До сих пор идеи Малевича по прежнему актуальны в дизайне, и даже спустя много лет и дизайнеры не преминули возможностью вдохнуть в свои коллекции красочный дух супрематизма. Сегодня «Apollo» вспоминает модные коллекции, вдохновленные идеями художника (прил. 33) Идейным мотивом здесь неизменно выступают четкость форм, доминанта цвета и абстрактное сочетание геометрических фигур (прил. 34). Чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие.
На российском рынке коллекцию под названием «Супрематизм» впервые представила Даша Гаузер, открыто заявляя: «Моя коллекция была вдохновлена живописью Казимира Малевича» (прил. 35)
Фёдор Возианов продолжил мысль Гаузер, и спустя несколько лет представил киевскому бомонду «Супрематизм 2.0» (прил. 36).
«Я вдохновляюсь Малевичем не первый год: он сделал свой круг, квадрат и крест уже сто лет назад, но его творчество очень созвучно современной моде. Малевич использовал символы как базовый элемент. А мода оперирует знаками и символами», — заключает Возианов.
|
|
Наконец, самый неоднозначный российский дизайнер современности Гоша Рубчинский также подчеркивает свой интерес к работам известного художника: дизайнер не раз цитирует супрематические композиции 1900-х годов. А полноценный оммаж (работа-подражание другому художнику) Малевичу кутюрье отдаёт в коллекции для «Adidas Football», объединив советский авангард и современный андеграунд (прил. 37).
5. ВЫВОД:
Более века супрематизм приводит к жарким дискуссиям: кто-то говорит о нем с восхищением, многие — с непониманием. Однако, он остается ровно таким, как его задумывал автор: новым, удивительным, иным. Можно долго говорить о том, насколько сильно повлиял супрематизм на мировую архитектуру и дизайн. Однако этот разговор неминуемо будет неточным. Да, безусловно, повлиял — но в прикладных, жизненных сферах очень трудно отделить влияние собственно супрематизма от влияния конструктивизма и вообще авангарда. Существуют дома, интерьеры, работы ощутимо супрематические; есть и такие, в которых это влияние смазано. «Тектоником Малевича» называлась и дипломная работа британского архитектора Захи Хадид — проект обитаемого моста над Темзой; влияние Малевича испытал легендарный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт (ставший прототипом строптивого архитектора-идеалиста в романе «Источник» американской писательницы Айн Рэнд; к слову скажем, Малевичу в его окружении не хватало именно такого человека). Коротко говоря: супрематизм пронизал архитектуру и дизайн, став суперстилем, то есть таким стилем, который не имеет ограничений во времени и пространстве.
|
|
Но главное, что привнёс Малевич в современное миропонимание: он заново, на новых основаниях уравнял человека с Вселенной, поставил его душу вне иллюзий земного сна, причём сделал это не атеистически, но внеконфессионально. Это переживание трезвое, суровое и вместе с тем экстатическое; суть его — сотворчество, равенство человека и творца. Подобная мысль, практика, воззрение для современного мира — одно из немногих доступных утешений. Мы убеждены, что без Малевича искусство не пережило бы тех этических и эстетических испытаний, которые были (и ещё будут) ему уготованы войнами, техническим прогрессом, современным стиранием границ и различий. Из отрицания нежданно родилось единение.
6. ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1: «Торжество неба», 1907 г. (Русский музей, Санкт-Петербург)
Приложение 2: «Женщина с вёдрами», 1912 г. (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Приложение 3: «Музыкальный инструмент» («Лампа»), 1913 г. (Городской музей Стеделейк, Амстердам)
Приложение 4: «Лесоруб», 1912 - 1913 г. (Городской музей Стеделейк, Амстердам)
Приложение 5: «На жатву. Марфа и Ванька», 1928 – 1929 г. (Русский музей, Санкт-Петербург)
Приложение 6: «Сбор урожая» («Стога»), 1912 г. (Городской музей Стеделейк, Амстердам)
Приложение 7: «Спортсмены», 1930 - 1931 г. (Русский музей, Санкт-Петербург)
Приложение 8: «Супрематическая композиция» («Синий прямоугольник поверх красного луча»), 1916 г. (Частная коллекция)
Приложение 9: «Триптих: Чёрный квадрат, круг и крест», 1915 г. (Третьяковская галерея, Москва; Русский музей, Санкт-Петербург; Государственный музей современного искусства, Париж)
|
Приложение 10: «Чёрный квадрат», 1915 г. (Третьяковская галерея, Москва)
Приложение 11: «Белый квадрат» («Белое на белом»), 1918 г. (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
Приложение 12: «Красный квадрат» («Женщина в двух измерениях»), 1915 г. (Русский музей, Санкт-Петербург)
|
Приложение 13: Роберт Фладд - «Великая тьма», 1617 г.
Приложение 14: Берталь, «Вид на La Hougue (Под покровом ночи)», 1843 г.
|
Приложение 15: Гюстав Доре «Сумеречная история России», 1854 г.
Приложение 16: Пол Билход, «Ночная драка негров в подвале», 1882 г.
Приложение 17: Альфонс Алле, «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1893 г.
Приложение 18: Пьеса «Победа над солнцем», поставлена в 1913 г.
Приложение 19: Выставка картин «0,10», декабрь 1915 – январь 1916 г. (Художественное бюро Е. Н. Добычиной, Петроград)
Приложение 20: Картина «Чёрный квадрат» под рентгеном
Приложение 21: Ученики Малевича под флагом в виде чёрного квадрата
Приложение 22: Николай Суетин, авангардный фарфор - посуда, украшенная по эскизам Малевича
Приложение 23: «Сервиз белый», 1923 г.
Приложение 24: Николай Михайлович Суетин (1897—1954) — российский советский художник, мастер дизайна, графики и живописи, представитель авангарда в его супрематическом варианте, реформатор русского фарфора.
Приложение 25: Илья Григорьевич Чашник (1902 - 1929) — советский художник, дизайнер. Один из двух, с Николаем Суетиным, ближайший ученик Казимира Малевича; последовательный супрематист.
Приложение 26: Флакон одеколона «Северный», 1908 г. (высота флакона – 19,5 см)
Приложение 27: Колпачок в виде медведя
Приложение 28: Эскизы тканей, созданные Казимиром Малевичем и Александрой Экстер
|
|
Приложение 29: Александра Александровна Экстер (1882 – 1949) - русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер. Представительница русского авангарда, одна из основоположниц стиля «арт-деко».
Приложение 30: Вышивки по эскизам Малевича и Экстер (артель «Вербовка»)
Приложение 31: Эскизы костюмов к пьесе «Победа над солнцем»
(Внимательный рабочий, спортсмен, забияка)
Приложение 32: Примеры зданий русского авангарда (1 - Клуб профсоюза коммунальников имени Сергея Зуева; 2 – Московский планетарий)
Приложение 33: Olympia Le Tan осень-зима 2016/2017
Приложение 34: Maison Margiela осень-зима 2014; Parsons MFA весна-лето 2016
Приложение 35: Даша Гаузер весна-лето 2012
Приложение 36: Фёдор Возианов осень-зима 2016
Приложение 37: Гоша Рубчинский осень-зима 2017
ИСТОЧНИКИ
1. https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87/
2. http://www.jamert.eu/farfor/%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B2-%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B5/
3. https://studfile.net/preview/5021161/page:15/
4. https://artchive.ru/publications/2103~Malevich_i_predmetnoe
5. https://www.livemaster.ru/topic/2086371-pochemu-kazimir-malevich-genij-a-chernyj-kvadrat-eto-iskusstvo
6. https://design.wikireading.ru/11268
7. http://apolloonline.ru/estetica/moda-suprematizma-ot-kazimira-malevicha-do-goshi-rubchinskogo/