Анализ авторских программ и учебников по технологии

Программа Н.М. Конышевой «Основы дизайнобразования» разработана для модернизированного курса технологии с учетом его особого развивающего и воспитательного предназначения на начальной образовательной ступени. Курс строится на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности ученика и предполагает практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство), программа обеспечена авторским учебно-методическим комплектом, отмеченным премией Правительства РФ в области образования (2005 г.), и используется в общеобразовательных школах любого уровня и профиля, в том числе в школах с углубленным изучением предметов естественно-научного и гуманитарного направлений. На основе данной программы может быть реализован любой из вариантов курса технологии, предлагаемых в новых образовательных стандартах.

Программа по технологии разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровьесберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы [2, 3, 4, 6].

Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

· формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

· формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

· расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

· расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

· развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

· развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

· развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

· формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

· формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

· духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов [2,6].

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:

Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.

Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.

Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.

Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.

На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр. Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.

 По курсу технологии во 2–4 классах предусмотрено выполнение творческих проектов за рамками общего времени, отводимого на изучение курса.

Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках целостного УМК.

Базовыми ценностными ориентирами  содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений [2,6].

Авторская программа «Технология» Рагозиной Т.М. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по технологии предмет «Технология» изучается с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3, 4 классе. Всего 135 часов.

Данная программа, как и весь учебный комплект, учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется природно-предметной средой. Деятельностный подход к процессу обучения данного учебного курса обеспечивает формирование у школьников представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, а также формирует у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки [10].

Обучение строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из природных, искусственных и синтетических материалов, деталей конструктора, полуфабрикатов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологи ческой сложности изготавливаемых изделий с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.

В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

Характерными особенностями учебного предмета являются:

практико-ориентированная направленность содержания обучения; применение знаний, полученных при изучении других образовательных областей и тематические пересечения с образовательными предметами для решения технических и технологических задач: математика — моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами. Изобразительное искусство — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности. Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Целью реализации программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста [10].

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, - продуктивные, включающие в себя наблюдения, размышления, обсуждения, “открытия” новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

• развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

• развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

• формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

• развитие планирующей и регулирующей функции речи;

• развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

• развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

• формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

• ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению;

• фомирование ИКТ_компетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:

· получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;

· приобретут навыки самообслуживания; овладеют технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоят правила техники безопасности;

· получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

· получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

· научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий. Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук;

· приобретут первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач;

· приобретут первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Содержание:

Изготовление изделий из природных материалов

Изготовление изделий из бумаги

Домашний труд

Изготовление изделий из текстильных материалов

Искусственные материалы бумага и картон

Металлы

Полуфабрикаты

Сборка моделей из деталей конструктора

Практика работы на компьютере

Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру

Авторская программа Т. М. Геронимус «Технология»

Изучение технологии на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

•   овладение обучающимися:

–   начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества;

–   способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

–   умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

•   развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

•   освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

•   формирование первоначальных представлений о мире профессий;

•   воспитание:

–   трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;

–   интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

•   практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности [1].

Цели обучения технологии будут достигнуты, если ребенок на уроке займет позицию: “Я хочу это сделать сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться”.

Задача учителя – не столько помочь ребенку в осознании чего-либо или изготовлении изделия, сколько создать условия, при которых наиболее полно будет раскрыт его творческий потенциал. Учитель должен помнить о том, что деятельность ребенка на уроке труда включает в себя два равнозначных компонента: интеллектуальный и моторный, следовательно, урок должен быть поделен на две части:

• первая часть – теоретическая – должна обеспечить безусловное понимание ребенком сути и порядка выполнения практической работы;

• вторая часть – практическая – самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие, оснащенная должным образом.

На теоретическую часть урока должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, внеся в него, особенно в 1–2-х классах, элементы игры, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Учебный курс “Технология” также предусматривает в 3–4-х классах практическую работу обучающихся на компьютере[1].

Требования к уровню подготовки обучающихся

По результатам практической работы на компьютере выпускники начальной школы должны знать (понимать):

•   основные источники информации;

•   назначение основных устройств компьютера;

•   правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

•     поиска необходимой информации;

•   изменения и создания при помощи компьютера простых информационных объектов.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Вывод:

Содержание программ по технологии можно рассматривать как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.   

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности.

       Уроки технологии являются опорными для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене, так как все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

 

Тема лекции: «История развития и становления образовательной области «Технология». Предмет и задачи курса. Связь методики трудового обучения с психолого-педагогическими науками (1 час)

Цели:   1. Ознакомление с историей развития образовательной области технология.

  2. Ознакомление с задачами курса, требованиями к подготовленности учителя к проведению уроков технологии.

Литература:

Основная:

1. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

2. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

3. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 – 3-е изд. – М.– Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)

Дополнительная:

6. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1981.

7. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1988.

ПЛАН

1. История развития и становления образовательной области «Технология».

2. Предмет и задачи курса.

3. Связь методики трудового обучения с психолого-педагогическими науками.

КОНСПЕКТ

1. История развития и становления образовательной области «Технология».

Внедрение нового понятия в школьную практику произошло в последнее десятилетие XX века. В то время появлялись новые варианты концепции будущего содержания школьных дисциплин. Это было вызвано глубочайшими изменениями в жизни общества. Для того, чтобы понять современные проблемы и прогнозировать тенденции дальнейшего развития образовательной области «Технология», рассмотрим логику ее исторического становления.

                        Считается, что в качестве специального учебного предмета практический, физический труд нашел применение в школах лишь в 18-19 вв., однако корни его становления следует искать задолго до этого времени. Важно заметить, что образование с древнейших времен шло и развивалось в течение тысячелетий по двум непересекающимся линиям: по одной из них обучение совершенно исключало физический труд, а по другой он составлял основу образования [1,2].          

В образовательных системах для избранных членов общества (детей социальной элиты) учебный предмет, подобный современной технологии, долгое время вообще не был представлен.

В образовании тех, кто впоследствии был призван создавать «материальные блага», практические виды труда играли существенную роль.        Как видно: практический труд не выходил за рамки подготовки человека к тем или иным видам практической работы; никаких воспитывающих или развивающих, облагораживающих человека функций за ним не признавалось.

       Известно, что ещё в IV веке до н.э. древнегреческий философ-материалист Демокрит обратил внимание на особую роль труда в воспитании подрастающего поколения, отмечая, что «учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда».

                        Идея соединения воспитания с трудом должна быть оценена как весьма прогрессивная для своего времени, однако она была лишь одной из многих философских идей учёного. Что касается реальной практики древнегреческой школы и педагогики, то практический труд как таковой в ней, скорее, противопоставлялся целостному процессу гармонического образования, а не включался в него.

                   В Афинской республике воспитание детей рабовладельцев предусматривало умственное, нравственное, эстетическое и физическое (спортивное) развитие. Физический труд был исключительно уделом рабов и в рамках педагогических проблем вообще не рассматривался. Но в процессе социального расслоения в Древней Греции выделилась масса так называемых свободнорожденных граждан (демос). Дети этой социальной прослойки не могли обучаться в школе, однако в соответствии с законом они все-таки обязаны были получить определенное образование, которое состояло в обучении ремеслу. Владение ремеслом рассматривалось исключительно в системе экономического выживания, но не в системе развития и воспитания личности [4].       .

                        При дальнейшем развитии образования и педагогики в странах Азии, Европы, Северной Африки в течение длительного времени это разделение умственного и физического труда продолжало закрепляться. В разных странах элитные школы повсеместно ориентировались на умственное развитие учеников. Что касается практического труда, то он в системе философско-педагогический идей вообще не рассматривался. Ремесленники же передавали свой опыт и знания детям своего круга, обеспечивая им тем самым возможность существования.

       Эпоха средневековья не дает ничего нового в плане воспитательного значения ручного труда.

Считается, что первые идеи использования практического, физического труда в обучении и воспитании относятся к эпохе Возрождения, однако, в действительности и здесь все не так однозначно. Когда в недрах феодального общества зарождался капиталистический способ производства, представители раннего утопического социализма Томас Мор (1478-1535) и Томазо Кампанелла (1568-1639) в своих проектах об идеальном обществе предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Из этого вытекало требование подготовки детей к труду, привлечение их к посильной трудовой деятельности. Вместе с тем, на острове Утопия, придуманном английским ученым Т.Мором, отчетливо проступает разделение высшего типа труда – умственного, и низшего – физического.

Первые признаки нового отношения к труду появляются лишь в педагогической системе великого чешского педагога и мыслителя Я.А.Коменского (1592-1670) в 17 веке.  

Я.А.Коменский впервые отчетливо обозначилпсихолого-педагогический смысл соединения в обучении практических форм познания с абстрактными.

       К концу 18 – началу 19в. в мировой прогрессивной педагогике отчетливо намечается новая тенденция – соединение обучения с производительным трудом в целях более гармоничного развития личности.

       К концу 19в. наметилось реальное включение практических видов труда в образование.

Во второй половине 19 века трудовое обучение вводится в общеобразовательных школах Англии, Германии, России, скандинавских стран, США, Франции, Швейцарии и др. Однако педагогические идеи, цели, содержание и формы трудового обучения не всегда совпадали в разных школах.

                   В трудовых школах главную роль практического труда видели не в активизации учебного процесса, а в выработке у ученика социально ценных черт характера: дисциплинированности, старательности, честности, добросовестности, что является необходимой подготовкой к любой профессиональной деятельности [4].      .

Мануалисты видели сущность трудового обучения в том, что в учебный план как особый предмет вводится ручной труд, а трудовые умения и навыки используются в обучении по всем другим дисциплинам.

                   Представители третьего направления видели сущность трудовой школы в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся (самостоятельная работа по добыванию знаний, сочинения на свободную тему, рисование, рукоделие и др.) [4].          

                   К началу 20 века педагогика приблизилась к пониманию объективно существующей закономерности развития личности как цельной системы.

                   В конце 19 начале 20 века начальное образование для детей простого народа давали разные типы школ: министерские сельские «одноклассные» (3-4 года обучения) и «двуклассные» (5-6 лет обучения) училища, городские (6 лет), высшие начальные (4 года) училища, церковно-приходские, земские и др. школы [4,6,7].     .

       Наиболее заметное место предметно-практическим занятиям отводилось в педагогических системах прогрессивных отечественных ученых-педагогов  и в их авторских школах. Кроме специальных уроков труда, в них широкое применение получил «предметный метод обучения», в котором соединялись наглядно-действенные, наглядно-образные и абстрактные формы познания.

                   Первая четверть 19 векаприходские школы (низшая ступень). В программу входили 15 учебных дисциплин, в том числе начала технологии. Хотя в дворянской среде по-прежнему популярно домашнее обучение.

Вторая четверть 19 века1864 г. принят устав по начальному образованию.                  К.Д. Ушинский отводил идее труда роль ведущего фактора развития личности.

       1918 год – Положение о Единой трудовой школе РСФСР («Труд является основой школьной жизни и должен быть тесно связан с производством») [4, 6, 7,].     .

Первая программа трудового обучения была разработана комиссией Комиссариата народного просвещения в 1919 г. и называлась «Примерная программа ручного труда для 1-5 классов».

                   Эта программа включала виды труда, характерные для предреволюционного периода (картонаж, обработка древесины и металлов и др.). В объяснительной записке приводились идеи развивающего значения ручного труда, указывалось, что ручной труд следует отграничивать от ремесленного обучения, что было весьма прогрессивным.

       В 1927 году разработана программа, в которой отмечалось, что «труд – средство политехни-ческого образования» (включает моделирование, изучение свойств материалов, освоение умений).

1937г. – трудовое обучение как учебный предмет было отменено.

       1954г. - включениев программу школы нового предмета «Трудовое обучение».

       В начальных классах этот предмет назывался «Ручной труд»(1-4). Труд – средство всестороннего развития учащихся. Задачавооружение учащихся несложными трудовыми умениями, привитие интереса и любви к труду, воспитание навыков культуры труда. На уроки труда отводится 1 час в неделю (работа с бумагой, картоном, тканью, глиной, пластилином, древесиной, проволокой и др. материалами; с/х труд – выращивание растений на учебно-опытном учаске и в классном уголке природы).

1959/1960гг. – Программа значительно изменена. Называется «Трудовое обучение и общественно-полезный труд» (1-4), отводится 2 часа в неделю.   Задача: подготовка учащихся к жизни, самостоятельной трудовой деятельности.

       1965г.Комиссия по определению содержания трудового обучения в начальной школе в связи с переходомна трехлетнее начальное образование.

       1969г. – Новая программа по труду «Трудовое обучение» (1-3). Задачи: политехническая подготовка к труду, расширение трудового опыта детей, их знаний о производстве; воспитание коммунистического отношения к труду, физическое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание учащихся, практическая подготовка школьников.

1959/1960гг. – Программа значительно изменена. Называется «Трудовое обучение и общественно-полезный труд» (1-4), отводится 2 часа в неделю.   Задача: подготовка учащихся к жизни, самостоятельной трудовой деятельности.

       1965г.Комиссия по определению содержания трудового обучения в начальной школе в связи с переходомна трехлетнее начальное образование.

       1969г. – Новая программа по труду «Трудовое обучение» (1-3). Задачи: политехническая подготовка к труду, расширение трудового опыта детей, их знаний о производстве; воспитание коммунистического отношения к труду, физическое, умственное, эстетическое и нравственное воспитание учащихся, практическая подготовка школьников [4,6,7].     .

В последнее десятилетие 20 века значительную роль в обществе стало играть создание новой организационной структуры подготовки квалифицированных творческих специалистов. Поэтому сейчас речь идет о технологической подготовке учащихся. Обучение предполагает развитие учащихся в процессе труда, формирование их духовной культуры.     Появление авторских программ: Н.М. Конышевой, Т.М. Геронимус, Е.А. Лутцевой, Н.А. Цирулик; программа группы авторов в составе Т.Г. Ивановой, Н.В. Матяш, Н.А. Семенович и др. (и программа и учебники выходили под ред. В.Д. Симоненко).

Примерная программа по предмету «Технология» (2009 год) составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития [5].      .

2. Предмет и задачи курса.

Задачами курса «Технология» являются:

1) развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;

2)  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;

3) развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;

4) развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

5) формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

6) воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

7) овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

8) расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, ознакомление с миром профессий и их социальным значением [1,2,4].          

3. Связь методики трудового обучения с психолого-педагогическими науками.

Особенность методических знаний и умений заключается в том, что они тесно связаны с психолого-педагогическими и специальнымизнаниями. Чем лучше учитель осознает эту взаимосвязь, тем выше уровень его методической подготовки, тем шире его возможности в осуществлении творческой методической деятельности.

Выбор методических действий может быть обусловлен целым рядом психолого-педагогических факторов: личностью ученика, уровнем его подготовки, целью, с которой предлагалось задание, и т.д.

Деятельность, направленная на воспитание и развитие детей на уроках технологии, требует овладения не только частными, но и общими методическими умениями (дидактическими). Учитель должен знать и уметь правильно применять на уроках методы, приемы, принципы обучения, уметь организовать работу учащихся. Например, умение целенаправленно применять различные способы организации внимания детей также является компонентом методической деятельности учителя. Основу этих умений составляют его психолого-педагогические знания. Так, отсутствие у учителя психологических знаний об особенностях внимания младших школьников приводит к тому, что, организуя их внимание, он пользуется, как правило, только приемом установки, т.е. говорит: «Будьте внимательны». Если же эта установка не действует, он использует различные меры наказания. Ошибка в том, что данная установка рассчитана на произвольное внимание детей. Этот вид внимания требует волевых усилий и быстро их утомляет. Поэтому действенность данной установки очень кратковременна. Знание психологических закономерностей поможет учителю правильно организовать внимание детей. В психологии установлена такая закономерность: внимание учеников активизируется, если: а) мыслительная деятельность сопровождается моторной; б) объекты, которыми оперирует ученик, воспринимаются зрительно. Помимо закономерностей, в психологической науке выделены условия, под влиянием которых поддерживается внимание. К ним относятся: интенсивность, новизна, неожиданность; ожидание конкретного события; положительные эмоции.

Методические приемы призваны реализовывать эти закономерности и условия при обучении конкретному содержанию. Применение различных методических приемов (графические диктанты, игровые ситуации и т.д.) позволяет организовать деятельность учащихся на основе послепроизвольного внимания, т.е. в соответствии с поставленной целью, но без волевых усилий.

Изучение технологии в начальной школе (в соответствии со стандартами второго поколения) направлено на решение ряда задач, одними из которых являются развитие познавательного интереса и познавательной активности, памяти, внимания, знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем и чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач) учащихся.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: