Как Казимир Малевич понимал живопись?

Творчество Казимира Малевича и его влияние на современных дизайнеров. Мода супрематизма.

Автор: Пономарёва Дарья Максимовна, 82 группа

Преподаватель: Королькова Янина Владимировна

 

 

Санкт-Петербург

2019 - 2020

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Введение …………………………………………………………………………………… 3

2. Цель …………………………………………………………………………………………… 4

3. Задачи ……………………………………………………………………………………….. 4

4. Теоретическая часть ………………………………………………………………… 5

4.1 Малевич и живопись ………………………………………………………………… 5

4.1.1 Как Казимир Малевич понимал живопись? …………………………. 5

4.1.2 «Загадка Чёрного квадрата». Особенности творчества ……….. 8

4.1.3 7 фактов о «Чёрном квадрате» …………………………………………. 11

4.2 Малевич и дизайн ………………………………………………………………….. 12

4.2.1 Переход к дизайну ……………………………………………………………. 12

4.2.2 Супрематизм в агитационном фарфоре …………………………….. 12

4.2.3 Супрематизм в других формах дизайна ……………………………… 13

4.2.4 Супрематизм в современной моде ……………………………………… 14

5. Вывод …………………………………………………………………………………….. 15

6. Приложения ………………………………………………………………………….. 16

7. Источники ……………………………………………………………………………… 53

ВВЕДЕНИЕ

Казимир Малевич – это не только «Чёрный квадрат». Видя работы художника, мы часто задаёмся вопросами: в чём смысл его творчества; или, к примеру, почему он стал таким популярным? Оказывается, что Малевич не только рисовал свои необычные картины - он работал дизайнером тканей, рисовал эскизы костюмов к пьесе, чем в конце концов оказал на современный дизайн и архитектуру огромное влияние.

 Произнося имя художника, мы представляем чёрный квадрат. Но Малевич нарисовал не только квадрат, а ещё много разных цветных фигур, (и не только фигур). Но сейчас поговорим о них. Когда смотрите на картины Малевича, возникает вопрос: «зачем он это нарисовал?» Кстати, на вопрос «зачем» Малевич отвечает очень долго в своих философских трудах. Если сказать проще и короче – творчество Малевича было «протестом»,

попыткой создать что-то абсолютно новое. И тут не поспоришь – Малевичу удалось удивить и шокировать.

Его путь – путь человека, желавшего быть первым. Он опробовал все на то время популярные стили, пока наконец не нашёл то, чего искал, чего до него ещё никто не делал.

 

Для меня искусство – важнейшая часть жизни, страсть и, конечно же, основополагающее будущей профессии. Мне нравится создавать что-то новое и необычное, поэтому больше всего я хочу реализовать себя как дизайнер, а философия творчества Казимира Малевича является в этой области фундаментальной.

 

 

ЦЕЛЬ

Целью работы является осветить незатронутое творчество Малевича; не такое известное, как его картины. Выяснить, какое влияние оказал художник на современный дизайн: от чайных сервизов до архитектуры.

 

 

ЗАДАЧИ

o Изучить мировоззрение художника - его понимание живописи и искусства в целом;

o Ознакомиться с понятием супрематизм;

o Исследовать переход Малевича к другим видам искусства;

o Изучить оказанное Малевичем влияние на современных дизайнеров.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Малевич и живопись

Как Казимир Малевич понимал живопись?

Казимир Малевич - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Он был человеком-открытием, жажда творения в котором горела неугасимой искрой.

Малевич придумал термин – беспредметность. На картине мы должны видеть беспредметность, и только в этом случае картина настоящая. Если видим предмет – значит, этот предмет существует в мире. Если же он существует – значит, художник не нарисовал ничего нового.

Прежде чем перейти к экспериментам – интерпретации реальности – художники сначала выучили академическую живопись – ту, которая по правилам, к которой мы привыкли. Малевич – не исключение: он рисовал и пейзажи, и портреты, занимался фресковой живописью. Как пример - эскиз фресковой живописи под названием «Торжество неба» (прил.1).

Однако копирование натуры определённо не было его занятием. Малевич не раз повторял: «Скопировать природу - вот взять и так написать, как она есть - а вот она как хороша! А напишешь - будет неинтересно. Нужно что-то внести» такие слова на протяжении долгого времени Малевич говорил своим ученикам. Без осмысления своей живописной практики Малевич не мог бы носить гордое призвание художника.

 

Сначала художник пробовал футуризм. Это направление в искусстве, возникшее в 1909 году в Италии, провозглашало, что старое искусство более не отражает динамику современного мира после изобретения самолёта, автомобиля и парохода. Вместо культа женщины они предлагали воспеть машину и скорость, а на холстах отразить мир машин и передать принцип мелькания. Как пример – картина «Женщина с вёдрами» (прил.2).

Вслед за французами Малевич испробовал кубизм. Кубизм упрощал форму и разрезал её на части, тем самым провозглашая, что нужно «изображать не скрипку, а саму музыку». (Картина «Музыкальный инструмент» - прил. 3)

И кубисты, и футуристы полностью деформировали предмет, но несмотря на это не отказывались от него. Не подводили ту черту, которая отличала старое искусство от нового. Эту запретную черту переступил Малевич, когда перешел к экспериментам.

Он попробовал передать движение людей с помощью геометрических фигур. Одна из самых популярных картин в этом стиле называется «Лесоруб» (прил. 4).

Или, к примеру, картины из «Крестьянского цикла»: «На жатву. Марфа и Ванька» (прил. 5), «Сбор урожая» (прил. 6). Эффект движения достигается благодаря плавным переходам цвета. Другая картина называется «Спортсмены» (прил. 7).

Здесь главное – цвет и симметрия. Силуэты состоят из разноцветных фигур, но при этом мы видим на картине людей и даже замечаем спортивную форму. (Это пример, как направление супрематизма можно использовать не только в рисовании квадратов и линий)

Малевич придумал беспредметное искусство: он объяснил, что живопись самоценна, что форма и чистый цвет способны выразить духовное ощущение художника.

 

Тогда и появляется новое направление в живописи – супрематизм (от лат. supremus — наивысший). Это течение в авангардистском искусстве,  основанное им в первой половине 1910-х годов.

Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разноразмерных геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные ассиметрические композиции (прил. 8).

В основании своей пластической вселенной он положил три формы: квадрат, крест и круг (прил. 9) Из этих форм рождаются все отношения в супрематической картине.

Точкой отсчёта, в свою очередь, как раз и стал знаменитый «Чёрный квадрат» (прил. 10), который художник назвал «нулём форм». Выйти «из круга вещей», за рамки, и есть суть философии супрематизма Малевича. Кроме знаменитого «Чёрного квадрата» Малевич нарисовал еще белый и красный квадраты (прил. 11,12). Но они почему-то не стали настолько популярными.

Малевич утверждает в супрематизме три стадии: чёрно-белую, цветную и белую. Чёрный квадрат исследовал отношение форм, красный — цветов, а белый — фактуры.

 

Сначала «высоким» художник называл цвет. Ведь цвет – это главное в живописи. На начальном этапе термин «супрематизм», восходивший к латинскому слову, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи.

В беспредметных полотнах краска, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям – супрематические картины стали первым шагом на пути к «чистому творчеству», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).

Супрематизм также стал новым этапом в развитии беспредметной живописи. Малевич считал супрематизм результатом развития кубизма, в котором исчезают реальные предметы и вещи, испаряются понятия «верх» и «низ».

Пространство произведения не зависит ни от чего, включая силу притяжения. По мнению автора, супрематические творения – самостоятельный мир, который, несмотря на замкнутость и ограниченность, имеет внутреннюю гармонию.

 

Что интересно, привычное нам слово «невесомость» придумал именно Малевич. Развитие (хоть творческое, хоть техническое) художник понимал, как самолёт, который преодолел свой вес и поднялся в небо. То есть невесомость у Малевича означала идеал. А вес – это рамки, тяжесть, которая тянет людей вниз. Уже со временем слово стало употребляться в привычном для нас значении.

Казимир Малевич считал, что настоящий художник должен уметь ставить цели и добиваться их, а также анализировать свой труд и его плоды. Художник должен был быть и твор­цом, и теоретиком в одно и то же время. Он не раз советовал своим коллегам «приво­дить все в систему». Система была одним из любимых понятий Малевича.

«Прохождение» систем имело не просто учебный характер. Малевич считал, что в живописи, так же, как и в науке: новое возникает на основе того, что было сделано ранее. Только следование «магистральным», объ­ективно важным тенденциям искус­ства способно сделать индивидуаль­ное творчество значимым. Не стоит им сопротивляться. «Нра­вится или не нравится — искусство об этом вас не спрашивает, как не спросило, когда создавало звезды на небе», - писал художник.

 

В 1916 году ему удалось сформулировать свою жизненную и творческую позицию: «Художник должен знать теперь, что и почему происходит в его карти­нах». Малевичу удавалось отдаваться полностью любому творческому порыву.

Итак, смысл картин Малевича в том, что художник придумывает то, чего никогда не было и не будет. Этим он будоражит публику. Публике же нравится обсуждать, осуждать или наоборот – восхищаться. Поэтому к Малевичу пришла популярность, а споры о его творчестве не утихают до сих пор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: