Усовершенствование механизма развития сферы услуг

На современном этапе глобализации сфера услуг превратилась в мощный сектор экономики, который создает около 70% ПДВ в мире, где занято около 60% населения планеты, который привлекает больше половины мировых инвестиций. Русская сфера услуг за этими показателями почти приближается к мировому уровню, однако его масштаб еще не свидетельствует о качественные преобразования и необходимое развитие, поскольку через революционные процессы в основном наблюдается расширение традиционных, не наукоемких видов сервисной деятельности в национальной экономике. Учитывая это отечественная сфера услуг требует взвешенного государственного вмешательства и регулирования.

Опираясь на труды Г. Крамченка [4] и Н. Венгерской [5], считаем, что государственное регулированием развития сферы услуг представляет собой целенаправленное и сознательное воздействие государственных органов управления на совокупность услуговых видов экономической деятельности, путем применения комплекса административно-правовых, экономических, информационных и социальных мероприятий, с целью формирования национальной экономики постиндустриального типа и достижение ею признаков постоянства. Указанную в определенные цель возможно достичь только с помощью применения конкретного государственного механизма.

Учитывая идеи М. Круглова [2] и В. Чечеля [3] под механизмом регулирования развития сферы услуг понимаем организационно-экономическую систему государственных инструментов, методов, функций, с помощью которой обеспечивается функционирование, регулирование, контроль за отраслями сферы услуг и видам деятельности, а результатом ее применения должно быть достижение стабильности и устойчивости развития.

Регуляторный механизм развития сферы услуг в зависимости от состояния деловой активности может быть двух типов: стимулирование или сдерживание. Стимулирующий тип регуляторного механизма выбирается в случае необходимости поддержки хозяйствующих субъектов в период экономического спада. В этом случае государственные меры должны быть направлены на активизацию производства услуг.

В общем, под стимулирующим механизмом следует понимать организационно-экономическую систему инструментов, методов и функций, реализуемых с целью обеспечения стимулирования долговременного и стабильного развития национальной сферы услуг. В основу такого механизма должна быть положена четкая и логичная структура взаимосвязанных элементов. Стимулирующее направление оказывается целесообразным для сферы услуг в период рецессии, поскольку она крайне чутко реагирует на колебания деловой активности - большинство ее субъектов представлена малым и средним бизнесом, который первым не выдерживает конкуренции, приостанавливает свою деятельность или уходит в «тень». Кроме того, указанный тип механизма следует использовать для тех отраслей сферы услуг, которые объединяют между собой сельское хозяйство и промышленность, что активизирует развитие всей национальной экономики.

Механизм сдерживания развития сферы услуг представляет собой систему методов, инструментов и рычагов, которые призваны ограничивать деловую активность в отраслях сферы услуг в период чрезмерных темпов экономического роста. Он предполагает сворачивание государственных программ поддержки, сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения прибыли предприятий сферы услуг, установление высоких процентных ставок по кредитам с целью недопущения чрезмерной сервизации экономики. Кроме того, этот тип механизма целесообразно использовать, когда сфера услуг начинает чрезмерно расти «сама в себе», то есть в случае отсутствия налаживание взаимосвязей между секторами национальной экономики. В этом случае эффективным оказывается инструмент повышения требований к качеству услуг, который выполняет определённую функцию.

Для того, чтобы выбрать тип механизма регулирования сферы услуг, воспользуемся методикой расчета общего индекса развития сферы услуг в национальной экономике (IDNEs) [8]. Расчет этого индекса и его динамики проведем для сорока стран с разной степенью экономического развития. Этот анализ позволит нам определить также тип политики, которую следует применять: активное, пассивное или активно-пассивную. В результате расчетов было выделено 7 групп стран: с очень низким уровнем развития сферы услуг (IDNEs менее 0,040) - Азербайджан, Армения; с низким (от 0,040 до 0,056) - Киргизия, Беларусь, Турция, Казахстан, Молдова, Грузия; ниже среднего (от 0,056 до 0,071) - Словакия, Румыния, Литва, Украина, Сербия, Польша, Чехия, Болгария, Латвия, Россия, Эстония; средним (от 0,071 до 0,087) - Венгрия, Словения, Хорватия, Португалия; выше среднего (от 0,087 до 0,102) - Австрия, Финляндия, Норвегия, Испания, Швеция, Греция, Кипр, Нидерланды, Бельгия, Дания, Швейцария; высоким (от 0,102 до 0,118) - Ирландия, Италия, Германия; высоким (выше 0,118) - Великобритания, Франция, США.

Полученные значения общего индекса свидетельствуют, что национальная сфера услуг в России еще не достигает среднего уровня развития и отстает от большинства стран ЕС. Поэтому регуляторным органам следует применять механизм стимулирования развития сферы услуг. С другой стороны действия этих органов должны быть комплексными: активными по отношению к наукоемким  отраслям и пассивными - в распределительных.

Исходя из определения механизма стимулирования развития сферы услуг и представим его в виде взаимосвязанных элементов.

Первым элементом механизма является диагностика уровня развитости национальной сферы услуг и уровня стимулирования на основе расчета IDNEs. Считаем, если IDNEs менее 0,056, то стимулирующий механизм должен быть всеобъемлюще активным (такой механизм следует применять странам с низким и очень низким уровнем развития сферы услуг); если IDNEs от 0,056 до 0,087, - механизм активно-пассивный (для стран с уровнем развития сферы услуг ниже среднего и средним); если IDNEs от 0,087 до 0,102, - стабилизационный механизм (для стран с уровнем развития сферы услуг выше среднего и высоким применяется лишь с целью сглаживания кризисных явлений); если IDNEs выше 0,118, то следует переключиться на пассивный механизм стимулирования (для стран с наивысшим равное развития сферы услуг).

В России целесообразно, на наш взгляд, использовать активно - пассивный механизм стимулирования. Величина IDNEs России в 0,059 пункты и имеющаяся отрицательная динамика в течение последних восьми лет позволяет сделать вывод об отсутствии действенных и эффективных инструментов стимулирования и требует их пересмотра и изменения.

Вторым элементом указанного механизма является определение целей стимулирования развития сферы услуг на основе анализа его особенностей и тенденций в России. На современном этапе национальная сфера услуг характеризуется сокращением ПДВ, занятости, экспорта услуг, значительными диспропорциями в отраслевой структуре, высокой зависимостью от экспорта распределительных услуг. Соответственно целями данного механизма должны стать замена негативной динамики положительной в ключевых показателях развития сферы услуг, диверсификация отраслевой структуры данного сектора экономики и изменение приоритетов в экспорте услуг.

Третьей, не менее важной составляющей механизма стимулирования развития сферы услуг является выбор вида политики. Политика стимулирования может быть активна или пассивна. Пассивная политика направлена на развитие и поддержку традиционных отраслей и видов экономической деятельности сферы услуг, которые сформировались в стране. Она не предусматривает радикальных изменений и применяет в основном косвенные методы регулирования. Целесообразно применять в торговых и транспортных услугах. Активная политика направлена на развитие и поддержку других от традиционных отраслей и видов экономической деятельности (для России это информационные, консалтинговые, инжиниринговые услуги и т. д., которые обладают высшей степенью знаниесодержанием), предусматривает активное вмешательство государства в создании благоприятных условий деятельности субъектов хозяйствования. В этом случае используется значительное количество прямых стимулирующих методов. С учетом результатов анализа динамики IDNEs, а также особенностей национальной сферы услуг, считаем, что в России целесообразно использовать активно-пассивный вид политики.

Проведение любого вида экономической политики требует наличия организационного обеспечения. Оно включает правовые, информационные, финансовые и научные составляющие. Правовая составляющая учитывает формирование системы законодательных и нормативных актов, разработка и утверждение стратегии и программ развития сферы услуг. Их основными целями должны стать: обеспечение населения качественными и доступными услугами, поддержка развития деловых и профессиональных услуг, которые способствуют развитию наукоемких и высокотехнологичных промышленных отраслей и формированию инновационной инфраструктуры. Кроме того, в Стратегию устойчивого развития следовало бы включить положения, которые охватывают не только отдельные отрасли сферы услуг (транспортную, информационную, жилищно-коммунальную, оздоровительную, образовательную), а сектор сферы услуг экономики в целом.

Информационная составляющая предполагает сбор, обработку, сохранение информационной базы показателей оценки развития сферы услуг, облегчение доступа пользователей к ней. Считаем необходимым освещать на официальном сайте Государственной службы статистики РФ базу статистических данных со значительной степенью детализации по сфере услуг. За пример можно взять базы данных Евростата или Всемирного банка, которые позволяют пользователям охватить большой массив статистической информации и подобрать необходимую по необходимости.

Финансовое обеспечение учитывает облегчения доступа сервисных предприятий к финансовым и кредитным ресурсам, создание методического инструментария, который позволяет выбирать предприятия, чья деятельность является наиболее важной для национальной экономики в целом. И наконец, научное обеспечение охватывает дальнейшее углубление исследований по развитию сферы услуг.

Наиболее сложным и важным элементом механизма является четвертый элемент, который предполагает выбор инструментов для реализации целей стимулирования.

Стимулирование занятости в сфере услуг должно концентрироваться на ключевых направлениях: активизации предпринимательской деятельности, поощрении создания новых рабочих мест, роста размера заработной платы, не увеличивая себестоимости услуг.

Активизация предпринимательской деятельности требует стабилизации политической и экономической ситуации, улучшения инвестиционного климата. В России существует значительная доля теневой экономики, поэтому необходимо создание условий для "детенизации" бизнеса. Например, предоставление дополнительных кредитных ресурсов на льготных условиях после официальной регистрации предприятия и сокращение бюрократических преград.

Другим мотивирующим фактором является создание в России дополнительных свободных экономических сервисных зон для освоения национальными производителями современных видов услуг и методов их предоставления. Это бы способствовало привлечению в эту сферу иностранных инвестиций, технологий и менеджмента, а также позволило бы сократить размеры теневого сектора.

Следующим направлением является проведение тренингов с предпринимателями, учебных семинаров и предоставление комплексных консультаций. Считаем уместным в выборе акцентов тренингов сосредоточиться на особенностях ведения бизнеса в сфере услуг, разработке креативных идей, написании бизнес-плана и проведении рекламной кампании.

Для повышения уровня оплаты труда считаем наиболее действенным сокращение налоговой нагрузки. Наиболее эффективным путем решения указанных проблем считаем уменьшение ставок единого социального взноса (ЕСВ). Например, уменьшение ЕСВ на треть приведет к сокращению нагрузки на ФЗП до 36,38 %. В таком случае уровень зарплаты может увеличиться на 18,12 %. Также необходимо применить административно-правовые инструменты, которые будут предусматривать нормативное закрепление обязанности предприятий направлять высвободившиеся средства на повышение уровня заработной платы.

Дополнительным стимулом к росту занятости в сфере услуг может стать компенсация расходов на социальные взносы. Считаем целесообразным в существующих нормативных актах, о предоставлении компенсационных льготных программ для новообразованных субъектов хозяйствования, а также для существующих предприятий, которые создают новые рабочие места, исключить услуги распределительного характера и включить производственные и социальные.

Рост занятости в сфере услуг автоматически повлечет рост взаимосвязанных с ней показателей валовой добавленной стоимости и экспорта. Кроме того, дополнительным толчком для повышения последних послужит активизация совокупных расходов домохозяйств, что возможно достичь с помощью инструментов государственной политики и инструментов самих предприятий. Так, инструменты государственной политики предусматривают повышение уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума до размеров, адекватных современному уровню цен и потребностям населения; устранение чрезмерной дифференциации в оплате труда; гармонизацию структуры совокупных затрат.

Предприятия в условиях экономического спада и кризиса должны концентрироваться не на максимизации прибыли, а лишь на покрытии собственных расходов и их минимизации, это позволит не останавливать деятельность и сохранить клиентскую базу. Что касается стимулирования спроса, то нужно активно использовать практику дифференцированного ценообразования на услуги, распространять возможность оплаты услуг в рассрочку и частями, а также предоставления услуг в кредит. Для реализации менее популярных услуг считаем целесообразным их комплектовать дополнительными бонусными предложениями, что позволит сохранить доходы и рабочие места.

Считаем уместным налаживать взаимосвязи между предприятиями услуговой и производственной сферы, через подписание договоров сотрудничества и целевого направления работников промышленности, сельского хозяйства на обучение, получение медицинской помощи или отдыха.

Эти мероприятия будут приносить предприятиям долговременный эффект, поскольку, вкладывая средства в образование и здоровье работников, создавая безопасные условия труда, фирмы получают в свое распоряжение более квалифицированную рабочую силу, открывая дошкольные учреждения - высвобождают рабочую силу участия в производстве, вводя различные системы социальной защиты своих работников, удерживают квалифицированную рабочую силу в рамках собственной предпринимательской структуры, и так далее. Вполне понятно, что все это - залог более высокой конкурентоспособности и большей доходности в перспективе.

Пятым элементом механизма стимулирования развития сферы услуг является контроль за применением выбранных инструментов, выявление недостатков их реализации на практике; сравнение прогнозных показателей и фактических. Такой контроль могут осуществлять различные комитеты и ведомства РФ, в частности Комитет по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики, Комитет по вопросам экономической политики, Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики, Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения, Антимонопольный комитет РФ, и тому подобное.

Шестой элемент предусматривает совершенствование инструментов стимулирования в том случае, если они не будут иметь практического эффекта. Проверить действенность усовершенствованного механизма стимулирования развития национальной сферы услуг можно с помощью корреляционно-регрессионного анализа, построив регрессионные модели, и на их основе сделать прогноз на период до 5 лет. Если в результате прогноза ключевых показателей (занятости, валовой добавленной стоимости и экспорта услуг) будут расти, то предложенный механизм целесообразно применять на практике.

Заключение

При анализе роли государства в поддержке развития сферы услуг необходимо заметить, что сегодня происходит изменение не только масштабов, но и целей, сфер и методов государственного регулирования по мере развития самой хозяйственной системы. При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

- государственный сектор экономики играл и играет большую роль во всех странах, в т. ч. наиболее развитых и требуют посредничества МВФ и других международных организаций либерализации экономики России и других стран - потенциальных конкурентов и перспективных рынков сбыта;

- в рыночной экономике наблюдается большое разнообразие моделей хозяйственного механизма, определяющие специфику соотношения государственного и рыночного регулирования;

- соотношение рыночного и государственного регулирования существенно меняется в каждой стране при смене убеждений политической элиты, при этом роль государственного регулирования возрастает в кризисные периоды.

Развитие государства, как социального института, который является основой развития сферы услуг, проходит четыре основные стадии:

- государство, как Верховный собственник земли, воды и других основных средств производства ("азиатский" способ производства, абсолютная монархия);

- государство, как собственник природных ресурсов и предприятий в ведущих отраслях промышленности;

- государство, как субъект макроэкономической финансово-кредитной, денежной и налоговой политики;

- государство, как организатор и гарант социально-экономической стабильности и устойчивого развития постиндустриального информационного общества.

При этом государство, как социальный институт, является подсистемой общества. Одной из его подсистем являются финансово-промышленные группы, стремящиеся подчинить себе государственную власть, определить глобальную цель развития экономики, подменив общенациональные интересы клановыми, частнокорпоративными.

Разработка направлений экономической политики должна учитывать указанные выше тенденции и отмечать это в мероприятиях. Наряду с развитием рыночных принципов оказания услуг населения, государство посредством активной финансовой политики должно корректировать региональные и межотраслевые диспропорции развития услуг. В связи с этим необходима разработка программы эффективного использования бюджетных средств на образование, здравоохранение, науку и информационные технологии; установления многостороннего контроля за использованием средств на нерыночные услуги в бюджетах всех уровней; стабилизация суммы расходов на социально-культурные цели в расчете на душу населения в постоянных ценах в течение всего периода; переход к целевой помощи.

 

 

Список литературы

1. Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1996. 10 февраля. № 27.

2. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. 1996. 7 января. № 8.

3. Федеральный закон РФ от 19.06.1995 г. № 89-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Законов Российской Федерации "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг"» // Российская газета. 1995. 22 июня. № 119.

4. Федеральный закон РФ от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // Российская газета. 2011. 30 июня. № 139.

5. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. 2007. 31 июля. № 164.

6. Федеральный закон РФ от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // Российская газета. 2006. 15 марта. № 51.

7. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. 2008. 31 декабря. № 267.

8. Федеральный закон РФ от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 30 декабря. № 253.

9. Федеральный закон РФ от 24.11.1996 г. № 123-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Российская газета. 1996. 31 декабря. № 231.

10. Федеральный закон РФ от 22.07.2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2008. 25 июля. № 158.

11. Федеральный закон РФ от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» // Российская газета. 2011. 8 апреля. № 75.

12. Белоусова, Н. И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий: моногр. / Н.И. Белоусова, Е.М. Васильева. - М.: КомКнига, 2017. - 320 c.

13. Киселева, В. В. Государственное регулирование инновационной сферы / В.В. Киселева, М.Г. Колосницына. - М.: ГУ ВШЭ, 2017. - 408 c.

14. Кривко С.Р. Экономический механизм государственного регулирования развития сферы услуг в регионах РФ // Общество: политика, экономика, право. 2012. № 3. URL: http://teoria-practica.ru/-10-2012/economics/ krivko.pdf (дата обращения: 05.03.2014)

15. Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2017. - 336

16. Рассел, Джесси Государственное регулирование экономики / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2017. - 359 c.

17. Роик, В. Д. Государственное и договорное регулирование заработной платы и пенсионного обеспечения. Зарубежный и отечественный опыт / В.Д. Роик. - М.: МИК, 2016. - 304 c.

18. Самойлов, В. Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити, 2017. - 272 c.

19. Харченко, Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. - М.: КноРус, 2017. - 328 c.

20. Ходов, Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики / Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2017. - 624 c.29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: