IV. Работа с репродукциями

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ И МЫ».

 

                                                                                                В каждом человеке – солнце,

                                                                                                  только дайте ему светить.

Сократ

 

                                                                                      Смотрите на людей с мыслью, что

                                                                                   вам их обязательно надо написать

                                                                                   красками… Скоро вы заметите, что

                                                                                   люди оказываются гораздо интереснее,

                                                                                   чем раньше, когда вы смотрели на них

                                                                                   бегло и торопливо.

К.Г. Паустовский

 

                                                                                        Введи в жизнь серьёзные интересы,

                                                                                  прочное занятие и наблюдай над собой,

                                                                                  как натуралист и как медик, и старайся

                                                                                  исправить то, что было запущено.

А.И.Герцен

 

Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки, эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.

Оборудование: презентация по теме классного часа, слайды с репродукциями картин, передающих различное эмоциональное состояние людей.

I Ученик читает наизусть стихотворение Е.Евтушенко «С. Преображенскому».

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы. - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет других, похожих на неё.

 

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

 

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в этом мире самый лучший миг.

Есть в этом мире самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

 

И если умирает человек

С ним умирает его первый снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

 

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

 

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры..

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

 

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная всё, не знаем ничего.

 

Уходят люди, их не возвратить,

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать!

 

II Вступительное слово учителя.

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда те6я понимают", - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального об­щения.

 

III. Беседа по теме классного часа.

Учащимся предлагается высказаться по теме классного часа, обсуждаются случаи конфликтов, возникающие из-за отсутствия взаимопо­нимания.

-А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:

«Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слёз, иногда подавляла слезы, просто отворачиваясь, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».

 

«Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых вы­ходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить... Я по характеру робкий,
да и к тому же краснею по пустякам...»

                                                                

Вопросы для обсуждения:

1.Что бы вы ответили авторам писем?

2.В чем причина одиночества ребят?

3.Как им можно помочь?

4.Как можно охарактеризовать одноклассников этих ребят?

  А теперь давайте поразмышляем над следующими вопросами:

1. Как возникает взаимопонимание между людьми?

 2. Ощущаете ли вы поддержку и понимание со стороны одноклассников?

 


IV. Работа с репродукциями

     Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние человека. Однако это на значит, что нужно предугадывать, каких поступков и слов от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление, - писал Сухомлинский,- может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счёте, подлеца».

     Голгофа - невысокий холм за городскими стенами Иерусалима - была традиционным местом публичных казней. Именно для этих целей на вершине холма постоянно стояло несколько столбов. По обычаю, приговоренный к распятию должен был на себе нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной. Такую балку нес на себе и Христос, но, как говорит Евангелие, не сумел донести ее до Голгофы. Он был слишком обессилен. Перед этим Христа уже один раз подвергли казни: его бичевали.

     В неоконченной картине «Голгофа» событие показано накануне. В ужасе стиснул осужденный Христос виски – на его лице отчаяние и боль безысходности, гримаса человека, уставшего страдать. Один раскаявшийся разбойник обреченно опустил голову. Другой истово клянет палачей, в глазах его злоба, судорожно напряглись мышцы. Фиолетовые, охристые, синие тона с редкой убедительностью передают обжигающий зной пустыни.

Учитель предлагает ребятам выполнить следующее задание: проанализировать состояние людей на репродукциях картин на слайдах.

 

Вопросы:

- Нравиться ли вам человек, изображённый на картине? Чем?

- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?

-Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень.

 

"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто она давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее". Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.

       Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья М., его быта и интенсивности его творчества. Вследствие этого, после ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства М. был вынужден жить случайными заработками и благодаря поддержке друзей.

Крамской отчетливо сознавал историческое место Шишкина. Он отмечал в одном из своих писем: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и по три этюда в день катает, да каких сложных... И когда он перед натурой... то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается; тут он все знает, как, что и почему... Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом... Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие — мальчишки и щенки перед ним... Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-«школа»...»

 

 «Дьякон заслуженный, - рассказывает Репин Крамскому о своей модели, - весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан, и манера, и жест руки, и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством. А тип преинтересный! Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев. Мне кажется, у нас дьяконы есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще, и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе – как самом типичном, самом страшном из всех дьяконов».

 

 

V.Работа в группе

        - Взаимопонимание во многом зависит от того, насколь­ко правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет сле­дующим: дать словесный портрет одного ученика из своего класса, В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

 

VI. Анализ ситуаций

Двум-трем ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.  

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция...

1) С возмущением посмотрю на обидчика.

2) Сухо, без эмоций сделаю замечание.

3)Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция...

1) Не приму участия.

2) Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.

3)    Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».

 

Учащимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают  испытуемых.     

 

V. Анализ эпиграфов

Учитель обращает внимание учащихся на. доску. Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с по­добными мнениями?

- В чем смысл каждого высказывания в отдельности?

-Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Почему?.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: