Особенности проведения коммуникативных игр с детьми дошкольного возраста
Коммуникативные игр ы –это игры, направленные на развитие навыков общения, формирование позитивного и доброжелательного отношения к сверстникам, это желание и умение вступать в контакт с окружающими людьми (Н.В.Краснощекова).
Коммуникативные игры - это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр
§ Развивать навыки общения
§ Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками
Задачи коммуникативных игр:
§ Создать положительный эмоциональный настрой.
§ Вовлечь дошкольников в игровое общение со сверстниками.
§ Способствовать сплочению детского коллектива.
§ Формировать положительное отношение к сверстнику.
Это наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории. Они являются одним из средств социального развития ребенка и у разных авторов имеют разные названия
Ø игры на общение(Н.В.Касаткина),
Ø коммуникативные игры (А.А.Максимова, Л.В.Чернецкая),
Ø интерактивные игры (В.Я.Зедгенидзе)
Задачи коммуникативных игр:
- способствовать развитию коммуникативных навыков (умений) и умений без насилия разрешать конфликты
- развивать позитивное отношение к другим людям (сверстнику)
-развивать лидерские качества (общительность, открытость, эмпатийность, и т.д.)
-развивать умение считаться с интересами других, проявлять терпение к недостаткам др.
-способствовать сплочению детского коллектива
-повысить самооценку детей, их уверенность в себе и т.д.
Правила и принципы организации коммуникативных игр
1.Круг. Глаза в глаза, все видят друг друга
2.Разминка. Постепенное вхождение в ситуацию общения (ритуал)
3.Цепочка. «Все-общение», выполняют коммуникативное действие все участники
4.Вариации. «Креативность», разные средства выразит-ти, учет ситуаций, событий в течении дня.
5.Не повторяй! «Преодоления», не повторять за другими, преодолевать образцы, повторять нельзя.
6.Фольклор. «Преемственность», использовать пословицы, поговорки, заклички и т.д.
7.Создавай ритм. «Ритмичность», использовать приветствия, ритмичный рисунок сочетая хлопки, притопы ит.п.
8.Подведение итогов (цель)
9. Ритуал окончания, выход из ситуации общения
Требования к проведению коммуникативных игр:
-добровольность участия детей, по желанию детей
-избегать нравоучений, инструкций, приведение положительных образцов
-создание атмосферы душевности, теплоты, чуткости, уважения, установка на позитивизм
-исключить разделение детей на хороших и плохих, полное равноправие
-поддерживать и помогать каждому ребенку, показывать, что другие дети не конкуренты и не противники ему
-эмоциональность, выразительность, артистизм воспитателя
-доброжелательность, установка на сюрприз, неожиданность, удивление и восхищение воспитателя, наглядность
-использовать время, когда дети в хорошем настроении, не перевозбуждены, не утомлены, лучше после дневного сна
-продолжительность не более 20-25 мин
- использовать небольшое количество игр за один раз
-подбор игр по системе, количество повторов и вариантов по своему усмотрению
-начинать со знакомой, потом познакомить с новой
-при первых признаках усталости, потери интереса игру следует заканчивать (ритуал)
-ввести ритуал начала и окончания игры
Ритуал начала игр (занятий), чтоб дети настроились на игру-общение, подчеркнуть отличие от других игр (занятий). Пример: приветливый жест, волшебный клубочек, доброе животное, улыбка, комплименты
Ритуал окончания игр, он показывает, что игра заканчивается, а общение продолжается и дети готовы к конструктивному общению в дальнейшем. (круг друзей, эстафета дружбы, солнечные лучики, куплет песни, хоровод, речевка)
Виды игр на общение (коммуникативных игр)
Классификация коммуникативных игр(по Е.О.Смирновой, В.М.Холмогоровой)
1.Общение без слов. Упражнять в непосредственном общении
2.Внимание к другому. Формировать способность видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться
3.Согласованность действий. Учить согласовывать собственное поведение с поведением других
4.Общие переживания. Формировать чувство общности и желания поддерживать друг друга.
5.Взаимопомощь. Способствовать развитию взаимопомощи, сопереживанию, сорадования.
6.Добрые слова и пожелания. Научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей
7.Помощь в совместной дея-ти. Развивать взаимопомощь, способность принимать планы другого, радоваться его успеху.
Классификация коммуникативных игр (по В.Я.Зедгенидзе)
1. На сплоченность и сотрудничество
(Доброе животное, Дракон.)
2.Обучение эффективным способам общения (Попроси игрушку, Ты мне нравишься)
3.На социальное признание (Король)
4.Снятие конфликтности (Коврик мира)
Классификация коммуникативных игр (по А.А. Максимовой)
1. Информационные умения: вступать в общение, ориетироваться в других людях
2.Регулятивные умения. Согласовывать действия, доверять другим, помогать, подерживать, применять свои индив. умения, оценивать результат совместной дея-ти
3.Аффективные умения. Делиться чувствовами, интересами, потребностями, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, оценивать состояние другого
/А.А.Максимова Учим общаться детей 8-10лет.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-78с
Наблюдение и анализ проведения коммуникативных игр с детьми
Вопросы к анализу:
1. Соответствие темы и содержания игры возрасту детей и цели (развитие коммуникативных умений)
2. Качество подготовки педагога: владение инструкцией, наглядный стимулирующий материал, место проведения
3. Соблюдение структуры игры: ритуал начала игры, указания к действиям, выполнение игровых коммуникативных действий, анализ выполнения игровых действий (рефлексия, осмысление), ритуал окончания
4.Выполнение требований к проведению игр (принципы)
5.Результативность игры, реакции детей, рекомендации
Литература
1.Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2004. –96с.
2.Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 160с.
3.Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников:
Пособие для практических работников ДОУ. –М.: Айрес-пресс, 2005.-112с.
4.Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шааграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. – «Академия», 2003. –176 с.
5.Клюева, Касаткина Учим детей общению.Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1996.-240с.
6.Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.Краснощекова. -Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-299с.
7.Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-78с.
8.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.–с84-145.
9.Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
10.Прима Е.В. и др. Развитие социальной уверенности у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 224с.
11.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое пособие для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-256с.
12.Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.
13.Я –ТЫ – МЫ Программа социально-эмоционального развития дошкольников / Сост. О.Л. Князева. – М.: Мозайка-Синтнз, 2003.-168с
МДК.02.06. Н.Я. Матвеева ноябрь 2018