, по циклам занятия; продолжительность интервалов отдыха как между отдельными упражнениями, так и между занятиями, тренировочными циклами. Таким образом, физическая тренировка представляет управляемый процесс регулярного и систематического использования физических упражнений.  

 

Основные понятия в сфере физической культуры

Физическая культурапоявился в конце 19 века в Анг­лии в период бурного становления современного спорта. Уже само наименование физическая культура указывает на ее принад­лежность к культуре. Современное ёмкое понятие культура охватывает всю совокупность способов и результатов человеческой преобразовательной дея­тельности, имеющих ценность для общества и личности.

Физическая культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и используемых обществом для физического совершенствования людей и укрепления их здоровья.

Физическая культура личности – часть общей культуры человека, отражающая степень освоения и использования им ценностей физической культуры.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, повышение уровня физических качеств, формирование и развитие двигательных навыков, улучшения форм тела (осанка, развитие грудной клетки, мышц).

Средства физической культуры: физические упражнения;естественные силы природы; гигиенические факторы; информационные технологии.

Деятельностная сфера физической культуры: массовая физическая культура; лечебная физическая культура; спорт (олимпийский спорт и спорт для всех); адаптивная физическая культура (и адаптивный спорт).

Массовая физическая культура. Массовую физическую культуру обра­зуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического вос­питания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздо­ровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения тело­сложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация – это процесс использования средств физической культуры в режиме двигательно-активного отдыха с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, туризм, пешие и велосипедные прогулки, проводимые на свежем воздухе, в результате которых достигается хорошее самочувствие и настроение, с целью восстановления умственная и физическая работоспособность или после болезней.

Оздоровительно – реабилитационная ФК – компонент ФК, использующий средства физической культуры с целью восстановления функций организма после заболеваний, перенесенных травм, а также при утомлении. Основными средствами ее являются: лечебная гимнастика; циклические упражнения с дозированной нагрузкой (ходьба, бег, плавание и др.).

Единая спортивная классификация (ЕСК) – это нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности. ЕСК служит для сравнивания результатов как внутри одного вида спорта, так и между различными видами спорта.

Спорт – один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной подготовки человека к соревнованиям.

Массовый спорт – регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей разных возрастных групп с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения работоспособности, овладения жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Спорт высших достижений – систематическая плановая многолетняя подготовка и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших соревнованиях.

Спорт высших достижений не является компонентом физической культуры, так как не направлен на укрепление здоровья и физические нагрузки часто превышают возможности организма. Спорт высших достижений имеет как личное, так и общенациональное достояние. Победы спортсменов вносят вклад в укрепление авторитета страны.

Виды спорта, в которых двигательная активность и тренировочная нагрузка настолько незначительны, что не приводят к физическому развитию спортсмена (стрельба, шахматы, шашки, бридж, бильярд, ряд технических видов спорта и др.).   

Такие виды спорта не могут служить средствами физического воспитания студентов.

Спортивные соревнования – одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы, средство активизации физической подготовки спортсменов.

Спортивная деятельность выполняет следующие социальные функции: 1) спорт как соревновательная деятельность; 2) спорт как средство разностороннего развития человека; 3) оздоровительно-рекреативная функция спорта; 4) спорт как зрелище, т.е. эстетическое свойство спорта; 5) спорт как сфера широких социальных отношений; 6) экономическое значение спорта.

Спортивная физическая подготовка направлена на целенаправленное развитие тех физических качеств и совершенствование тех двигательных уме­ний и навыков, которые обеспечивают успех в определенном виде спорта.

Двигательная активность – двигательная деятельность человека, обеспечивающая его физическое и психическое развитие.

Двигательное умение – врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления.

Двигательный навык – двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления.

Физические (двигательные) качества – определенные стороны двигательных возможностей человека.

Методы физического воспитания – способы использования средств физической культуры, позволяющие решать задачи обучения движениям и развития физических качеств.

Функциональная подготовленность – состояние систем организма и их реакция на физическую нагрузку.

Физкультурное воспитание – составная часть общего вос­питания. Это учебный, педагогический процесс, направленный на освоение чело­веком личностных ценностей физической культуры. Оно включает: 1)спортивное, 2) физическое, 3) эстетическое, 4) валеологическое, 4) нравственное, 5) акмеологическое воспитание.

Основоположником научной системы физкультурного воспитания (перво­начально – физического образования) является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образова­ния» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке спе­циалистов физического воспитания, прообразом современного Санкт-Петер­бургского университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Выпускники получают профессиональное высшее физкультурное образование. В не физкультурных вузах студенты получают неспециальное (непрофессиональное, общее) физкультурное образование.

Физическое развитие биологический процесс становления и измене­ния естественных морфологических и функциональ­ных свойств орга­низма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, си­ла, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.). Физическое развитие управляемо. Физическое развитие в известной мере обусловливается законами на­следственности, закону возрастной ступенчатости, закону единства организма и среды. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека.

Физическая подготовка – это одна из разновидностей физической тренировки, имеющая выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение движений и развитие физических способностей применительно к определенному виду деятельности.

Физическая подготовленность – это результат физической подготовки, показывающий уровень развития физических качеств (силы, быстро­ты, выносливости, гибкости, ловкости), формирования двигательных умений и навыков, необходимыми для успешного осуществления опреде­ленного рода деятельности человека (профессиональный труд, воинская служ­ба, медицинское функциональное обследование, спорт и т.д.), а также по степени работоспособности в профессиональной и иной деятельности.

Физическое совершенство – уровень здоровья и гармонического развития личности, которое соответствует требованиям трудовой и других сфер жизненной деятельности.

Системы физических упражнений – совокупность специально подобранных упражнений.

Общая физическая подготовка (ОФП) направлена на достижение определенно­го уровня развития основных физических качеств, на овладение жизненно не­обходимыми умениями и навыками и является одной из основных составляю­щих процесса физического воспитания.

На основе общей физической подготовленности строится специальная физическая подготовка, в частности, спортивная и профессионально-приклад­ная физическая подготовка (ППФП), являющиеся не менее важными состав­ляющими процесса физического воспитания.

Специальная физическая подготовка (СФП) – процесс развития тех физических качеств, которые наиболее необходимы для конкретного вида спорта или трудовой деятельности. Видами СФП являются: спортивная подготовка, которая готовит спортсменов к выступлениям на соревнованиях; профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП), которая физически готовит людей к профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) обеспечивает развитие и совершенствование профессионально важных физических и пси­хических качеств, а также повышение общей (неспецифической) устойчивости организма к неблагоприятным условиям профессиональной деятельности.

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке.Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются деятельностью (функционированием) костно-мышечной, дыхательной, сердеч­но-сосудистой, нервной и других систем организма. Состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку определяют функциональ­ную подготовленность организма к физической на­грузке. Функциональную подготовленность отдельной системы организма оце­нивают с помощью так называемых функциональных проб.

Жизненно-необходимые умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности, обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.

Гигиеническая физическая культура. Основными средствами её являются:

Утренняя гимнастика. С помощью упражнений невысокой интенсивности достигается более быстрый после сна переход организма от низкой к высокой работоспособности.

Физические упражнения в режиме дня. С помощью физические упражнений, применяемых в течение дня, поддерживается работоспособность.

Прогулки. Прогулки являются хорошим средством снижение излишнего возбуждения нервной системы, закаливания и оздоровления организма.

Производственная физическая культура (ПФК) – система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.  

Производственная гимнастика – комплексы упражнений, применяемых в режиме рабочего дня для повышения и восстановления работоспособности, а также профилактики заболеваний.  

Профессиональное утомления – снижение работоспособности в результате профессиональной деятельности.  

Профессиональное заболевание – заболевание, возникшее в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.   Производственный травматизм – совокупность травматических повреждений, полученных при несчастных случаях на производстве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: