Загадка “Чёрного квадрата”. Особенности творчества

Казимир Малевич предугадал появления пикселя - «Чёрный квадрат» словно выключенный экран монитора; а в картине лежат корни «минимализма».

Наверное, ни одна другая работа не вызывала столько трактовок, споров и эмоций, не порождала столько теорий и заблуждений. Многие откровенно негодуют по поводу того, что такая, казалось бы, бессмысленная картина, на которой нарисован обычный чёрный квадрат, считается настоящим шедевром русской и мировой живописи. Ведь совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне.

Сейчас уже сложно понять, какие версии серьёзны, а что выросло из простых шуток в ответ на избитый вопрос: «в чём же его смысл?». Тем не менее, все эти предположения излишне надуманные, а «Чёрный квадрат» на самом деле означает чёрный квадрат.

 

С появлением фотографии в середине XIX века живопись начинает претерпевать всё большие изменения. Сначала, импрессионисты позволяют себе заменить классический цвет, постимпрессионисты искажают академическую перспективу. Таким образом, только реалистическая предметность в картине остается неизменной.

В истории до Малевича было много чёрных закрашенных поверхностей. Самый ранний из известных «квадратов» был создан в 1617 году, он принадлежал руке Роберта Фладда и назывался «Великая тьма» (прил. 13). Далее по хронологии следует француз Берталь (наст. имя Charles Albert d’Arnoux), который в 1843 году создал «Вид на La Hougue (под покровом ночи)» (прил. 14).

В клуб любителей черных прямоугольников также вошли Гюстав Доре с его «Сумеречной историей России» (прил. 15) и Пол Билхолд с «Ночной дракой негров в подвале» (прил. 16).

Главным же героем аргументов против оригинальности Малевича является его ближайший предшественник - эксцентричный француз Альфонс Алле, создавший в 1893 году знаменитую работу, уже не оригинальную даже по названию, «Битву негров в пещере глубокой ночью» (прил. 17).

Впервые «Чёрный квадрат» появился в виде героя пьесы А.Кручёных «Победа над солнцем» (прил. 18). Казимир Малевич выступил в этой постановке как сценограф. «Чёрный квадрат» был частью декорации абсурдистской пьесы, олицетворяющий победу человечества над силами природы.

Только кубистические формы и резкие угловатые контуры представали перед зрителями по ходу спектакля - костюмы и внешний вид сцены исключали плавные очертания.

В действии, где «Чёрный квадрат» окончательно заменяет собой солнце, по сюжету меняются все законы реального мира: искажается время, пространство, вся вселенная.

Как законченное произведение «Чёрный квадрат» был представлен на выставке «0,10» (прил. 19) - (декабрь 1915 — январь 1916 гг.) вместе с другими 39 супрематическими работами. Они были названы «красочными массами в четвертом измерении».

«Квадрат» экспонировался в «красном углу», то есть в том самом месте, где по традиции обычно должны были висеть иконы. Из этого обычно делается вывод, что не воспринимаемая физическими чувствами реальность, которую искал Малевич, имеет в себе нечто мистическое.

Искусствовед, основатель объединения «Мир Искусства», Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны». Да и сам Казимир Малевич считал, что его «Чёрный квадрат» есть исходная точка искусства.

Дело в том, что названия картин предшественников Малевича – лишь игры со смыслами. В работах Фладда и Берталя также есть надуманный сюжет, пожалуй, и не столь остроумный, как у Билхолда и Алле, но все-таки обыгрывающий историю, создающий визуальную остроту. Главное отличие картины Малевича от прочих – отсутствие сюжета. Что бы ни было написано среди слоев, сверху изображен лишь чёрный квадрат, который назван тем, чем он является – черным квадратом. Казимир Малевич – первый, кто не играл со смыслами закрашенных поверхностей, а совершенно серьезно создал уникальное на тот момент произведение, точно совпадающее с собой во всем. Видно ровно то, что читается в названии.

Любые дальнейшие картины с цветными геометрическими фигурами и идентичными изображениям названиями были и будут лишь повтором оригинальной идеи.

 

Именно «Чёрный квадрат» являлся уставной точкой для направления, которое Малевич развивал в художественной стилистике начала ХХ века – «Супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения» - писал художник, объясняя это явление в искусстве. Если все категории изобразительности исчерпаны предшествующим развития творчества, то остаются только простейшие формы, призванные начать с начала всю историю искусства.

Таким удивительным образом Малевич начинает свою историю искусства - с «аннигиляции» всего, что было в изобразительности до него.

Чёрный и белый цвета на картине это две крайние точки спектра. Между ними располагается бесконечное многообразие колористических решений. Простая, универсальная геометрическая форма делает «Чёрный квадрат» не только аксиомой новой живописной системы, но знаком, эмблемой конца всего дореволюционного искусства. Резкий цветовой контраст и лаконичная форма приближает произведение к почти плакатной выразительности.

Предреволюционные настроения и жажда перемен сделали «Чёрный квадрат» символом и иконой всего творчества ХХ века. Благодаря этой работе, в искусстве ХХ века появится множество направлений, школ и стилей как в русском, так и в зарубежном искусстве. Супрематический образ мира станет основой для художников.

Можно бесконечно спорить о художественной ценности «Чёрного квадрата», о роли, которую он сыграл в истории искусства – непримиримые дискуссии на эту тему не утихают и по сей день. Впрочем, некоторые заслуги картины очевидны. «Чёрный квадрат» открыл миру Малевича-философа, Малевича-теоретика, Малевича-педагога. «Чёрный квадрат» стал своеобразным ледоколом, прорубившим путь супрематизму.

 

4.1.3 Также предлагаю вашему вниманию 7 фактов о «Чёрном квадрате»

 

1. Первое название «Чёрного квадрата» – «Чёрный четырехугольник на белом фоне». И правда: «Чёрный квадрат» на самом деле – не квадрат. Ведь ни одна его сторона не равна другой. Это почти незаметно – но можно приложить линейку и измерить.

2. Всего Малевич нарисовал 4 «Чёрных квадрата». Все они разные по размеру и находятся в музеях России. Сам художник называл свой квадрат «началом всего». Но на самом деле первый «Чёрный квадрат» – это закрашенная картина. Какая – мы не знаем. Было много споров – снять с квадрата краску и посмотреть или же оставить все как есть. Решили оставить. Ведь прежде всего – такая была воля художника. А под рентгеном видно, какой рисунок начинал рисовать Малевич. Скорее всего, это тоже что-то геометрическое (прил. 20).

(Сам Малевич пояснял «закрашивание» по-другому. Говорил, что рисовал квадрат быстро, что идея возникла, как озарение. Поэтому не было времени искать чистое полотно – и он взял то, которое лежал под рукой.

3. «Чёрный квадрат» быстро стал символом нового искусства. Его использовали как подпись. Художники пришивали на одежду квадратный кусочек черной ткани. Это означало, что они – художники нового поколения (прил. 21 - на фото: ученики Малевича под флагом в виде чёрного квадрата).

4. Что означает «Чёрный квадрат»? Каждый может понимать картину по-своему. Некоторые считают, что в квадрате мы видим космос, потому что в космосе нет верха и низа. Только невесомость и бесконечность. Малевич же говорил, что квадрат – это чувство, а белый фон – ничто. Выходит, это чувство в пустоте. А еще – квадрат не встречается в природе, в отличие от других фигур. А значит, не связан с реальным миром. В этом – весь смысл супрематизма.

5. На первой своей выставке в Петербурге, Малевич демонстративно повесил «Чёрный квадрат» в угол, где обычно висели иконы. Художник бросил вызов публике. И публика сразу разделилась на противников нового искусства и его почитателей.

6. Главная ценность «Чёрного квадрата» в том, что каждый почитатель творчества Малевича может повесить репродукцию картины у себя дома. Причем – собственного производства.

Малевич и дизайн

Переход к дизайну

Из всего этого совершенно революционного подхода в искусстве в конце концов родился современный дизайн, архитектура, мода. Казимир Малевич со своими учениками стремился склонить к супрематизму все виды искусства. Так супрематизм заложил основы бытового дизайна.

 

4.2.2 Супрематизм в агитационном фарфоре:

 

Безусловно большое влияние оказали идеи супрематизма на художников росписи по фарфору и скульпторов малых форм (Лансере 1974).

На заводе фарфора в Петрограде по эскизам Малевича и его учеников украшали столовые и чайные сервизы (прил. 22, 23).

Ученик Малевича Николай Суетин, воплащавший супрематические идеи в фарфоре, подписывал свои работы дополнительным словом «супрематизм» и ставил рядом чёрный квадрат. «Квадрат – это явление русского искусства, которое окажется мировым событием, как оно оказалось для меня» – писал он.

В начале 1920-ых годов рядом с «красным» агитационным фарфором появился «белый» бессюжетный агитационный фарфор супрематистов. Динамизм и драматизм революционной эпохи зашифрованы в абстрактной графике геометрии. В этом фарфоре доминировало «бесконечное белое» пространство фарфора. «Самое главное в супрематизме – два основания – энергия чёрного и белого, служащие к раскрытию формы действия» – писал Малевич.

В конце 1922 года, Малевич, Суетин (прил. 24) и Илья Чашник (прил. 25) переехали из Витебска в Петроград. Суетин и Чашник были почти сразу же зачислены художниками на ГФЗ (Императорский фарфоровый завод). Приход супрематистов стал настоящим событием. Отринув старую культуру, реформаторы искусства создали новую пластику вещей. 1923-ий год стал этапным для нового фарфора – им датированы почти все программные вещи супрематистов в фарфоре. Казимир Малевич вместе с товарищами создали эскизы форм и росписи для завода, его работы получили особый расценочный номер – 660.

Самое интересное то, что его имя не числится в записях и бухгалтерии завода, хотя он безусловно сделал много для ГФЗ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: