Супрематизм в других формах дизайна

 

Малевич был дизайнером флакона одеколона «Северный» (прил. 26). Художник придумал флакон по просьбе парфюмера Александра Брокара. Год создания: 1908. Хранится в частном собрании. В начале века художник трудился в традиционной живописи и создавал объёмные произведения в этом направлении. Дизайн флакона соответствует названию одеколона: это прозрачный стеклянный флакон, по форме – как ледяная гора, на которой стоит белый медведь (создан из матового стекла).

Удачно подобраны сочетания структуры материала и формы. Создается действительно ощущение, что флакон очень холодный и льдистый. Медведь также создан из белого матового стекла. Эта фигура неполая, поэтому вес флакона весьма ощутим. Медведь также выполняет функцию ручки, за которую можно поднять крышку флакона. А сверху – колпачок в виде медведя (прил. 27).

 

Помимо дизайна посуды, Малевич создавал эскизы тканей (прил. 28).

Их орнаментовка придумывалась под влиянием все того же супрематизма: на ткани мы видим фигуры и типичные цвета – чёрный, красный, синий, зеленый.

По эскизам Малевича и Александры Экстер, художницы и дизайнера,

(прил. 29) мастерицы села Вербовка делали вышивки (прил. 30). Вышивали платки, скатерти и подушки, а потом продавали их на ярмарках. Такие вышивки особенно популярными были на ярмарках в Берлине.

Также Малевич нарисовал эскизы костюмов для спектакля «Победа над Солнцем» (прил. 31). Это была пьеса-эксперимент, которая бросала вызов логике. Единственным музыкальным инструментом, который сопровождал пьесу, было расстроенное пианино.

(Слева направо: Внимательный рабочий, Спортсмен, Забияка)

 И даже в архитектуре Малевич с легкостью дал толчок новым идеям. С 1929 года он начинает работать с гипсом и создает модели архитектуры будущего, которым дает название "архитектоны". Это были те же супрематические идеи только в трех измерениях. Самое поразительное, что скоро стало ясно, что архитекторы приняли эти идеи. (Здания русского авангарда, построенные в тот же период времени – прил. 32)

 

Удивительный факт, но художник вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии он называл своими первыми учителями искусства обычных крестьянок. Будущий художник смотрел на их творчество и понимал, что хочет научиться так же. Присмотритесь к вышивке – вот оно, начало супрематизма.

Здесь мы видим ту же геометрию, которую позже создаст Малевич. Это орнаменты без начала и конца – разноцветные фигуры на белом фоне, квадраты. На супрематических рисунках Малевича фон белый, ведь он означает бесконечность; а цвета узоров те же: используются красный, чёрный, синий.

Цвет по Малевичу — сильная живая материя, несущая в себе определенное смысловое и эмоциональное наполнение. Причем в разных сферах жизни он действует по-разному.

Осознав это, художник выходит за пределы холста и начинает работать над созданием спецодежды. Именно он предложил использовать оранжевый для цвета куртки железнодорожных рабочих как наиболее контрастный, а врачам посоветовал сменить белые халаты на бирюзовые. Ведь белый, по его мнению, лишь усиливает боль и вызывает чувство страха. Действительно, кто не боится “белых халатов”?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: