Русское искусство периода XV-XVIвв.
1. Искусство периода образования государства,
2. Искусство периода утверждения государственности
3. Искусство России на пороге Нового времени
К концу XV столетия (время правления Ивана III 1462-1505), русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство.
Архитектура
Объединение всех русских земель и возникновение единого общерусского государства обусловили широкую строительную деятельность. Особенное внимание было уделено Москве. Сюда были привлечены мастера из Пскова, Владимира, а также на московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Обращаясь к иноземным зодчим, великий князь хотел использовать достижения западноевропейского инженерного искусства. Но в основе всего ансамбля кремлевских стен и башен - традиции исконно русского зодчества.
Джакомо Кваренги. Вид на соборную площадь Московского Кремля. 1797. Эрмитаж
Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля сложился на рубеже XV-XVI веков. Сегодня он является уникальным памятником отечественной истории и культуры времени создания единого Русского государства.
|
|
Планировка площади сложилась в XIV веке, когда были построены первые, не сохранившиеся до наших дней Успенский собор, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника под колокола. Позднее появился первый, примыкающий к великокняжескому дворцу Благовещенский собор, а в середине XV века Ризоположенская церковь. Нынешний облик площади сложился в конце XV — начале XVI века. Перестройка Кремля начинается при участи итальянских мастеров.
Столп "Ивана Великого" играет большую роль в формировании силуэта московского Кремля. Иван Калита поставил на самом высоком месте Боровицкого холма церковь в честь святого Иоанна Лествичника, которого считал своим покровителем. Церковь имела форму столпа, над ней располагалась колокольня. При Иване III, когда перестраивался весь Кремль, была заново возведена и эта церковь. Новую церковь построил архитектор Бон Фрязин за три с небольшим года (1505-1509). Она состояла из трех восьмериков, поставленных один на другой, причем нижний восьмерик являлся перестроенной церковью Иоанна Лествичника.
Архитектурный облик каждого здания в значительной степени определен его назначением и ролью в этом ансамбле.
Успенский собор – первый на Руси храм зального типа с крестовыми сводами был возведён благодаря деятельности итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Собор было предписано создать по образцу владимирского Успенского собора, но не желая копировать, итальянский архитектор сумел привнести много нового в его строительство. Новизна заключалась в строгой разбивке прямоугольного плана на 12 равных квадратов, чего ранее в средневековой Руси не делалось. В Успенском соборе проходили коронации русских царей и императоров.
|
|
В XVI веке, при Иване Грозном, Благовещенский собор стал личным царским храмом.
Напротив Благовещенского собора располагается собор Архангела Михаила. Он был возведен в 1505-1508 годах на месте храма XIV века итальянским архитектором Алевизом Новым. Архангельский собор служил усыпальницей царей.
В Грановитой палате принимались иностранные послы, проходили земские соборы. Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения. Красное крыльцо Грановитой палаты было снесено в 1930 году по приказу Сталина, в 1994 году восстановлено.
Наиболее полно и глубоко архитектурно-художественные идеи XVI века раскрылись в одном из самых замечательных созданий русских зодчих - соборе Покрова «на рву», или храме Василия Блаженного, возведенном Бармой и Посником в 1555-1560 годах. Собор Василия Блаженного, сооруженный в честь взятия войсками Ивана IV столицы Казанского ханства, стал символом окончательной победы русского народа над татарами.
Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в XVI в. Самым замечательным сооружением подобного типа стала церковь Вознесения, возведённая на высоком берегу Москвы-реки в подмосковном селе Коломенском (ныне черте г. Москвы).
Монументальная живопись.
Так же как и архитектура, изобразительное искусство второй половины XV века переживает большой подъем. Главным направлением в живописи великокняжеской Москвы было творчество Дионисия (ок. 1440-1503) и его школы. Впервые имя Дионисия упоминается в связи с росписью церкви Рождества Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре вместе с именем мастера Митрофана.
Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря
Ферапонтов монастырь основан в 1398 г. преподобным Ферапонтом. Этот сравнительно небольшой монастырь в Вологодской земле хорошо известен не только русским людям, но и за рубежом. Здесь вот уже пять столетий радуют душу и восхищают зрение дивные фрески Дионисия.
Собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря
Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре - единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившихся в первозданном виде от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI - XV вв.
На самых видных местах храма представлены
«Покров Богоматери», фреска восточной стены. «О Тебе радуется», фреска Ферапонтова монастыря.