Тема лекции: «Подготовка учителя к проведению уроков технологии в начальной школе. Календарное, тематическое и поурочное планирование» (2 часа)

Цели: 1. Ознакомление с особенностями подготовки учителя к проведению уроков технологии в начальной школе и разными видами планирования.

2. Формирование умения составлять календарно-тематический и поурочные планы уроков технологии в начальной школе.

Литература:

Основная:

1. Геронимус Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

2. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.

3. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4. Конышева Н.М. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001.

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальные классы. В 2 ч. Ч.1 – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. –317с., (Стандарты второго поколения)

Дополнительная:

6. Конышева Н.М. Технология. Программы. 1-4 классы, 2011 г.

7. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1981.

8.    Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М., Просвещение, 1988.

ПЛАН

1. Предварительная подготовка учителя к уроку технологии.

2. Непосредственная подготовка учителя к уроку технологии.

3. Календарное, тематическое и поурочное планирование.

КОНСПЕКТ

Подготовка учителя к уроку начинается не накануне этого конкретного урока, а задолго до него и включает в себя весь период становления личности и совершенствование профессиональной квалификации в целом. Подготовка условно делится на две части: предварительную и непосредственную (составление плана или конспекта урока с изготовлением необходимых наглядных пособий) [1,2,3,7,8].

Предварительная подготовка, по мнению Конышевой Н.М., включает следующие этапы:

1) ознакомление со стандартами, программами и учебниками по технологии;

2) подготовка материальной базы уроков;

3) перспективное планирование работы на учебный год или полугодие [2,3].

Учитель должен знать, с какими видами, свойствами материалов и технологией их изготовления нужно познакомить детей, с какими инструментами и видами ручной обработки материалов должен познакомить детей. Педагог должен владеть этими операциями в совершенстве, должен уметь выполнять определенный тип поделок. Учитель должен овладеть методикой, необходимой для эффективного проведения уроков технологии.

Фрейтаг И.П., Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. выделяют следующие этапы подготовки учителя к уроку технологии [7,8]:

1. Знакомство (или самостоятельное составление) с тематическим планированием уроков технологии для определения места, цели, учебных задач конкретного урока в системе уроков.

2. Подбор изделия для изготовления на уроке с учетом конкретных дидактических задач.

3. Подготовка материалов и инструментов для учащихся.

4. Выбор наиболее эффективных для решения учебных задач методов и видов наглядных средств обучения.

5. Выбор форм организации практической деятельности учащихся.

6. Построение плана урока.

7. Подготовка или изготовление учебно-наглядных пособий для урока.

При составлении тематического планирования учитель должен:

1. знать программу (цель и задачи курса, требования к уровню ЗУН учащихся, количество часов, отводимых на каждую тему);

2. осуществлять межпредметные связи;

3. выбирать для изготовления на уроке изделие, которое будет полезным, отвечать решению учебных задач;

4. учитывать чередование отдельных тем, отдельных видов труда;

5. при составлении плана учитывать «красные дни календаря».

(см. слайды с видами тематического планирования и примерными рабочими программами).

Непосредственная подготовка учителя к уроку технологии.

Составление плана и конспекта урока технологии.

       На данном этапе подготовки к уроку в наибольшей степени проявляется профессионализм и творчество учителя. Это очень ответственная работа, поскольку именно на уроке осуществляется основное целенаправленное воздействие на личность ребенка. Разрабатывая конкретный урок, учитель имеет в виду содержание работы всей четверти, ее ведущие идеи – только тогда он может четко выстроить логику заданий отдельного занятия.

Описание урока может быть более или менее развернутым. Конспект записывается в тетради или на отдельных листах. Каждый конкретный урок разрабатывается на основе календарно-тематического планирования, поэтому подготовка конспекта начинается с определения порядкового номера урока. Указывается дата проведения урока. Ниже записывается тема урока и изделие, которое будут изготавливать дети. Далее обозначаются задачи урока. Потом указываются материалы, оборудование и инструменты; наглядность. Если предполагаются для детей какие-либо подготовительные задания к уроку, то они тоже указываются. Далее идет описание хода урока [1,2,3,7,8]. Начинающий учитель пишет полный конспект урока (полная речь учителя с точно формулирующимися вопросами и правильными ответами учащихся). Должны быть точно и четко выполнены чертежи.

         В конспекте отражается предполагаемая деятельность учителя и учащихся на уроке, приемы организации действий учащихся; указывается время работы, которое отводится на каждый этап и элемент урока.

 (Приводятся примеры поурочного планирования).

Вывод: календарно-тематическое планирование уроков технологии и поурочное должен уметь самостоятельно составлять каждый учитель по разным видам УМК.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: