Логическая связка слов

В предыдущих уроках мы, наконец, постигли азы сокращений. Теперь, когда у Вас, уже не начинающие Скорописцы, наработан некоторый собственный запас сокращенных слов (и терминов), пора превратить это все в более удобочитаемую форму. Т.е. теперь основное усилие будет направлено на комфорт при чтении написанного Вами материала. Это достигается путем логической связки, если не всех, то хотя бы некоторой части сокращенных слов.

Как я уже упоминал ранее, длина слов в русском языке складывается, в основном, благодаря суффиксам и окончаниям, которые входят в состав слова. Отбросив их, мы здорово сокращаем само слово. Но, в месте с тем, возникает некоторая трудность при чтении написанного. Если сокращено одно-два слова в предложении, то можно оставить и так, проблем при понимании здесь обычно не возникает. А если сокращений больше, то тут требуется более тонкий подход. Путей обойти эту трудность имеется несколько, все зависит от конкретной ситуации. Раньше я предполагал разбить этот пункт, как минимум, на две части. Но поразмышляв, пришел к выводу, что можно этим всем, выше

приведенным, приёмам учиться одновременно. И, экономя Ваше и свое время, решил свести все в одно занятие. Суть понять будет просто, сложнее будет привыкнуть писать и читать данным способом. Но этот урок необходим для более глубокого отображения мысли лектора в сокращенных Вами словах. Не беда, если Вы из всего, выше написанного, ничего не поняли. Начнем разбирать по пунктам, и все станет на свои места.

 

Сокращаем прилагательные.

Здесь просто. В прилагательных можно спокойно отбрасывать почти все окончания и, во многих случаях, суффиксы. Например: космический вакуум, производственный процесс. Чтобы увязать эти словосочетания в логическую, удобочитаемую связку, сократив их, при этом, до минимума, необходимо

поставить вот такой значок «_», называется «нижняя риска» или «подчёркивание». Теперь наши сокращения будут иметь такой вид: косм_ вакуум, пр-в_ проц. Бывает ещё такая ситуация, когда прилагательное стоит перед связанным с ним существительным: Елена прекрасная, валериана лекарственная. Тогда, используя данный прием, получим такой вид: Елена _прекр., валер. _лек. Здесь важно запомнить три момента. Первое: необходимо приучить себя делать пробелы повышенной длинны, чтобы было видно к какому из сокращенных слов символ подчеркивание принадлежит. Еще этим длинным пробелом мы приближаем объем написанного нами материала к среднестатистическому. Помните, во введении я указал первым минусом методики тонкие конспекты? Второе: знак «_» необходимо ставить именно возле прилагательного, подчеркивая его зависимость от главного слова, а не лепить его посередине между словами. Третье: после такого сокращенного прилагательного если стоит «_», то точку можно и не ставить, и так всё будет понятно. С прилагательными, вроде бы, разобрались. Замечу только, что особенно красиво сокращаются числительные прилагательные: сто первый далматинец – 101_ далм., номер второй - № _2.

 

 

Падежи.

При письме часто приходится сталкиваться с падежами: заворот кишечника (родит. падеж), выбраковка поросят (род. п.), лечение травами (творит. п.). Как быть в такой ситуации? Выход есть. Для тех, кто изучал в школе английский язык, будет вообще просто понять и использовать этот приём. Те, кто учил другие иностранные языки, возможно два варианта: либо попытаться приспособить полученную информацию под свой ин. язык, либо, при невозможности этого, просто запомнить и использовать такой приём, как есть. Суть такова. Если Вы видите, что слово длинное и есть возможность его здорово сократить, сохраняйте информацию о его падеже с помощью английских слов: of - обозначает родительный падеж, by – означает творительный падеж. Давайте сократим вышеприведенные примеры: заворот of киш.(словосочетание стало на 4 буквы короче, учитывая, что «of» прибавилось),

выбр. of пор. (на две буквы короче), леч. bу тр. (3 буквы). Мне хватало пользоваться этими двумя падежами.

Вообще-то приёмы с логическими связками, чувствую, можно еще больше доработать и развить. Например: поработать с глаголами, временами и т.д. Если кто-то из моих читателей и последователей придумает что-нибудь новое, буду только рад об этом узнать. Здесь главное не перемудрить. Чтобы имело место реальное сокращение количества букв, а не использование приёма ради его применения.

Мне кажется, что чтение, в данном случае, пойдет быстрее, нежели составление записей. А учитывая тот момент, что Ваш мозг уже начал перестраиваться на использование сокращений, то Вы с относительной легкостью освоите данный урок. После освоения пятого занятия Вы должны будете почувствовать заметное облегчение при написании лекций. Несмотря на то, что поначалу Вы львиную долю времени будете затрачивать на продумывание сокращений, пометок сносок на полях, поиск прилагательных и падежей, Вы, с удивлением для себя, отметите, что писать Вы стали гораздо быстрее. Что, оказывается, писать лекцию это не такое уж и нудное занятие, как считалось раньше. Что на ее последующее прочтение Вы тратите куда меньше времени, чем ранее, а запоминаете, как не удивительно, намного больше и легче. Одним словом чудеса. На самом деле чудес никаких нет, всё вполне объяснимо.

Во-первых: у Вас уже к этому времени будет наработан определенный набор привычек. Это и словарный запас сокращений, и интуитивный, подсознательный подход к сокращению нового слова. Вы даже не будете задумываться над процессом сокращения, все будет происходить само собой, автоматически.

Во-вторых: попеременно меняя режим работы мозга, Вы не позволите ему устать от монотонной работы. Ведь, что такое отдых? Это всего лишь смена вида деятельности. Работая за станком или сидя за компьютером, мы не перестаем думать, смотреть, двигаться. Просто делаем это по-разному, в зависимости от вида работы. Даже во сне мы не

перестаем дышать и время от времени переворачиваться на другой бок. И предлагаемая методика дает возможность уйти от монотонности простого (тупого) написания лекции, когда мысли крутятся вокруг только одного вопроса: «сколько минут осталось до конца?» Методика дает возможность наполовину заменить механический, ручной труд письма на думающий, творческий. Когда рука пишущего отдыхает, а временно в работу включается логическая часть мозга. При этом одновременно происходит осмысление, даже некоторый пересмотр материала, который дает лектор. В этот момент Вы находитесь в высшей степени осознанности, а не спите, и не летаете неизвестно где. Сейчас Вы уже в состоянии даже где-то поправить самого лектора, если чувствуете, что он не прав. Да, бывали и такие случаи. Лектор, диктуя одно, может думать совершенно о других вещах: как бы чего не упустить, приводить ли данный пример или не стоит, а кто там крутится за последней партой, успею или нет полностью дать лекционный материал до звонка на перемену?.. В общем, Вы уже используете комплексный подход к написанию лекции. А там где происходит осмысление, обдумывание при написании материала параллельно будет происходить и его запоминание. И если даже через две недели после данной лекции Вы откроете конспект, то обнаружите, что Вы и так все помните и знаете по теме. Вам останется только слегка пробежать глазами по тексту, уточнив лишь некоторые моменты. И все. Нет, не все, это еще не конец. Далее будем больше углублять и расширять творческий подход к написанию лекций.

 

 

Урок №6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: