Раздел 2:Химические методы анализа
Основная задача химического анализа - определение качественного и количественного состава веществ и их структуры
Классификация методов химического анализа:
· -по цели анализа
-качественный
-количественнымй.
Анализ любого вещества всегда начинается с его идентификации, то есть определения качественного состава, что определяет, к какой группе веществ его отнести; только после этого проводится количественный анализ (определяется содержание интересующих компонентов в анализируемом материале).
Количественный анализ определяет общее содержание элементов в пробе, содержание главных элементов и затем содержание примеси.
· в зависимости от массы вещества:
-макроанализ (для анализа берут 0,1-1 г);
-полумикроанализ (0,01-0,1 г);
-микроанализ (0,001-0,01 г);
-ультрамикроанализ (0,0001-0,001 г);
-субмикроанализ (0,00001-0,0001 г).
В химическом анализе используют химические реакции, которые называют аналитическими
Требования к аналитическим реакциям:
|
|
-должны протекать с достаточной скоростью (практически мгновенно)
-дожны быть практически необратимы
-не должны иметь побочных реакций
-должны иметь видимый эффект (изменение окраски, выделение газа, выпадение осадка, изменение окраски индикатора)
В ряде случаев, если не удается выбрать достаточно чувствительную реакцию, проводят дополнительно физические испытания, например, спектральный анализ.
Качественный химический анализ выполняется с применением аналитических реакций для конкретных определяемых компонентов. Эти реакции называют качественными (частными)
Количественные определения выполняются двумя классическими химическими методами:
-гравиметрический (весовой) метод анализа
-титриметрический (объемный) метод анализа
Тема: Качественный химический анализ
Учебник А.А.Ищенко «Аналитическая химия» стр.72-128
Методы качественного анализа
Первоначальная задача при исследовании любого материала – его качественный анализ на содержание наиболее распространенных неорганических ионов, поскольку знание элементного состава исследуемого материала и степенней окисления присутствующих элементов во многом определяет его структуру и свойства.
Задачи качественного химического анализа – обнаружение в исследуемом образце и идентификация строго определенных компонентов: химических элементов или ионов, функциональной группы или какого- либо конкретного химического вещества. Этот анализ осуществляется как с помощью химических реакций, так и в результате наблюдения некоторых физических свойств веществ. В ходе его так же можно приблизительно оценить содержание этого вещества в образце: большое, малое, очень малое, следы.
|
|
Аналитические реакции
|
Способность реакции показывать аналитический эффект при очень малых содержаниях определяемого вещества. Чувстви-тельность реакции характеризуют: открываемый минимум, пре-дел обнаружения, произведение растворимости. |
Минимальное количество вещества, [мкг], которое может быть открыто (выявлено) в минимальном объеме пробы (в одной кап-ле раствора). |
Минимальная концентрация вещества, [мкг/мл, мг/л, моль/л, % и т.д.], при которой аналитическая реакция дает положительный эффект. |
Произведение концентраций ионов [M m+ ] и [А а- ], [моль/л], нахо-дящихся в равновесии с осадком М а А m: |
ПРМ а А m = [M m+ ] а · [А а- ] m |
Способность реакции давать аналитический эффект с ограничен-ным числом веществ (наивысший случай селективности – специ-фичность, когда аналитический эффект возникает только при на-личии одного единственного вещества). |
Реактивы, используемые для разделения изучаемых ионов на аналитические группы. Реакции, применяемые для открытия отдельных ионов, называются характерными. |
27 | |||||||
Примеры аналитических реакций | Таблица 1 | ||||||
Реакции, | Примеры | Аналитический | Примеры | ||||
процесс | уравнений реакций | эффект | открываемых | ||||
ионов и веществ | |||||||
Осаждения | Ba +2+ | SO 42- | = | BaSO 4¯ | Образование белого | Ba +2, SO 42- | |
осадка | |||||||
Кислотно-основ- | CO 2-+2 H | O + | = CO - +3 | Выделение пузырьков | CO 2- | ||
ные | 3 | 3 | 2 | газа | 3 | ||
Окислительно- | Mn +2+ | 2 H | O = MnO ¯ + | Образование темно-ко- | Mn + 2 | ||
восстановительные | 2 | 2 | 2 | ричневого осадка | |||
Комплексообразо- | Fe +3+3 SCN - | = Fe (SCN) | Появление красной | Fe +3 | |||
вания | окраски раствора | ||||||
Этерификации | CH 3 COOH + C 2 H 5 OH = | Появление запаха гру- | CH 3 COOH | ||||
= CH 3 COOC 2 H 5 + H 2 O | ши | ||||||
Экстракции | I 2(водн.) + C 6 H 6 = I 2(орг.) | Фиолетовый экстракт | I 2 |
Для качественного анализа пригодны только те реакции, которые сопровождаются заметным, характерным только для этого вещества, изменением реакционной смеси – аналитическим эффектом. Аналитическим эффектом может быть появление (или исчезновение) осадка, окраски, выделениегазов, способность экстрагироваться несмешивающимся с водой растворителем, характерной окраской пламени при внесении в него испытуемой пробы и т.п. В качестве таких реакций могут быть взяты реакции разных типов, примеры – в табл. 2. Кроме того качественная реакция должна обладать высо-кой чувствительностью и селективностью (табл.2).
Таблица 2
Основные понятия и определения качественного анализа Основные понятия - Определения
Чувствительность ана-литической реакции
Открываемый мини-мум (ОМ)
Предел обнаружения (ПрО)
Произведение раство-римости осадка (ПРМ а -
А m)
Селективность анали-тической реакции
Групповые реагенты
28
Если содержание вещества в пробе меньше, чем ОМ или ПрО, то это вещество может остаться не открытым, и необходимо искать более чувствительную реакцию (с меньшим значением произведения растворимости) или прибегнуть к какому-либо способу концентрирования раствора (например, к упариванию, сорбции, экстракции), чтобы концентрация раствора превысила ПрО.
· Методы проведения качественного анализа
Для проведения качественногоанализа используют систематический идробный методы.
Систематический метод идентификации основан на переведении пробы в раствор, разделении смеси ионов на группы и подгруппы с помощью групповых реагентов, а затем в пределах этих групп обнаружении отдельных ионов характерными реакциями. Такой способ позволяет значительно увеличить количество получаемой аналитической информации и повысить ее надежность.
|
|
Дробный метод основан на непосредственном определении данного элемента или иона в объекте с помощью качественной реакции. Обнаружение иона осуществляется в два приема: сначала из раствора устраняются (маскируются) мешающие ионы, а затем с помощью характерной реакции осуществляется обнаружение определяемого иона.
На практике используют оба метода и по отдельности, и в сочетании. Для определения катионов обычно предпочитают проводить систематический качественный анализ, а для определения анионов – дробный.
Группы реагентов (групповые реагенты) - это реагенты (химические вещества), взаимодействующие с определенной группой ионов с одинаковым или близким аналитическим эффектом, и позволяющие отделить одну группу ионов от другой (групповые реагенты разделения).
Основное назначение групповых реагентов – предварительное разделение смеси ионов на меньшие по составу группы путем перевода части ионов в осадок.
Групповые реагенты, применяемые в качественном анализе:
-общие: реагируют преимущественно со всеми ионами (например: ще-лочи, гидроксид аммония, анионы сильных и слабых кислот, цинк);
-групповые: взаимодействуют более чем с тремя ионами;
-специфические или характерные для данного иона: действуют только на определенный ион.
· Способы проведения аналитических реакций: «сухой» и «мокрый». При «сухом» способе реагенты берут в твердом состоянии: реакции рас-
тирания порошков; получение стекловидных шариков при плавлении небольших количеств анализируемого вещества с бурой или дигидрофосфатом аммония; окрашивание пламени.
При «мокром» способе предварительно растворяют реагенты в воде, кислоте или щелочи и аналитические реакции проводят, вводя в исследуемый раствор определенные реактивы, дающие с открываемым ионом характерный продукт взаимодействия.
|
|
К мокрым способам анализа относят все виды определений, при которых анализируемое вещество предварительно переводят в раствор. Это такие методы, как: пробирный анализ, капельный, экстракционный и микрокристаллоскопический. В качестве растворителя чаще всего используют воду, реже – органические растворители (CCl4, бензол, спирты и эфиры) из-за их летучести и токсичности.
Пробирный анализ выполняют в цилиндрических пробирках объемом 5 – 10 мл, в которые отбирают примерно 0,5 – 1 мл анализируемого раствора и добавляют по каплям реагент. Так как большинство реакций очень чувствительны и протекают с высокой скоростью, то в среднем добавляют 3 – 5 капель реагента, которых вполне достаточно для появления четкого аналитического признака. При необходимости анализ может выполняться с нагревом на водяной или песочной бане, или на газовой горелке.
Капельный анализ является методом химического анализа, в котором один или все компоненты реакции (обычно рассматриваемая субстанция) используется в виде капли. Анализ капельный начали использовать достаточно давно использование капельных реакций на бумаге для аналитических целей известно с 1834, а 1920 российский ученый М.А. Тананаев разработал капельный метод анализа в аналитической химии, в частности обосновал его теорию и практику.
Основные особенности капельного анализа заключаются в использовании наиболее характерных и чувствительных реакций при очень малом расходе веществ-реагентов и времени для анализа (при приблизительно в 3-10 раз меньше, в сравнении с пробирочным методом анализа), а также простоте оборудования.
Микрокристаллоскопический анализ основан на идентификации ионов по цвету и форме кристаллов. Он предложен академиком Ловиц Т. Е. в 1798 г. Реакцию проводят на предметном стекле, куда наносят каплю исследуемого препарата и реагента. Рост кристаллов и их окраску наблюдают в микроскоп и сравнивают с образцами в определителях. При необходимости ускорения роста кристаллов препарат слегка подсушивают.
29