Базисные понятия иммунологии

ОБЩЕЙ ИММУНОЛОГИИ

  

Издательство НГМА

                                                  Н. НОВГОРОД

              Министерство здравоохранения Российской Федерации

 

Нижегородская государственная медицинская академия

Кафедра микробиологии и иммунологии

          Задачи по общей иммунологии

                                   Учебно-методическое пособие

 

            Под редакцией члена-корреспондента РАЕН

                            проф. А.Н.Маянского

 

 

Нижний Новгород, 2005

 

УДК 616-097

 

 

Задачи по обшей иммунологии: Уч.-метод. Пособие /Под ред. А.Н.Маянского. Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2002.

 

 

     Методические разработки составлены в соответствии с программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов медицинских высших учебных заведений, учебным планом по микробиологии и иммунологии (2000), а также с учётом положения о внутривузовской аттестации практической и теоретической подготовки студентов.

     Методические разработки предназначены для самостоятельной работы студентов на практических занятиях, контроля теоретических знаний на итоговых семинарах и проведения экзамена по разделу «общая иммунология».

 

     Рекомендовано к изданию ЦМС Нижегородской государственной медицинской академии.

 

                                                                                 © А.Н. Маянский,

                                                                                       М.И.Заславская,

                                                                                  Е.Г.Зеленова,

                                                                                  С.П.Рассанов

                                                                                Е.В.Салина,

                                                          В.С. Кропотов,   2005 г.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

       «Задачи по общей иммунологии» являются продолжением серии учебно-методической литературы, разрабатываемой коллективом кафедры микробиологии и иммунологии Нижегородской государственной медицинской академии. Пособие включает в себя все основные темы, предусмотренные программой МЗ РФ для медицинских вузов. В них вошли следующие разделы: «Базисные понятия иммунологии», «Антигены», «Иммуноглобины. Антитела», «Генетические основы клонированности лимфоцитов, разнообразия и синтеза», «Рецепторы лимфоцитов. Главный комплекс гистосовместимости (MHC/HLA). MHC/HLA-рестрикция иммунного ответа», «Индукция иммунного ответа. Цитокины», «Реализация (эффекторная фаза) иммунного ответа», «Система комплемента», «Фагоциты и фагоцитоз», «Противоинфекционный иммунитет», «Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Вакцины», «Иммунохимический анализ». Представленный материал может быть использован в качестве руководства для самоконтроля знаний по иммунологии, а также для проведения семинарских занятий, зачетов и экзаменов. Вопросы, входящие в задачи имеют разную степень сложности, но тем не менее их решение требует чёткого знания предмета и широкого профессионального кругозора. Каждая из задач является принципиальным планом для обсуждения определённой темы и не должна ограничиваться альтернативным угадыванием ответов. 

 

 

Базисные понятия иммунологии

Задачи предназначены для закрепления знаний по следующим вопросам:

1. Иммунитет: этимология термина. Эволюция понятия: от противо­инфекционной резистентности к иммунологическому надзору за структурным гомеостазом.

2. Категории "свое" и "чужое" как основа кон­цепции об иммунологическом надзоре. Антигены как носители структурной чужеродности и индукторы иммунологического конфликта.

3. Базисные различия между антигензависимым иммунитетом и антигеннезависимой резистентностью (врожденным иммунитетом). Толкование иммунологического понятия «специфичность». 

4. Категории неинфекционной иммунологии.

5. Принципиальная схема иммунного ответа (от индукции до реализа­ции). Понятие о гуморальном, клеточном иммунитете и их эффекторах. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность.

6. Клетки иммунной системы: центральная позиция лимфоцитов, вспомогательные клетки. Понятие о CD-антигенах. Основные функциональные варианты Т-лимфоцитов.

7. Центральные (первичные) органы иммунной системы. Результаты антигеннезависимой дифференцировки лимфоцитов в центральных органах иммунитета (клонирование, аутотолерантность, функциональное созревание лимфоцитов).

8. Периферические (вторичные) органы/ткани иммунной системы. Результаты антигензависимой активации лимфоцитов в периферической лимфоидной ткани (иммуногенез).

9. Рециркуляция лимфоцитов как основа функционального единства иммунной системы. Молекулярные основы «целевой направленности» миграции лимфоцитов (homing-эффект; от англ. home – дом, homing – возвращение). 

 

1. Индукция иммунного ответа предполагает участие следующих факторов и клеток:

1. Антигены. 2. Антитела. 3. В-лимфоциты. 4. Т-лимфоциты. 5. Антигепредставляющие клетки.

 

2. Уникальные (базисные) признаки антигензависимого иммунитета:

1. Приобретаемость. 2. Специфичность. 3. Память. 4. Целиком базируется на образовании антител

5.Единственный механизм противоинфекционной резистентности.

 

3. Положения, справедливые для понятия «врожденный иммунитет»:

1.  Специфичность. 2. Индуцируется антигенами. 3. Базируется на лимфоцитарных реакциях.

4. Включает факторы и механизмы первой линии противоинфекционной защиты. 5. Обладает иммунологической памятью

 

4. Специфические эффекторы клеточного иммунитета:

1. Макрофаги. 2. Дендритные клетки. 3. Т-лимфоциты. 4. В-лимфоциты. 5. Нейтрофилы.

 

5.Специфические эффекторы гуморального иммунитета:

1. Антигены. 2. Комплемент. 3. Антитела. 4. Цитокины. 5. Лизоцим

      

6.Клетки, с которыми связаны вспомогательные функции на этапе индукции иммунного ответа:

1. Нейтрофилы. 2. Тучные клетки. 3. Макрофаги. 4. Дендритные клетки. 5. Эозинофилы.

 

7. Клетки, выполняющие вспомогательные функции на этапе реализации иммунного ответа:

1. Нейтрофилы. 2. Тучные клетки. 3. Макрофаги. 4. Дендритные клетки. 5. Эозинофилы.

 

8.Функциональное назначение индуктивной фазы иммунного ответа:

1. Образование антител. 2. Образование Т-эффекторов. 3. Активация фагоцитов. 4. Формирование иммунологической памяти. 5. Клонирование лимфоцитов

 

9. Базисный механизм индуктивной фазы иммунного ответа:

1. Клонирование В-лимфоцитов. 2. Клонирование Т-лимфоцитов. 3. Активация антигенчувствительных клонов лимфоцитов. 4. Активация фагоцитов. 5. Опсоническая кооперация.

 

10. Центральные органы системы иммунитета (млекопитающие):

1. Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками. 2. Костный мозг.

 3. Лимфатические узлы. 4. Тимус. 5. Селезенка.

 

11. Периферические органы системы иммунитета:

1. Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками. 2. Костный мозг.

3. Лимфатические узлы. 4. Тимус. 5. Селезенка.

 

12. Наиболее крупный отдел лимфоидной системы иммунитета:

1. Лимфоидная ткань, ассоциированная со слизистыми оболочками. 2. Костный мозг.

3. Лимфатические узлы. 4. Тимус. 5. Селезенка. 

 

13. Клетки иммунной системы, специфически распознающие антигены:

1. Макрофаги. 2. Дендритные клетки. 3. Т-лимфоциты. 4. В-лимфоциты. 5. Эозинофилы.

6. Нейтрофилы. 7. Тучные клетки.

 

14. Иммунологически значимые события, происходящие в тимусе:

1. Дифференцировка основных функциональных вариантов (CD4+, CD8+) Т-лимфоцитов.

2. Клонирование Т-лимфоцитов. 3. Негативная селекция клонов. 4. Позитивная селекция клонов

5. Антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов

 

15. Положения, справедливые для антигеннезависимой дифференцировки лимфоцитов:

1. Происходит в центральных органах иммунитета. 2. Происходит в периферической лимфоидной ткани. 3. Предполагает клонирование лимфоцитов по чувствительности к антигенам. 4. Лежит в основе иммунологической толерантностью. 5. Сопровождается развитием иммунологической памяти

 

16.Клонирование лимфоцитов:

1. Результат антигензависимой дифференцировки. 2. Происходит в центральных органах иммунитета. 3. Результат рекомбинационной перестройки «зародышевых» генов клеток-предшественников. 4. Основа антигенной специфичности иммунного ответа. 5. Основа функциональной неоднородности Т-лимфоцитов.

 

17.Понятие «иммуногенез» отражает следующие процессы:

1.Антигензависимую дифференцировку лимфоцитов в периферической лимфоидной ткани.

2. Антигеннезависимую дифференцировку лимфоцитов в центральных органах иммунитета.

3. Образование антител. 4. Образование Т-эффекторов. 5. Образование клеток иммунологической памяти.

18.Тканевое расселение лимфоцитов в ходе их рециркуляции:

1. Носит случайный характер. 2.Обеспечивается механизмом homing-эффекта («эффект возвращения»). 3. Зависит от взаимной комплементарности рецепторов лимфоцитов и эндотелиоцитов. 4. Лежит в основе относительной автономии лимфоидной ткани слизистых оболочек. 5. Имеет значение для реализации иммунного ответа

 2. Антигены

Задачи предназначены для закрепления знаний по следующим вопросам:

 

1. Определение понятия: антигены как индукторы и мишени иммунного ответа. Источники и химическая природа антигенов. 2. Структурная чужеродность как основа иммунного конфликта. Специфичность и иммуногенность антигенов. Факторы, определяющие антигенный потенциал и его реализацию. 3. Гаптены и субмолекулярная организация полноценных антигенов (эпитопы, носитель).

4. Структурные и функциональные особенности В- и Т-эпитопов. Понятие о конформационных и секвенциальных (линейных) эпитопах и их участии в реакциях гуморального и клеточного иммунитета.

5. Взаимоотношения антигенов с антигенпредставляющими клетками (процессинг и представление Т-зависимых антигенов). Т-зависимые и Т-независимые антигены. 6. Поливалентность (полиэпитопность) полноценных антигенов и ее проявления. 7. Аллоантигены, аутоантигены. 8. Суперантигены как неспецифические (поликлональные) активаторы лимфоцитов.

 

19. Возможные источники антигенов для человека:

1. Микроорганизмы. 2. Животные. 3. Растения. 4. Искусственно синтезированные молекулы.

5. Другие люди. 6. Компоненты собственных тканей.

 

20. Факторы, определяющие иммуногенность антигена:

1. Структурная чужеродность. 2. Молекулярная масса. 3. Химическая природа. 4. Способ введения

5. Дозировка

 

21. Эпитопы (антигенные детерминанты):

1. Определяют иммуногенность антигенов. 2. Определяют специфичность антигенов. 3. Идентичны для В- и Т-лимфоцитов. 4. Небольшие фрагменты антигенных молекул. 5. Структурно чужеродны для организма.

 

22. Функции эпитопа (антигенной детерминанты):

1. Определяет иммуногенность антигена. 2. Определяет специфичность антигена. 3. Определяет комплементарность антигена рецепторам лимфоцитов. 4. Определяетвзаимодействие антигена с антителами. 5. Определяет взаимодействие антигена с антигенпредставляющими клетками.

 

23. Специфичность антигена определяют:

   1. Т-эпитопы. 2. В-эпитопы. 3. Элементы носителя. 4. Размер молекулы. 5. Все перечисленное.

 

24. Функции белка-носителя в молекуле антигена:

1. Специфичность. 2. Иммуногенность. 3. Взаимодействие с антигенпредставляющими клетками.

4. Субстрат для образования Т-эпитопов (HLA-пептидов). 5. Носитель В-эпитопов

        

25. Причина, по которой гаптены лишены иммуногенности:

1. Отсутствие чужеродности. 2. Отсутствие эпитопа (антигенной детерминанты). 3. Отсутствие носителя. 4. Низкая молекулярная масса. 5. Токсичность.

 

26. Свойства гаптенов:

1. Иммуногенность. 2. Чужеродность. 3. Эпитопная специфичность. 4. Способность связываться с преформированными антителами. 5. Способность индуцировать синтез антител

 

27. Положения, справедливые для В-эпитопов:

1. Элементы нативных молекул (конформационные эпитопы). 2. Могут отражать особенности первичной структуры антигенных молекул (секвенциальные/линейные эпитопы).

3. Обладают поликлональной специфичностью. 4. Результат процессинга (переработки) антигенов в антигенпредставляющих клетках. 5. Близки понятию «гаптен».

 

28. В-эпитопы:

1. Фрагменты белковых антигенов. 2. Фрагменты небелковых антигенов. 3. Обладают иммуногенностью. 4. Вступают в прямое взаимодействие с рецепторами лимфоцитов.

5. Специфически реагируют с антителами.

 

29. Положения, справедливые для Т-эпитопов:

1. Производные белковых антигенов. 2. Производные небелковых антигенов. 3. Результат процессинга (переработки) антигенов в антигенпредставляющих клетках. 4. Вступают в прямое взаимодействие с рецепторами лимфоцитов. 5. Воспринимаются лимфоцитами в системе молекул главного комплекса гистосовместимости (MHC/HLA).

 

30. Конформационные эпитопы:

1. Т-эпитопы. 2. В-эпитопы. 3. Основа антигенспецифического взаимодействия с антителами

 4. Презентируются молекулами главного комплекса гистосовместимости (MHC/HLA).

5. Формируются в результате процессинга (переработки) антигенпредставляющими клетками.

 

31. Поливалентность антигена может быть связана со следующими причинами:

1. Наличие нескольких однотипных (одинаковых по специфичности) эпитопов. 2. Наличие эпитопов разной специфичности. 3. Особености носителя. 4. Способность связывать несколько молекул антител одной специ­фичности. 5. Способность связывать несколько молекул антител разной специ­фичности

 

32. Позиции, справедливые для понятия "аллоантигены":

1. Определяют внутривидовые особенности тканевых антигенов. 2. Определяют несовместимость ксенотрансплантатов. 3. Определяют развитие аутоиммунных реакций. 4. Идентичны у близких родственников. 5. Определяют несовместимость аллотрансплантатов.

 

33. «Суперантигены»:

1. Вызывают поликлональную (неспецифическую) стимуляцию лимфоцитов. 2. Вызывают моноклональную (специфическую) стимуляцию лимфоцитов. 3. Вызывают цитокин-опосредованную интоксикацию. 4. Вызывают комплемент-опосредованную интоксикацию. 5. Обладают опсонической активностью

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: